Содержание

в чем она измеряется, от чего зависит и какая лучше для глаз, таблица и видео

Цветовая температура представляет собой один из основных параметров источника освещения, которым надо руководствоваться не только при оформлении дизайна, но и при покупке ламп для машины. Эта характеристика имеет свои спектральные особенности, коэффициент цветопередачи и цвет сечения.

Содержание

Открытьполное содержание

[ Скрыть]

Что такое цветовая температура и в чем ее измеряют

Цветовая температура — значение свойства хода интенсивности светового излучения в качестве функции длины волны в определенном оптическом диапазоне. Эта величина обозначается в виде температуры полностью черного тела, при котором оно издает излучение холодного или теплого осветительного тона, как и излучение.

Данный параметр означает сравнительный вклад излучения конкретного цвета и оттенка в излучение осветительного устройства. Применяется в физике, колориметрии и других науках. Параметр восприятия цветовой температуры на мониторе, в ксеноновых или светодиодных декоративных светильниках с пультом управления или без него измеряется в кельвинах либо миредах.

Канал Viled рассказал о параметре цветовой температуры и ее связи с освещением.

Связь и выбор цветовой температуры и освещения

Каждый человек обладает собственным восприятием цвета, это означает, что одним взглядом определить теплоту свечения осветительного прибора могут единицы людей. В качестве основы используются усредненные значения конкретной группы устройств, функционирующих в определенном спектре. Если выбирать источники света, к примеру, диодные светильники, в этом случае надо учитывать условия использования устройств.

Лампочки, которые можно найти в продаже, независимо от диапазона освещения, могут относиться к одному из нескольких классов:

  1. Осветительные устройства, имеющие белый свет. Данные девайсы могут функционировать в диапазоне от 2700 до 3200 кельвинов. Осветительный спектр визуально напоминает освещение обычной бытовой лампочки.
  2. Осветительные приборы дневного света. Их температурный диапазон варьируется в районе 3500-5000 кельвинов. Свечение таких ламп можно сопоставить со светом солнца в утреннее время суток. Данный поток характеризуется нейтральным диапазоном.
  3. Осветительные устройства, характеризующиеся холодным светом. Рабочий температурный параметр варьируется в районе 5-7 тысяч кельвинов. Визуально цвет свечения похож на дневной свет.

При низком температурном параметре осветительное устройство будет иметь красный оттенок, а при увеличении этого параметра появляется синий свет.

Шкала цветовых температур распространенных источников света

При выборе источников освещения RGB, Е27 и других моделей по ГОСТ важно руководствоваться параметром температуры.

Цветовая температура и источники света
Параметры температуры

Таблица соответствия оптимальных температур и разновидности света.

Рабочая величинаТип светаСфера применения
2700Теплый осветительный спектр, цвет освещения — теплыйЭтот параметр используется в традиционных лампочках накаливания, но его применение допускается и в источниках света LED. Позволяет отдохнуть и расслабиться. Устанавливается в ресторанах, кафе и других развлекательных заведениях, а также в жилых домах, квартирах, гостиницах и т. д.
3000Осветительный спектр теплый, имеет желтоватый оттенокПрименяется в некоторых моделях галогенных источников света, может использоваться в диодных устройствах. В отличие от предыдущего это оттенок более холодный. Его использование возможно в быту
3500Осветительный спектр белыйТакой параметр температуры цвета можно создать с помощью люминесцентных трубок и отдельных модификаций диодных источников света. Допускается использование в магазинах, гипермаркетах, супермаркетах, выставках, музеях и т. д.
4000Часть осветительного спектра будет холоднойЛампы на 4000 К нашли применение в быту, их часто используют при организации интерьера в стиле хай-тек. Эти источники света характеризуются бледностью. Могут применяться в офисах, учреждениях здравоохранительной сферы, производственных, промышленных и складских помещениях, арт-студиях, специальных магазинах, где реализуются зимние товары, а также для сезонного освещения
5000-6000Осветительный спектр дневной, оттенок цвета будет сине-белымТакие лампы используются в промышленных зданиях и рабочих помещениях. Нашли широкое применение в сельскохозяйственной сфере, при организации оранжерей или теплиц
6500Холодный осветительный спектр, имеет фиолетово-белый оттенок цветаЛампы этого стандарта применяются для уличного освещения, складских зданий и освещения промышленных территорий. Могут использоваться в кинематографе, а также во время фотосъемок
6500-7500Осветительный спектр можно назвать облачнымТакие лампы применяются в промышленности и сельском хозяйстве
7500Дневной свет с голубым оттенкомНашли применение в промышленных зданиях и помещениях, а также в автомобильной промышленности
7500-8500Осветительный спектр напоминает сумеркиВ быту такие лампы практически не используются. Они нашли применение в источниках освещения, расположенных, к примеру, в развлекательных заведениях. Могут применяться при профессиональной фотосъемке
9500Спектр освещения напоминает чистое небо перед восходом солнца. Специалисты отмечают, что такое небо можно увидеть на северной сторонеИспользуются в кинематографе, при проведении профессиональной фото- и видеосъемки
10000Более яркий темный свет осветительного спектраТакие лампы часто применяются в риф-аквариумах
15000Осветительный спектр напоминает ясное голубое небо в холодное время годаИспользуются в тех же риф-аквариумах, развлекательных ночных заведениях, кинематографе и т. д.

