Содержание

Способы крепления канатов

Строительные машины и оборудование, справочник

Способы крепления канатов


Категория:

   Канаты и грузозахватные устройства



Способы крепления канатов

Стальные канаты, применяемые на кранах и в грузозахватных приспособлениях, закрепляют на осях (пальцах), блоках, проушинах крюков, клиновых втулках. Для крепления к барабанам используют либо клиновые втулки, либо прижимные планки.

Рис. 128. Крепление концов стального каната:
а — петля на зажимах (жимках), б — петля с заплеткой, е — петля с гильзо-клиновой заделкой, г — в клиновой конусной втулке, д — в конусной втулке с заливкой, е — на барабане с помощью клина, ж — то же, с помощью прижимных планок; 1 — конец каната, 2 — коуш, 3 — скоба, 4,5 — колодки, 6 — гайки, 7 — кованые скобы, 8 — шпонка, 9 — гильза, 10 — корпус клиновой втулки,- 11, 13 — клинья, 12 — конусная втулка, 14 — прижимная планка

На осях (пальцах) канат крепят несколькими способами. Крепление — пеТля на зажимах (жимках) (рис. 128, а) выполняют так. Конец каната складывают петлей, причем загнутый конец 1 должен быть длиной не менее 18 диаметров каната и не менее 300 мм. Внутрь петли вставляют стальной коуш 2, выбранный в соответствии с диаметром каната, Зажим состоит из скобы 3 с резьбой на концах и фрезерованной 4, кованой или литой 5 колодки. Скобы надевают на две ветви каната со стороны нерабочего конца, вставляют колодки и затягивают гайки 6. Могут применяться также двусторонние зажимы с двумя одинаковыми скобами 7. Количество зажимов определяется при проектировании, но должно быть не менее трех. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната от последнего зажима должна быть не менее шести диаметров каната. Гайки зажимов затягивают до тех пор, пока каждая ветвь каната не обожмется на i/з диаметра.

Петля с заплети.ой (рис. 128, б) выполняется аналогично предыдущей, но загнутый конец расплетен на пряди, каждая из которых пропущена затем несколько раз между прядями основного каната. Число проколов каждой прядью при заплетке оговорено Правилами Госгортехнадзора и должно быть, например, не менее 4 для канатов диаметром до 15 мм и не менее 5 для канатов от 15 до 28 мм. Последний прокол допускается выполнять половинным количеством прядей каната.

Петля с гильзо-клиновой (втулочно-шпо-ночной) заделкой (рис. 128, е) выполняется так. Канат пропускают через стальную эллипсную гильзу (втулку) 9, затем делают петлю и свободный конец каната пропускают обратно. Между канатами закладывают стальную каленую шпонку 8, протаскивая ее вместе с канатами примерно до середины гильзы. Затем опрессовывают втулки на прессе (без нагрева) в обжимках.

Заделку каната в клиновой конусной втулке (иногда называют в клиновом коуше) (рис. 128, г) производят в литой, кованой или штампованной конусной втулке 10. Канат пропускают через втулку со стороны узкого конца, делают петлю, вкладывают клин 11 и свободный конец заправляют обратно во втулку. Чтобы канат не выскальзывал, клин затягивают внутрь до отказа. Для равномерной затяжки обоих концов каната свободный конец его соединяют с основным одним зажимом аналогично рис. 128, а.

На кранах большой грузоподъемности для канатов большого диаметра применяют заделкув конусную втулку с заливкой легкоплавким металлом (рис. 128, д). Конец каната заводят во втулку 12, расплетают пряди, обезжиривают проволоки, удаляют органический сердечник и концы проволок загибают в виде крючков. Затем в вертикальном положении втулку заливают расплавленным металлом.

Закрепление канатов на барабанах лебедок выполняют либо с помощью клина 13 в конусном гнезде барабана (рис. 128, е), либо с помощью прижимных планок 14, расположенных на торцовой поверхности реборды (рис. 128, ж), либо на самом барабане.

Для временного крепления канатов, что особенно часто встречается при монтажных работах, применяют петли и узлы аналогичные морским узлам. Разница заключается в том, что морские узлы вяжут из пеньковых канатов, которые имеют большую гибкость и не имеют смазки. Стальные же канаты за счет смазки и большей жесткости имеют свою специфику вязки. Не все морские узлы можно выполнять на стальном канате, а при затяжке некоторых узлов канат деформируется и нарушается его структура. Поэтому часто внутрь узла вставляют деревянный вкладыш, предохраняющий канат от затяжки. Наиболее распространенные узлы показаны на рис. 129, а — е.

Прямой узел (иногда его называют крестовым) применяют для связывания двух концов каната одинакового диаметра. Нерабочие концы канатов должны располагаться по одну сторону относительно продольной оси тяговых ветвей, а оба конца одного каната выходить вмерте из петли второго. На концы канатов ставят зажимы, а в петлю закладывают круглый обрезок дерева.

Рис. 129. Узлы и петли из стальных канатов:
с — прямой (крестовый) узел, б — беседочный (морской) узел, в — простой штык (двойной узел), г — мертвая петля, д — обыкновенная петля, е — плоский узел; 1 — свободный конец, 2 — зажим

Беседочный (морской) узел, простой штык (двойной узел), мертвую и обыкновенную петли применяют для крепления к колоннам, столбам и другим конструкциям временных оттяжек или строповки поднимаемых грузов. Причем беседочный узел используют в тех случаях, когда нужна не затягивающаяся петля, а мертвая, наоборот, для затяжки. Плоским узлом связывают два -каната разной толщины.


Реклама:

Читать далее: Эксплуатация канатов

Категория: —
Канаты и грузозахватные устройства

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

3.2. Способы крепления концов стальных канатов.