Как человек воспринимает цветовую температуру?

Значение цветовой температуры определяет эмоциональное состояние, способствует расслаблению или стимуляции активности.

Коэффициент цветопередачи

Параметр цветопередачи представляет собой величину, которая характеризует индекс соответствия фактического цвета объекта при его освещении конкретной лампой. Этот коэффициент считается относительным, в качестве эталона используется число 100. Но на практике комфортным для глаза человека будет цветовой диапазон от 80 до 100. К примеру, обычный прибор освещения мощностью 50-60 Вт обладает рабочей величиной 80. Значение температуры цвета в данном случае составляет 2680 К.

На практике величина передачи в диапазоне от девяноста до ста является идеальной. Сфера использования таких лампочек довольно обширная и включает в себя области, где требуется точная оценка освещения. Коэффициент в диапазоне от восьмидесяти до девяноста является неплохим параметром. Особенно если при использовании таких ламп не требуется точная оценка, но необходима качественная передача цвета.

Если параметр цветопередачи не имеет значения, то допускается применение осветительных устройств с похожими либо удовлетворительными параметрами, то есть с коэффициентом меньше 80. Практика показывает, что разница в пять единиц практически незаметна и визуально отличить коэффициент 80 и 85 практически невозможно.

Канал Viled подробно рассказал о параметре индекса цветопередачи.

Воздействие цветовой температуры на психоэмоциональное состояние

При выборе светодиодов или других лампочек надо учитывать воздействие данного параметра на состояние человека, поскольку цветовая температура имеет на него влияние. Лампочки с более теплыми цветами и желтоватым оттенком оптимально использовать для глаз или для чтения в утреннее время суток. Этот свет обеспечивает более мягкое пробуждение и способствует стимуляции деятельности человека. Лампы с такой температурой также подходят для использования в темное время суток, поскольку они характеризуются успокаивающим эффектом.

Устройства с нейтральным цветом хорошо подойдут для зданий и помещений, где человек проводит большую часть свободного времени или работает. Данные оттенки визуально похожи на дневное освещение. Они действуют на организм как сигнал к пробуждению и активной деятельности, часто используются в офисах. Источники света с повышенным параметром температуры не следует применять длительно, поскольку они характеризуются слишком активным воздействием на психоэмоциональное состояние. Кратковременная активация источников света позволит стимулировать человеческий организм, но при длительном использовании может возникнуть обратный эффект, что приведет к депрессии.

Если степень освещения будет пониженной, люди обычно чувствуют себя лучше. При увеличении параметра освещения может проявиться дискомфорт, а также боль в глазах, поэтому такие лампы не подходят для чтения книг. Глаз человека устроен так, что он может фиксировать даже небольшие изменения в температуре цвета, но это все индивидуально.

Изменение рабочего параметра цветовой температуры освещения может привести к ухудшению или улучшению психоэмоционального состояния.