Петля на конце
каната при креплении его на кране, а
также петля стропа, сопряженная с
кольцами, крюками или другими деталями,
должна быть выполнена:

а)
с применением коуша и заплеткой свободного
конца каната или установкой зажимов;

б)
с применением стальной кованой,
штампованной, литой втулки с закреплением
клином;

в) путем заливки
легкоплавким сплавом;

г) другим способом
в соответствии с нормативными документами.

Применение
сварных втулок не допускается (кроме
крепления конца каната во втулке
электрической тали).

Корпуса,
втулки и клинья не должны иметь острых
кромок, о которые может перетираться
канат. Клиновая втулка и клин должны
иметь маркировку, соответствующую
диаметру каната.

Число
проколов каната каждой прядью при
заплетке должно соответствовать
указанному в таблице.

Число
проколов каната прядями при заплетке

Диаметр каната,
мм

Минимальное
число проколов каждой прядью

До 15

От 15 до 28

От 28 до 60

4

5

6

Последний
прокол каждой прядью должен производиться
половинным числом ее проволок (половинным
сечением пряди). Допускается последний
прокол делать половинным числом прядей
каната.

Конструкция
зажимов должна соответствовать
нормативным документам. Количество
зажимов определяется при проектировании
с учетом диаметра каната, но должно быть
не менее трех. Шаг расположения зажимов
и длина свободного конца каната за
последним зажимом должны составлять
не менее шести диаметров каната. Скобы
зажима должны устанавливаться со стороны
свободного конца каната.

3.3. Общие сведения о грузозахватных приспособлениях

Съемное
грузозахватное приспособление
mсг
— устройство
массой mсг,
соединяющее груз с краном. Съемное
грузозахватное приспособление легко
снимается с подъемного устройства и
отсоединяется от груза.

Грузозахватные
приспособления и тара применяются в
процессе производства работ по подъему
и перемещению грузов с применением
грузоподъемных машин. Строповка, обвязка
и зацепка твердых грузов для подъема,
перемещения и опускания их при выполнении
строительно-монтажных, погрузочно-разгрузочных
и других работ с применением грузоподъемных
машин производятся при помощи
грузозахватных приспособлений. Для
подъема и перемещения жидких и сыпучих
грузов используется специальная тара
(бадьи, лотки, ящики, контейнеры, ковши
и т.п.).

В
зависимости от условий производства
работ, геометрических размеров и массы
груза используют грузозахватные
приспособления разных конструкций
(стропы, траверсы, захваты и т.п.). Стропы
относятся к наиболее простым в
конструктивном исполнении грузозахватным
приспособлениям и представляют собой
гибкие элементы с концевыми креплениями
и захватными органами различных
конструкций. В качестве гибкого несущего
элемента, как правило, используются
стальные проволочные канаты, реже
— цепи и
ленты,

Стальные
канаты менее трудоемки в изготовлении,
имеют высокую удельную несущую способность
и гибкость, значительно удобнее в работе
и более долговечны, чем канаты из
органических растительных волокон или
стальные грузовые цепи. Стальной
проволочный канат сглаживает динамические
нагрузки и надежен, так как разрушение
каната происходит не внезапно, как у
цепи, а количество оборванных проволок
увеличивается постепенно, что позволяет
следить за состоянием каната и браковать
его задолго до обрыва.

Преимуществами
стальных цепей по сравнению со стальными
канатами являются их высокая гибкость,
простота конструкции, технологичность
и способность огибать острые грани, без
применения подкладок. Существенными
недостатками стальных цепей являются
их большая масса, возможность внезапного
разрыва вследствие быстрого раскрытия
образовавшихся трещин и необходимость
тщательного повседневного контроля
состояния (износа) звеньев цепи. Кроме
того, стальные цепи не допускают
приложения динамических нагрузок, а
дефекты в металле звеньев цепи трудно
обнаружить.

По
числу ветвей стропы разделяют на канатные
одноветвевые (1СК), двухветвевые (2СК),
трехветвевые (ЗСК), четырехветвевые
(4СК) и универсальные (УСК), цепные
одноветвевые (1СЦ), двухветвевые (2СЦ),
трехветвевые (ЗСЦ), четырехветвевые
(4СЦ) и универсальные (УСЦ). Простые стропы
(СК и СЦ) применяют для навешивания
грузов, имеющих специальные приспособления
(петли, крюки, рымы, болты и т.п.),
универсальные стропы
— для
строповки грузов обвязкой.

Многоветвевые
стропы используют для подъема и
перемещения строительных деталей и
конструкций, имеющих две, три или четыре
точки крепления. Их широко применяют
для строповки элементов зданий (панелей,
блоков, ферм и т.п.), снабженных петлями
или проушинами. При использовании
многоветвевого стропа нагрузка должна
передаваться на все ветви равномерно,
что обеспечивается вспомогательными
соединениями.

Универсальные
стропы применяют при подъеме груза,
обвязка которого обычными стропами
невозможна (трубы, доски, металлопрокат,
аппараты и т.п.).

Траверсы
используют для подъема и перемещения
длинномерных или крупногабаритных
конструкций или оборудования (колонны,
фермы, балки, аппараты, трубы и т.п.).
Траверсы рассчитаны на восприятие
сжимающих или растягивающих усилий.
Они предохраняют груз от воздействия
сжимающих усилий, возникающих при
наклоне груза, и обеспечивают безопасность
при его перемещении краном. Траверсы
навешивают на крюк крана при помощи
косынки с проушиной (кольцом) или гибких
или жестких тяг, присоединяемых шарнирно,
что полностью освобождает их от изгибающих
моментов. Навешивание траверс на крюк
крана при помощи жестких и гибких тяг
приводит к потере полезной высоты
подъема. Канатные стропы на свободном
конце заканчиваются крючками различных
конструкций, взаимодействующими со
скобами изделия или штыревыми замками,
укрепленными на траверсе с коушами,
вводимыми в гнезда корпуса замка.