 Загрузка …

Видео «Советы по выбору диодных лампочек»

От чего зависит рабочий параметр температуры цвета и что учесть при подборе и покупке осветительных устройств, рассказал канал STROYPLOSHADKA.

razvodka.com

Цветовая температура — Энциклопедия журнала «За рулем»

Прежде, чем разобраться в том, что такое цветовая температура, имеет смысл для начала вспомнить, что такое температура вообще, отчего тела бывают горячие и холодные.
Температура – это движение атомов, из которых состоят все тела. Чем подвижнее атомы, чем сильнее они колеблются – тем больше и будет температура тела. Цельсий придумал шкалу температуры, взяв за точки отсчета воду. При нуле градусов она должна превращаться в лед, а при ста – кипеть (при оговоренном атмосферном давлении). Кельвин выяснил, что бывает предел холода – состояние, когда все атомы тела неподвижны, и назвал такую температуру «абсолютный ноль», потому что ниже температуры во Вселенной быть не может (в самом деле – нельзя же еще замедлять и без того неподвижные атомы).
Кельвин воспользовался шкалой Цельсия, при которой абсолютный ноль составил –273С. Шкала Кельвина отличается от шкалы Цельсия как раз на эти 273 градуса, то есть температура замерзания воды по Кельвину — это 273К, а температура кипения – это 373К. Все просто. Нужна эта шкала нам только потому, что цветовую температуру измеряют именно в Кельвинах.

Представим себе тело, вроде сажи, которое совсем не отражает свет, и назовем его «абсолютно черным телом». Для простоты опыта возьмем в качестве такого тела спираль из вольфрама в электрической лампочке. И приступим к эксперименту. Для начала запремся в темной комнате и выключим свет. После того, как глаза привыкнут к темноте, начнем через блок питания подавать ток на лампочку, потихоньку поднимая напряжение.

Рано или поздно спираль начнет светиться еле заметным малиновым цветом. Это значит, что она разогрелась примерно до 900 градусов по Цельсию. Значит, абсолютно черное тело начинает светиться при 1200К. Это и будет красная граница спектра видимого света. Иными словами, красному цвету соответствует цветовая температура 1200К. Продолжим увеличивать напряжение. При 2000К спираль станет оранжевой, при 3000К — желтой, при 5500К – белой, при 6000К – голубой, а потом – фиолетовой. 18000К – это верхняя, фиолетовая граница спектра видимого света (Разумеется, это опыт умозрительный, потому что в реальности спираль перегорит гораздо раньше, вольфрам расплавится уже при 3500К).

Итак, цветовая температура желтого цвета примерно 3000К. Это значит, что для того, чтобы получить точно такой же желтый цвет, нагревая спираль, ее надо разогреть как раз до 3000 градусов по Кельвину. Что, конечно же, ни в коем случае не будет означать, что предмет синего цвета окажется горячее желтого. Человеку чисто психологически трудно привыкнуть к тому, что цветовая температура пламени свечи (1200К) ниже цветовой температуры чистого неба (12000К). Отсюда вытекает вывод: цветовую температуру источника света можно менять. Для этого сгодится самый обыкновенный светофильтр, крашеное стекло. Цветовую температуру лампы накаливания можно легко довести до тех же 12000К, воткнув в прожектор светофильтр. При этом реальная тепловая температура нити накаливания как была 2700К, так и останется.

Поначалу автомобили оборудовали ацетиленовыми лампами, очень быстро их сменили лампы накаливания. Со временем они совершенствовались, лучше становились рассеиватель и прожектор, но источником света неизменно служила вольфрамовая нить. У обычной лампы накаливания колба из силикатного стекла. Воздух из нее выкачан, а к электродам прикреплена вольфрамовая спираль. Недостатков у таких ламп хватает: вольфрам понемногу испаряется, оседает на стенках колбы, и стекло теряет прозрачность. Спираль истончается, растет ее сопротивление, и она в конце концов перегорает. Вольфрам нельзя раскалять беспредельно – расплавится нить. Значит, свечение будет желтоватым. Чтобы увеличить силу света и яркость, приходится удлинять и утолщать нить, а чем она длиннее, тем труднее фокусируется фарой. Наконец, КПД лампы накаливания всего-то 3% – львиная доля электроэнергии бесполезно превращается в тепло.

Во второй половине двадцатого века появилось новое поколение ламп накаливания: галогеновые. У такой лампы колба заполнена газами из группы галогенов. Особенность ее в том, что галоген возвращает частицы испарившегося вольфрама с колбы на спираль. Значит, ее можно разогреть до большей температуры, реально до 2700–3000°С. Светоотдача «галогенок» достигает 22–25 лм/Вт – в два раза больше, чем у классических ламп. Простой пример: световой поток обычной автомобильной 45-ваттной лампы – 600 люменов, а 55-ваттной «галогенки» – более полутора тысяч! Стекло «галогенок» не загрязняется со временем, а срок службы ощутимо больше. Колба из жаростойкого кварцевого стекла и повышенные требования к точности сборки спирали сказались на цене: «галогенка» дороже обычной лампы в несколько раз.