Захваты
являются наиболее совершенными и
безопасными грузозахватными
приспособлениями, основное преимущество
которых
— сокращение
затрат ручного труда при захвате груза
и его укладке краном в проектное
положение. Целесообразно применять
захваты в тех случаях, когда приходится
перемещать однотипные конструкции,
например на заводах железобетонных
изделий, заводах металлоконструкций,
складах и ряде других предприятий.
Захватами, установленными на стропах,
можно быстро закрепить строп за
поднимаемые рельсы, швеллеры и балки.
При помощи соединительных звеньев и
такелажных скоб захваты быстро укрепляют
на стропах. На стропах можно также
крепить крюки, зажимы для листов, а также
другие приспособления.

Наиболее
распространенными видами стальной
технологической тары для подъема и
перемещения штучных, тарно-штучных,
полужидких и жидких грузов, а также
грузов, относящихся к
категории взрыво- и пожароопасных,
являются ящики, бадьи, емкости, бункеры,
контейнеры, поддоны и другие пакетирующие
приспособления.

studfiles.net

Зажимы для троса: виды, установка и крепление


При проведении такелажных, монтажных и строительных работ зачастую возникает необходимость в фиксации и удлинении используемых стальных канатов, а также создании на их концах петель и проушин. Для этих целей используются канатные зажимы (зажимы для троса).


Зажим канатный — это приспособление, применяемое для фиксации и закрепления стального каната.



Этот вид такелажа не предназначен для работ, связанных с подъемом, перемещением, удержанием на весу и опусканием грузов. Его главное предназначение — обеспечение прочного натяжения канатов и тросов при монтаже конструкций и закрепление объектов в неподвижном положении, например, на платформе транспортного средства при перевозке.


Зажимы (жимки канатные) используют совместно с грушевидным не симметричным коушем, для фиксации каната в устройстве для счаливания каната.


Размер зажима для стального троса определяется по диаметру используемого каната.

Типы канатных зажимов


Различают зажимы для канатов и тросов следующих типов:


1) U-образный зажим


Зажим представляет собой u-образный болт с резьбой. Резьбовые концы болта вставляются в зажимающий элемент. При затягивании гаек стального зажима элемент прижимает трос к болту.



2) Плоский тросовый зажим


Производится из углеродистой стали. Состоит из прижимного элемента, прижимающей пластины, винтов и гаек с метрической резьбой. В зависимости от числа винтов в конструкции плоский зажим под трос бывает одинарный (simplex), двойной (duplex) и тройной (triplex). Затягивание гаек зажимает трос между пластинами.



3) Трубчатый зажим


Алюминиевые зажимы-втулки применяются для обычных тросов, медные — для кислотостойких, для работы в агрессивных средах используются зажимы из нержавеющей стали. Трубчатый зажим представляет собой алюминиевый сплющенный полый цилиндр.


Рекомендуется для соединения тросов между собой, а также для изготовления петель на концах троса. Трубчатые зажимы для стальных канатов сдавливаются при помощи пресса или ручными щипцами. Являются разовыми несъёмными элементами.


В зависимости от конструкции и способа монтажа зажимы для металлического троса подразделяются на:

  • клиновые
  • болтовые
  • винтовые
  • заклинивающиеся
  • прессуемые
  • клыковые


Все канатные зажимы производятся согласно DIN и ГОСТ. В подъемных устройства для целей соединений концов канатов рекомендуется использовать дугообразные зажимы DIN 1142. Зажим для троса DIN 741 по сравнению с DIN 1142 имеет меньшую прочность, поэтому рекомендован к использованию работ, не связанных с перемещением и подъемом грузов.


Виды материалов и покрытий


Чаще всего тросовые зажимы используют в работах с большими весами и тяжелыми нагрузками, поэтому при их производстве действуют жёсткие стандарты проверки качества продукции. Зажимы для стальных тросов изготавливают исключительно из высококачественных и прочных материалов: сталь, медь, алюминий, нержавейка.


Кроме того, канатные зажимы могут быть подвергнуты гальванической оцинковке. Оцинкованные зажимы имеют дополнительную защиту от коррозии. При работе в неблагоприятных погодных условиях и агрессивных средах применяют нержавеющие зажимы троса.

Установка зажимов на канаты и крепление


При использовании дугообразных зажимов рекомендуется устанавливать не менее трех фиксаторов на одном канате. Если же нагрузка выше, чем способны выдержать данные виды зажимов, то нужно использовать другой тип этого фиксатора, а не увеличивать их количество.


Канатный зажим устанавливается на стальной трос так, чтобы перемычка зажима всегда находилась на стороне каната, несущей нагрузку. На хвостовой части каната или троса располагается U-образный болт зажима. Длинная часть троса загибается так, чтобы можно было расположить минимально требуемое количество зажимов для создания крепкой петли. Расстояние между зажимами и длина свободного конца каната от последнего зажима должны быть не меньше 6 диаметров каната.


Правила эксплуатации


Прежде чем приступать к работе, необходимо проверить прочность крепления каната зажимами. После первого приложения нагрузки на трос величина момента затяжки должна быть вновь проверена и при необходимости скорректирована. Необходимо, чтобы изделия регулярно проверялись и проходили проверки. Это нужно в связи с тем, что в процессе эксплуатации изделия подвергаются износу, перегрузкам, что будет приводить к деформациям и изменениям в структуре материала. Зажимы концов каната должны подвергаться проверке не реже одного раза в шесть месяцев и даже чаще, если изделия эксплуатируются в тяжелых рабочих условиях.


Не допускается изгибать или корректировать форму зажима, поскольку это приведет к ухудшению качества изделия и снижению его предельной прочности.


На плотность посадки зажимов на тросе могут отрицательно влиять следующие факторы:

  • гайка плотно сидит на резьбе, но не плотно по отношению к перемычке;
  • резьба засорена грязью, маслом, продуктами коррозии, препятствующими нужной затяжке гайки.

Советы по выбору


Прежде чем выбрать определенную продукцию, необходимо убедиться в ее качестве. Для этого следует обратить внимание на следующие моменты:

  • зажимы должны иметь разборчивую маркировку;
  • на поверхности не должно быть видимых заусенцев, трещин, бороздок и иного производственного брака;
  • зажимы должны быть выбраны в соответствии с характеристиками используемых тросов;
  • тип материала/ покрытия зажима должен соответствовать внешним факторам и условиям, в которых производится работа.


Все указанные виды канатных зажимов проектирует и изготавливает на заказ «ГПО-Снаб». Подобрать и заказать их вы можете в нашем каталоге такелажных изделий.

www.gposnab.ru

Канаты и способы их крепления

Канат – один из наиболее распространенных видов строп, применяемых в различных отраслях хозяйствования (промышленность, машиностроение, строительство) как гибкий элемент для захвата тяжелых объектов. Стальные тросы применяются на кранах и в прочих грузоподъемных механизмах. Их закрепляют на блоках, осях, проушинах крюков, клиновых втулках. Для фиксации на лебедках применяются, как правило, прижимные планки или клиновые втулки.

Способы крепления стальных канатов

Главное требование к закреплению канатов заключается в том, что он должен фиксироваться так, чтоб исключалась вероятность спадания с лебедки, блока или прочих основ, а также перетирания вследствие касания с частями конструкций. В зависимости от применения существуют различные методы фиксации тросов.

Существуют следующие способы крепления канатов кранов:

  1. Крепление с основной ветвью свободного конца заплеткой, или используя зажим тросовый. На окончании троса формируется петля с коушем.
  2. Во втулке из стали (литая, кованая, штампованная) клином либо с помощью заливки легкосплавным сплавом (свинец, цинк, баббит).
  3. На лебедках предусматривают специальные крепления. Кроме того, фиксация происходит с помощью клина в конусном гнезде, при помощи прижимной планки на торцевой поверхности реборды.

Крепление каната на барабане

Способ фиксации каната к лебедке должен быть предусмотрен конструкцией самого механизма. Он должен обеспечивать достаточный уровень надежности крепления.

Трос укладывается на барабанах с ребордами (бортами для предотвращения соскальзывания) в один или несколько слоев:

  • однослойная;
  • многослойная навивка.

Края канатов крепятся к поверхности:

  • Клиновым зажимным приспособлением – разновидность зажимного элемента, когда заготовка закрепляется посредством простого клина, они применяются для повышения или изменения направления зажимной силы. На грузоподъемных механизмах применяются, когда необходима частая замена тросов.
  • прижимными планками – приспособления для фиксации тросов посредством прижатия их к поверхности, как правило зажимаются при помощи гаек, болтов или иных элементов с резьбой.

Наиболее распространенным считается метод фиксации на лебедках – при помощи прижимных планок.

Крепление концов канатов на оси

При необходимости закрепить края троса к оси широко применяются коуши. Это кованое, литое или штампованое кольцо желобчатого сечения. Коуш предохраняет от резких перегибов, заломов, уменьшает напряжение смятия и защищает от истирания об ось. Трос укладывается в желоб устройства и свободный край соединяется с основной ветвью.

К методам фиксации относят:

  • вплетение;
  • с помощью фигурных планок;
  • при помощи планок с трапециевидными канавками;
  • заливка;
  • клиновое.

Вплетение проволок канатных прядей с последующей оплеткой считается слишком трудоемким методом. Более распространены варианты с зажимными устройствами.

Крепление каната зажимами

Существует множество конструкций приспособлений для зажимания.

Устройства Г-образной формы считаются простейшими. Они представляют собой два загнутых болта. U-образные приспособления состоят из хомута в форме латинской буквы У на краях которого предусмотрена резьба. Гайки зажимают планку, прижимая соединение. Изделия зубчатой формы предусмотрены для предотвращения самораскручивания гаек.

Шаг между зажимными приспособлениями и длина свободного края от последнего не должна быть меньше, чем шесть диаметров троса.

Крепление страховочного каната

Страховочный канат – необходимая мера дополнительной безопасности, которая должна применяться, когда нет возможности закрепиться стропом предохранительного пояса за элемент конструкции. Должен снабжаться крепежным устройством, которое обеспечит удобство установки и снятия, перестановки и изменения длины строп.

Детали крепления должны быть рассчитаны на нагрузку 2200 кгс, обладать антикоррозийными свойствами или защитным покрытием, а также не терять свойств при работе в диапазоне температур от -45 до +50 градусов и относительной влажности 100%.

Крепится страховка на поясе, который надевает сотрудник. Для быстрой фиксации применяется, как правило, карабин.

len-stal.ru

Способы крепления канатов на автомобильных кранах




Крепление каната должно выдерживать большее усилие, чем сам канат. Недостаточно надёжное крепление каната может стать причиной аварии. Крановые канаты закрепляют с помощью стальной кованой, штампованной или литой втулки с закреплением клином; путём заливки легкоплавким сплавом; с помощью коуша и заплёткой свободн6ого конца каната или установкой зажимов.