А в начале 90-х годов на автомобилях появились газоразрядные лампы, которые и называют в обиходе «ксеноновыми» или просто «ксеноном». В такой лампе нет раскаленной нити. Свет дает крошечная сфера из газов (один из них – ксенон, откуда и пошло название). Газы нагреты электрической дугой почти до солнечной температуры, более 4000°К. 35-ваттная газоразрядная лампа дает световой поток в 3000 люменов! В продаже есть лампы с разной цветовой температурой, от 3500К до 8000К.

3500К желтый – годится только для противотуманок
4300К бело-желтый, такие лампы идут в заводской комплектации автомобиля
5000К белый
6000К холодный белый с легким голубым
7000К голубой, яркость лампы значительно ниже, ездить с голубым светом плохо
8000К синий – легкий фиолетовый, яркость еще хуже

Разумеется, такой разбег цветовых температур достигается не разным разогревом газа, а всего-навсего подкраской – в смесь газа вводятся добавки, которые и окрашивают световой поток. Интересно, что самый лучший, самый приятный для глаза свет дают лампы без красителей.
Свет ксеноновой лампы легко сформировать в точный световой пучок, а это значит, он он будет отчетливее. Такие лампы долговечны, не боятся вибраций. Ехать с ксеноном – одно удовольствие, видимость просто изумительная. Даже создается впечатление, что дальний свет и не нужен.

wiki.zr.ru

Цветовая температура — Традиция

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»

Цветовая температура

Цветова́я температу́ра (спектрофотометрическая или колориметрическая температура; обозначается Тс) — характеристика спектральной плотности мощности излучения источника света как функция длины волны в оптическом диапазоне. Согласно формуле Планка, цветовая температура определяется как температура абсолютно чёрного тела, при которой оно испускает излучение того же цветового тона, что и рассматриваемое излучение.

Характеризует относительный вклад излучения данного цвета в излучение источника, видимый цвет источника. Применяется в колориметрии, астрофизике (при изучении распределения энергии в спектрах звёзд). Измеряется в кельвинах и миредах.

  • Синонимы — спектрофотометрическая или колориметрическая температура

Единицы измерения[править]

Шкала цветовых температур (температура в Кельвинах).
Оттенки планковских температур (обратная температурная шкала в миредах, широко используется в фотографии).

[1]

Цветовая температура источника света:

  • характеризует спектральный состав излучения источника света;
  • является основой объективности впечатления от цвета отражающих объектов и источников света,

и потому определяет ощущаемый глазом цвет предметов при наблюдении в данном свете (см. психология восприятия цвета).

В связи с тем, что цвет и окраска объекта зависит и от его собственных спектральных свойств, и от характера освещения, в технике стандартизуют наиболее распространённые источники света прежде всего по цветовой температуре.

Стандартные источники[править]

При измерениях цвета, при необходимости точной оценки цвета, при воспроизведении того или иного цвета используют стандартные источники излучения. Наиболее часто используют источники со следующими стандартными цветовыми температурами:

  • 2856 К — Стандартное излучение (источник) А
  • 4870 К — Стандартное излучение (источник) В
  • 5000 К — Стандартный источник белого света D50
  • 6500 К — Стандартный источник дневного белого света D65, (близок к полуденному солнечному свету)
  • 6770 К — Стандартное излучение (источник) С

Цветовая температура в фотографии и кинематографе[править]

Цветная фотоплёнка выпускается для определённых фиксированных цветовых температур источника света. Негативная и диапозитивная (слайдовая) плёнки выпускались сбалансированными для съемки при дневном (5600 К) свете или при свете ламп накаливания (3200 К). Это позволяло получать сбалансированное по цвету изображение при стандартных источниках освещения без применения конверсионных светофильтров и цветокоррекции. С появлением маскированных негативных цветных пленок они стали выпускаться сбалансированными под промежуточную цветовую температуру — 4500 К — вследствие неизбежности цветокоррекции в процессе печати позитивного изображения. Таким образом, негативная пленка стала пригодна для съемки при любом освещении, обеспечивая изображение, требующее незначительной коррекции. При съемке на обращаемую пленку исправление готового изображения невозможно. Поэтому пленка для слайдов выпускается для реальных источников света.