Крепление клином наиболее распространено. Канат 1 (рис.а) зажат между стенками сужающегося отверстия в корпус 3 втулки клином2, на боковых поверхностях которого выполнены выемки для плотного прилегания каната (диаметр выемки должен совпадать с диаметром каната). Под действием внешней нагрузки канат стремится переместить клин в сторону малого отверстия, в результате чего канат зажимается. Крепят канат так, чтобы ось его нагруженной ветви проходила через центр отверстия в проушине корпуса втулки. В противном случае канат будет перегибаться и надёжность крепления снижается. Второй конец каната должен выступать за край корпуса втулки на длину, равную 10-12 диаметрам каната, или заделан при помощи обмотки 4 ( рис.б). Крепление демонтируют, вынимая клин из отверстия во втулке.

Клинья неэффективны для крепления канатов большого размера, поэтому такие канаты чаще всего крепят в конусной втулке путём заливки легкоплавким сплавом (рис.в). Конец каната во избежание раскручивания перевязывают на расстоянии 200т – 300 мм от конца и пропускают в конусное отверстие втулки. Проволоки пряди распускают, органический сердечник удаляют. Распущенные проволоки зачищают, промывают бензином и протравливают 50%-ным раствором соляной кислоты, после чего заливают сплав специального состава. Этот способ крепления надёжен, однако конструкция не подлежит разборке.

Для крепления каната к различным элементам крана с помощью зажимов или заплёткой

(рис. г, д) используют петли. Стальной канат огибается вокруг коуша 5, на наружной стороне которого выполнена канавка для укладки каната ( диаметр канавки должен совпадать с диаметром каната). Коуш предохраняет канат от деформации и обрыва проволок. На коуше петлю фиксируют заплёткой свободного конца канат, кованой или штампованной втулкой, а также установкой зажимов. Число зажимов определяется при проектировании с учётом диаметра каната, но их должно быть не менее трёх. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната за последним зажимом должны составлять не менее шести диаметров каната. Скобы зажима должны устанавливаться со стороны свободного конца каната. При креплении заплёткой число проколов каната каждой прядью зависит от диаметра каната: при диаметре каната до 15 мм- 4; при диаметре каната 15…28 мм- 5; при диаметре каната 28…63 мм – 6. Последний прокол каждой прядью должен производиться половинным числом прядей каната. Далее заплётку можно обмотать мягкой проволокой (обмоткой) 7 (рис.д)



Крепление каната к барабану производится прижимными планками или при помощи клиньев 9 (рис.е). В случае применения прижимных планок их должно быть не менее двух. Длина свободного конца от последней прижимной планки на барабане должна составлять не менее двух диаметров каната.

Порядок перемещения груза, на который не разработаны схемы строповки

Перемещение грузов, на которые не разработаны схемы строповки, должно проводиться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

Правила подтаскивания грузов.

Запрещается подтаскивание груза по земле, полу или рельсам при наклонном положении грузовых канатов без применения направляющих блоков, обеспечивающих вертикальное положение грузовых канатов.

 

 

Билет № 22


Крепление канатов на коуше

Для крепления каната к различным элементам кранов используют петли, накладываемые на стальной коуш, который имеет на наружной стороне канавку для укладки каната. Применение коуша предохраняет канат от деформации и разрыва проволок. На коуше петля фиксируется либо с помощью заплётки, либо с помощью зажимов.

Заплётка должна иметь на всей длине обмотку из мягкой проволоки.
Длина заплетаемой части для каната диаметром до 12 мм должна
быть не менее 40 см, диаметром более 12 мм – 70 см.
Число болтовых зажимов зависит от диаметра каната, но должно быть не менее трёх.
Гайки зажимов располагают со стороны рабочей ветви петли. После
затяжек гаек поперечное сечение каната должно составлять 0,6 его
нового диаметра. Свободный конец петли обматывают мягкой
проволокой. Петлю проверяют натяжением каната под нагрузкой
 

 














infopedia.su

Способы крепления концов стального каната

Рис.
128.
Крепление концов стального каната : а — петля на зажимах ( жимках ), б — петля с заплеткой, епетля с гильзо — клиновой заделкой, г — в клиновой конусной втулке, д — в конусной втулке с заливкой, е — на барабане с помощью клина, ж — то же, с помощью прижимных планок ;
1 — конец каната, 2 — коуш, 3 — скоба, 4, 5 — колодки, 6 — гайки, 7 — кованые скобы, 8 — шпонка, 9 — гильза, 10 — корпус клиновой втулки, — 11, 13 — клинья, 12 — конусная втулка, 14 — прижимная планка

Для временного крепления канатов, что особливо часто встречается при монтажных работах, применяют петли и узлы аналогичные морским узлам.
Разница состоит в том, что морские узлы связывают из пеньковых канатов, которые располагают большую гибкость и не располагают смазки.
Стальные же канаты за счет смазки и большей жесткости имеют собственную специфику вязки.
Не все морские узлы можно выполнять на стальном канате, а при затяжке некоторых узлов канат деформируется и нарушается его структура.
Поэтому часто внутрь узла вставляют деревянный, который нельзя отменить канат от затяжки.
Наиболее разболтанные узлы показаны на рис.
129, а — е.

Грузозахватные приспособления и тара применяются в процессе производства трудов по подъему и перемещению грузов с применением грузоподъемных автоматов.
Строповка, обвязка и зацепка твердых грузов для подъема, перемещения и опускания их при выполнении строительно — монтажных, погрузочно — разгрузочных и прочих произведений с применением грузоподъемных автоматов производятся при помощи грузозахватных приспособлений.
Для подъема и перемещения слабых и сыпучих грузов используется особая тара ( бадьи, лотки, коробки, контейнеры, ковшики и т.п. ).

Канаты являются одним из важнейших конструктивных расчетных элементов.
Резерв прочности для стальных канатов принимают всегда младшим, чем для других элементов одноковшовых экскаваторов.
Поэтому в случае перегрузки экскаватора прежде всего повреждается канат.
Подобным типом, канат служит ограничителем нагрузки.
Об этом необходим хорошенько помнить машинист экскаватора и ни в коем случае не применять канаты других, чем это показано в паспорте диаметров.
Использование каната большего диаметра приводит к тому, что при перегрузке экскаватора, который нельзя отменить выдержать большую нагрузку, уже не может быть ограничителем и вместо него повреждается другой конструктивный элемент ( стрела, рукоять, ковш и т.д. ), ремонт которого обходится значительно дороже и требует больше времени, чем смена каната.
Кроме того, канат большего, чем это нужно, диаметра разрушает ручьи блоков.
Постановка канатов меньшего диаметра требует частой их замены, а значит длительных простоев экскаваторов.
Необходимо обращать самое тяжелое внимание на правильность запасовки канатов и их закрепление.
Способы крепления канатов на экскаваторах.
Чаще всего канат закрепляют с помощью клиновых зажимов.
Петлю каната вкладывают в корпус коуша и затягивают стальным клином.
С увеличением натяжения каната клин затягивается сильнее.
Для канатов небольших диаметров этот способ крепления является легчайшим.
Клин выбивают при помощи борода, вмонтированного в узенькое отверстие коуша.

Заплетка ( счаливание ) концов канатов получила широкое распространение и сохранилась из — за технологической простоты.
К порокам данного способа следует отнести высокую трудоем­кость, необходимость применения опасного ручного труда, повы — шенный расход канатов ( концы после заплетки отрубают ), нару­шение структурной целостности каната в зоне заплетки и сниже­ние, его агрегатной прочности на 5 — 15% ( в зависимости от диамет­ра каната и квалификации рабочего ).
Необходимо заметить, что применение в подъемных машинах счаленных ( срощенных встык ) канатов запрещено.

а — шариком ;
б — втулкой с шаром ;
в — втулкой с резьбой для талрепа ;
г — крепление с втулкой типа б ;
д, евтулки с проушиной и вилкой ;
ж — опрессовка типа огона.
При необходимости обеспечения повышенной прочности заделки, одинаковой 90 — 100% разрывной нагрузки каната, применяются втулки, которые могут располагать разное конструктивное оформление, в том количестве и вид обычного огона с коушем ( рис.
4, б — ж ).

Канаты больших диаметров ( более 30 мм ) крепят в конической втулке.
Конец каната протягивают через узенькое отверстие втулки, потом канат в месте входа во втулку перевязывают.
Конец каната расплетают на отдельные проволоки, вырезают пеньковый сердечник, а проволоки загибают в виде крючков и образовавшуюся кисть затягивают внутрь втулки.
Внутреннюю поверхность втулки и находящщиеся в ней проволоки протравливают соляной кислотой, втулку заливают баббитом или другим припоем, а в особо ответственных случаях — свинцом или цинком.
Канат можно крепить, заплетая его конец.
Длина заплетаемой части должна быть не менее 0, 4 Đź, если диаметр каната до 12 мм, а если свыше 12 мм — то 0, 7 Đź.
Этот способ крепления используется не часто.
Широко применяется крепление каната болтовыми зажимами.
Для канатов диаметром от 10 до 34 мм необходимо от 3 до 7 зажимов при расстоянии между зажимами соответственно от 80 до 230 мм.
Крепление каната в барабане одним клином аналогично креплению клиновым зажимом.
Крепление двумя клиньями производится следующим типом : конец каната 1 выпускают через оба отверстия барабана и рано режут клин 2, размещенный ближе к концу каната, а затем клин 3.
Применяется также и болтовое соединение канатов с барабаном, при этом новый служит одной из щечек зажима.

spravconstr.ru

Коуш для троса – выбор, заделка и заплетка на него каната + Видео

Коуш для троса – в настоящее время неотъемлемая и незаменимая деталь большинства грузоподъемных, натягивающих, удерживающих, буксирующих, крепящих и многих других подобных машин, механизмов и конструкций, используемых в самых различных сферах производства и жизнедеятельности человека. Вполне обоснованно считается, что впервые коуши (kous) были использованы для оснащения ими корабельных тросов и канатов, причем голландскими мореплавателями, чему подтверждением служит перевод этого слова с родного языка Голландии – «чулок».

1 Что представляет собой коуш и его виды

Коуш – это такая специальная оправка под петлю (огон) троса (стального или из мягких материалов), защищающая его от повреждений, излома и быстрого износа (истирания). В чем состоит и как на деле осуществляется защитная функция этого изделия? Внешняя сторона коуша выполнена в виде желоба (имеет канавку), в который и помещается, причем достаточно плотно, трос, то есть его петля. А сама эта оправка имеет форму, максимально близкую к контуру огона.

Коуш

Рекомендуем ознакомиться

Благодаря такой конструкции коуша трос, находясь в его канавке, не вступает в непосредственный контакт с деталью (элементом), на который крепится своей петлей. Форма и размеры оправки обеспечивают равномерное и без изломов прилегание к ней каната. Бортики канавки коуша не позволяют соскочить с него петле, а также защищают трос от повреждений сбоку, хотя там он меньше всего подвержен износу и другим механическим воздействиям.

Так как коуши используются в очень многих областях производства и жизнедеятельности человека, производят несколько их видов, которые приведены и коротко описаны в соответствующей публикации сайта. Это статья «Коуши – что это такое, основные характеристики и разновидности». В рамках данной публикации отметим только, что по форме (внешнему виду) эта оправка бывает круглой, треугольной или каплевидной. Коуши в последнем варианте исполнения самые распространенные и используются практически во всех случаях, когда необходима подобная защита троса.