В цифровых фотоаппаратах и видеокамерах используется автоматическое определение цветовой температуры или ее предустановка в зависимости от сюжета, места и времени съёмки. В цифровой фотографии и телевидении эта настройка называется «баланс белого». В некоторых случаях цветовую температуру можно переопределить при дальнейшей обработке цифрового снимка или видеозаписи.

Цветовая температура некоторых источников света[править]

Цветовая температура обычных бытовых электроламп.

Шкала цветовых температур распространённых источников света[править]

Цветовая температура (К) в сравнении с некоторыми источниками света

Люминесцентные лампы[править]

При создании люминесцентных ламп состав смесевого люминофора подбирают таким образом, чтобы полученный источник света имитировал те или иные природные источники света.
Типовые диапазоны максимальной светоотдачи современных люминесцентных ламп с многослойным люминофором приведены ниже:

  • 2800 К — (лампы тёплого белого света ЛТБ)
  • 3500 К — (лампы белого света ЛБС)
  • 4300 К — (лампы холодного белого света ЛХБ)
  • 6500 К — (холодный белый свет ЛДС)

Хотя кажущаяся (средневзвешенная) цветовая температура люминесцентных ламп указывается на их упаковке и цоколе, реальный спектр свечения люминофоров заметно дискретен. При исследовании их спектра видно, что они существенно отличаются от почти непрерывного спектра тепловых источников (таких как цвета каления, пламя свечи, лампа накаливания, Солнце). По сути люминесцентные лампы имеют цвет, метамерный источнику теплового излучения, но не идентичный ему.

Источники света в полиграфии[править]

Для получения максимально правильного цветного изображения на всех стадиях производства часто рекомендуется поддерживать стандартную цветовую температуру освещения 6500 К (источник D65): от приёмки заказа через оценку оригиналов, сканирование, ретушь, экранную цветопробу, цифровую цветопробу, цветоделение, аналоговую цветопробу, печать пробных оттисков, к печати тиража и окончательной сдаче полиграфической продукции.

Источник Д65 с цветовой температурой 6500 К имеет в своём спектре определенную стандартом ультрафиолетовую составляющую. Хотя человеческий глаз не воспринимает ультрафиолетовых лучей, многие объекты (в т. ч. красители) способны светиться под их действием. Например, без УФ-компоненты бумага будет не такой белой (в неё вводят оптические отбеливатели белофоры), а реклама — не такой яркой (в ней часто используют люминесцирующие красители). Благодаря оптическим отбеливателям белизна современной бумаги может превышать 100 %.

Помимо цветовой температуры, выделяют ещё параметр смещение или (англ. tint) — степень отклонения цвета в зелёный или пурпурный. Вместе с цветовой температурой этот параметр позволяет описать любой монохроматический свет. Понятие смещения чаще всего используется в фотографии, для определения точных параметров необходимого конверсионного светофильтра при съемке. Различные источники света характеризуются не только различной температурой, но и смещением (например, люминесцентные и светодиодные лампы в процессе производства могут иметь смещение в пурпурную или зелёную области).

Пример, показывающий различие ламп

На русском языке[править]

  • Д. Джадд, Г. Вышецки, Цвет в науке и технике, изд. Мир, Москва 1978. стр. 137-140.

На английском языке[править]

  • Leslie Stroebel Basic Photographic Materials and Processes. — 2E. — Boston: Focal Press, 2000. — ISBN 0-240-80405-8>
  • Günter Wyszecki 3.11: Distribution Temperature, Color Temperature, and Correlated Color Temperature // Color Science: Concept and Methods, Quantitative Data and Formulæ. — New York: Wiley, 1982. — С. 224–229. — ISBN 0-471-02106-7>

Внешние ссылки[править]

На русском языке[править]

На английском языке[править]

traditio.wiki

Свет в фотографии 3. Цветовая температура и баланс белого

Цветовая температура света – это характеристика, определяющая цветовую тональность, присущую конкретному источнику освещения. Так, по цветовой температуре обычно различают холодный, теплый и нейтральный свет. Для измерения этой характеристики света существует специально разработанная шкала, где за единицу измерения приняты тысячи Кельвинов (К).