Производят коуши в основном из углеродистой стали, но есть и пластмассовые. Стальные изготовляют методом литья, штамповки либо ковки с последующей оцинковкой или покраской для обеспечения их защиты от коррозии. Конструктивно коуш может быть выполнен цельным либо составным, состоящим из нескольких деталей. Один из видов таких оправок на нижеприведенных фотографиях. Причем это каплевидный коуш.

Разумеется, для каждого каната (определенного диапазона диаметров) предназначен свой коуш, то есть с соответствующими наружными, внутренними и размерами канавки.

Причем для одного и того же троса размеры, габариты и масса коушей, производимых по разным ГОСТам, отличаются. Для примера можно сравнить два самых распространенных и наиболее востребованных вида оправок. Это каплевидные коуши стандарта 2224-93 и такой же формы, но производимые по ГОСТ 19030-73. Чертежи, по которым их изготовляют, представлены соответственно на Рис. 1 и 2. Взяты из этих ГОСТов.

Рис. 1. Коуши стандарта 2224

Рис. 2. Коуши стандарта 19030

Сравним характеристики этих двух изделий, предназначенных для троса диаметром 3 мм. По обоим стандартам производят коуши, используемые для защиты огона канатов с диаметрами в диапазоне свыше 2,5 и до 3,5 мм включительно. Но характеристики этих оправок отличаются, что видно из представленной таблицы.

Таблица 1. Размеры и масса коушей для тросов диаметром свыше 2,5 и включительно до 3,5 мм (в том числе 3 мм) стандартов 2224 и 19030

Изделия ГОСТ

Обозначение размера на соответствующем чертеже и его значение, мм

Масса, г

2224-93

D

L

L1

B

S

R

S1

8

12

20

32

7

1,5

2,0

2,5

19030-73

d

l*

b

s

r

h*–s = r

(h* = 2,2)

1,1

10

17

4,5

0,5

1,7

1,7

Масса коушей этих стандартов под канат диаметром 3 миллиметра, как видно из таблицы, всего 8 и 1,1 граммов. Но вес оправок для мощных тросов измеряется уже в килограммах и даже десятках килограммов.

2 Выбор троса и коуша – что первично и какие правила надо соблюдать

Разумеется, сначала необходимо выбрать подходящий трос. При этом в первую очередь следует руководствоваться величиной максимального разрывного усилия каната. То есть такого усилия на разрыв, которое превышать недопустимо, и он его способен выдержать без каких-либо повреждений. Не менее важными также являются условия, способ и цель (для каких работ предназначен) применения троса. Только учтя все эти параметры, можно будет правильно подобрать нужные стальные канаты соответствующих ГОСТов либо мягкие из натуральных или синтетических материалов.

Подборка нужных канатов для коуша

Только после выбора типа троса, а затем и его диаметра можно приступить к подбору подходящего коуша. Сначала его вида. При этом в первую очередь следует исходить из того, какой вид каната используется (стальной или мягкий) и, опять же, руководствоваться условиями, способом и целью его применения. В стандартах на коуши эта информация отражена, включая ограничения по использованию. И только определившись с типом оправки, можно приступить к выбору конкретного изделия, то есть под диаметр имеющегося троса. В стандартах на коуши есть таблицы их типоразмеров, в которых указано с какими размерами оправку нужно брать для каждой толщины каната. Так что при использовании ГОСТов или справочников процесс выбора коуша на всех этапах (от подбора по типу до размеров оправки) не вызовет никаких затруднений.

Если поиск нужного коуша проводится без использования нормативной документации на него и только по размеру, то следует руководствоваться следующими нормируемыми требованиями, которые обеспечат максимальный срок службы каната и безопасность работ:

  1. Внутренний диаметр оправки (в приведенных выше рисунках и таблицах это D и d) должен быть больше толщины троса примерно в 4 раза. Для указанного в качестве примера каната толщиной 3 миллиметра у коуша D = 12, а d = 10 мм (соответственно по ГОСТ 2224 и 19030).
  2. Размеры канавки на внешней стороне коуша должны быть такими, чтобы канат помещался в нее («утопал» в ней) от 2/3 своего диаметра до положения почти вровень с кромками.

Соответствие последнему требованию можно выяснить, приложив трос к оправке, либо расчетным способом – по замеренным толщине троса, диаметру канавки и ее глубине. Для указанного в качестве примера каната толщиной 3 миллиметра у коуша стандартов 2224 и 19030 соответственно диаметр желобка 4 и 3,4 мм. Делим на 2, чтобы выяснить радиус. Получаем 2 и 1,7 мм соответственно. Или замеряем глубину канавки: 2,5 и 1,7 мм соответственно. Судя по диаметру троса (3 мм), он полностью не поместится в желоб, а 2/3 его толщины равны 2 мм. То есть эти коуши подходят для каната с такой толщиной.

3 Способы крепления огонов канатов на коуш

Способов заделки тросов и канатов на коуш много. Ниже на Рис. 3 представлены почти все, во всяком случае, наиболее часто используемые.

Рис. 3

Краткое описание представленных вариантов:

  • а – конец троса, огибающий оправку, на него же и заплетают;
  • б – конец каната крепят к нему же специальными зажимами, количество и расположение которых зависит от его диаметра;
  • в – заделка в коуш, корпус которого состоит из 2-х половин, посредством его клина и зажима;
  • г – заливка расплетенного конца каната в корпусе коуша легкоплавким сплавом;
  • д – опрессовка овальной стальной или алюминиевой втулкой (заделкой) на специальном прессе.

Основными и самыми распространенными способами являются варианты А и Д. Однако для качественной опрессовки нужно специальное оборудование. А вот заплетку можно выполнить и самостоятельно. Как это правильно сделать, рассмотрено в следующих главах. Инструменты, которые для этого потребуются, приведены на Рис. 4.

Рис 4. Инструменты, требующиеся для выполнения чалочных работ

Причем этот набор используется как для работ со стальным канатом, так и мягким: 1 – свайка; 2 – немного похож на свайку, но этот инструмент называется разводка; 3 – это подбойка; 4 – это шило, может быть и другим, но обязательно достаточно мощным и острым; 5 – кусачки; 6 – стальной пруток или деревянная палка; 7 – тонкий пеньковый канат; 8 – мушкель (у корабельщиков) или попросту деревянный молоток; 9 – необязательно такой, но острый нож; 10 – любой слесарный молоток. Кроме того, еще могут понадобиться слесарные тиски и мягкая проволока.

4 Как заплести на коуше мягкий канат

На некоторой длине от конца каната временно перевязываем его проволокой либо тонким растительным тросом (веревкой). Затем распускаем канат на пряди, которые тоже обвязываем, но на самых концах. После этого, как показано на Рис. 5, вкладываем трос в канавку коуша и затем фиксируем на нем проволокой или веревкой.

Рис. 5

Затем каждую из распущенных свободных прядей нужно пропустить (пробить) под соответствующие пряди спуска (нераспущенной части) троса. Перед этим рекомендуется пряди натереть воском.

Пробивка производится по правилу «через одну прядь под одну» и в направлении от коуша, то есть обратном спуску троса. Кроме того, пробивание следует выполнять так: каждую свободную прядь заводим над ближайшей прядью нераспущенной части каната и протягиваем с помощью свайки под следующую. Так выполняются все пробивки. Всего их необходимо сделать 3–4 каждой свободной прядью. В процессе работы после каждой пробивки пряди надо обтягивать (натягивать) и поколачивать мушкелем или другим деревянным молотком.

Последнюю пробивку следует проводить прядями, из которых перед этим вырезаем половину волокон (нитей). Затем удаляем временные маркеры – обвязки вокруг коуша и расплетавшемся конце каната. А также аккуратно отрезаем свободные пряди у самого троса. Должно получиться то, что на Рис. 6.

Рис. 6

Иногда для большей прочности делают еще одну пробивку, но в таком случае следует из каждой свободной пряди дополнительно вырезать половину оставшихся волокон. И еще для увеличения прочности и срока службы такой заделки коуша половину сплетения прядей клетнюют – плотно наматывают поверх и завязывают трос меньшего диаметра. Показано на крайнем правом изображении Рис. 7 для простых огонов без коуша.

Рис. 7

Клетневание выполняют в направлении от конца пробивки к ее середине. Но после середины клетень не накладывают, чтобы предотвратить отсыревание каната.

5 Как самостоятельно выполнить заделку стального троса на коуш плетением

Отмеряем от конца каната примерно 500–700 мм и накладываем в этом месте временную, но прочную перевязку, используя мягкую проволоку. Затем изгибаем трос вокруг коуша. При этом место перевязки необходимо выставить также, как показано на Рис. 5 для мягкого каната. Затем в нескольких местах фиксируем трос к коушу, туго перевязывая их проволокой. После этого расплетаем свободный конец каната (с перевязкой) на пряди, которые после этого немного разводим в разные стороны в виде паука.

Рис. 8

Концы прядей, если они состоят из нескольких жил, перевязываем проволокой. Если есть мягкий сердечник (органический или синтетический), то его вырезаем по всей длине расплетенного конца троса.

Затем зажимаем канат в тисках коушем к себе и так, чтобы ходовые (распущенные) пряди находились справа. Выбираем для пробивки первую прядь (№ 1). Это нужно сделать так, чтобы по окончании работы и удаления перевязки не происходило раскручивания либо закручивания троса. Затем с помощью шила, поддевая им жилы не расплетенной (коренной) части каната, выполняем его пробивку ходовыми (расплетенными) прядями. Существует несколько способов, как это сделать, но самый распространенный предложен на Рис. 9.

Рис. 9

Выполняем первую пробивку (средняя схема верхней половины Рис. 9). Ходовую прядь № 1 в первую пробивку пропускаем сквозь трос справа налево и в направлении от коуша, то есть обратном спуску каната. При этом прядь № 1 нужно продеть под 1 коренную. Затем пробиваем в том же направлении пряди: № 2 – под 2 коренные, № 3 – под 3. Все 3 пряди, как видно на Рис. 9, должны быть пробиты в одном месте. Ходовые жилы № 4 и № 5 заводим там же, что и первые 3, но уже в обратном направлении, пробивая их под две и одну коренные пряди соответственно. Ходовую жилу № 6 продевают, как показано на Рис. 9, накрывая ею прядь № 1 и ту, которую она пробила.

Все последующие пробивки производят справа налево и согласно третьей (правой) схемы верхней половины Рис. 9. То есть продевают ходовые пряди через одну смежную под две следующие коренные жилы. Последнюю пробивку необходимо выполнять только половиной от общего числа прядей (например, № 1, № 3 и № 6).

Общее количество пробивок зависит от диаметра каната:

Диаметр троса, мм

до 15

от 15 до 28

от 28 до 60

Количество пробивок, не меньше

4

5

6

По завершении каждой пробивки ходовые пряди обязательно нужно обтягивать. В зависимости от толщины троса это выполняют вручную плоскогубцами или с помощью слесарных тисков либо ручных и электрических талей. А после завершающей пробивки и обтяжки концы ходовых жил надо обрубить у самого троса. Затем для большей прочности и долговечности каната все место пробивки плотно клетнюют (обматывают) мягкой, желательно луженой проволокой. Под конец снимаем все обвязки.

Заделывать канат сразу на коуш, как это было предложено выше, лучше всего, когда он тонкий или небольшого диаметра. С мощными тросами поступают иначе. Сначала делают огон (петлю), причем точно так же, как предложено выше, а уже потом заделывают в нее подходящий по размерам коуш.

tutmet.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о