Сгруппируем основные источники освещения на три большие группы согласно их цветовой температуре:

1. Теплый свет, которому соответствует низкое значение цветовой температуры в Кельвинах (1500 К – 3500 К):


— лампы накаливания (60-100 Вт) – 2600-2800 К- солнечный свет в режимное время (закат или восход) – 3300-3500 К2. Нейтральный свет, которому соответствуют средние значения цветовой температуры в Кельвинах (4500-6500 К)- дневной свет в ясную погоду (4500 – 5000 К)

— дневной свет в полдень, когда на небе появились кучевые облака (5500 К)

— вспышка (5500-5600 К)

3. Холодный свет, которому соответствуют высокие значения цветовой температуры в Кельвинах (6500-20000 К)

— дневной свет в пасмурный день, высокая облачность (6500К-7500К)

— сумерки (7500К-8500К)

— ясное голубое небо зимой – 15000К

Чтобы адекватно отображать цвета на фотографии, необходимо выставить такой важный параметр съемки как баланс белого. В цифровой фотографии именно этот параметр отвечает за цветопередачу изображения.

При помощи баланса белого определяется соответствие цветовой гаммы полученного изображения (фотографии) реальной цветовой гамме объекта съемки в момент получения снимка. Установка определенного значения баланса белого – один из методов цветокоррекции цифровой фотографии.

При выставлении значения цветовой температуры (регулировке баланса белого) можно либо отдать предпочтение реалистичности цветопередачи (приоритет – соответствие цветов изображения натуральным цветам), либо субъективно подбирать баланс белого, при котором снимок выглядит максимально привлекательно. Так, первый метод выставления баланса белого обычно используется в репортажной съемке, а второй – в художественной фотографии.

Существует несколько способов выставления баланса белого для достижения нормальной цветопередачи:

1. Выставление баланса белого в настройках фотоаппарата перед началом съемки. Возможен выбор из предустановленных настроек камеры (дневной свет, вспышка, лампа накаливания и проч.) или же ручной ввод конкретного значения цветовой температуры в Кельвинах.

2. Корректировка баланса белого в графическом редакторе. При таком способе максимальной точности можно достичь только при съемке в формате RAW, т.е. при получении необработанной информации об изображении. Так, например, при корректировке баланса белого в программе Adobe Lightroom при работе с фотографиями RAW, баланс белого можно изменять без потери качества картинки и без искажения снимка.

3. Выставление баланса белого по нейтрально-серой карте. Этот способ считается наиболее точным, так как позволяет достоверно идентифицировать нейтрально-серый цвет на изображении. Метод заключается в следующем: перед съемкой рядом с главным объектом устанавливается нейтрально-серая карта и делается тестовый снимок. Затем проводится съемка, а при цветокоррекции в графическом редакторе (например, лайтруме) баланс белого выставляется по серой карте на первом снимке (ее изображение принимается за нейтрально-серый цвет, а все остальные цвета корректируются под эти настройки). Затем полученные настройки баланса белого переносятся на все снимки из серии. Обращаю внимание, что снимки должны быть сделаны в формате RAW. Также некоторые камеры позволяют перед съемкой выполнить регулировку баланса белого по серой карте прямо в настройках самого фотоаппарата.

А теперь практический совет:

Если вы снимаете в формате RAW, то можете не задумываться насчет правильности предустановленного баланса белого в вашем фотоаппарате. Его всегда можно скорректировать или изменить при обработке фотографии на компьютере. Предварительные настройки баланса белого в этом случае нужны больше для адекватного представления изображения на экране фотоаппарата в режиме предпросмотра.

Если вы снимаете в формате JPG, следите за правильностью выставленного значения баланса белого. Потому что фотографии, сжатые в формат JPG не поддаются такой глубокой обработке, как RAW-файлы. Также следите за настройками баланса белого при изменении условий освещения в течение съемочного дня. Меняйте настройки баланса белого при изменении места съемки (на улице или в помещении), при изменении характера освещения (яркий день или закатное солнце), при включении или отключении вспышки.

Оставляйте ваши комментарии внизу записи. Хороших вам снимков!

studyfoto.ru

Цветовая температура — это… Что такое Цветовая температура?

Цветова́я температу́ра (спектрофотометрическая или колориметрическая температура; обозначается Тс) — характеристика хода интенсивности излучения источника света как функции длины волны в оптическом диапазоне. Согласно формуле Планка цветовая температура определяется как температура абсолютно чёрного тела, при которой оно испускает излучение того же цветового тона , что и рассматриваемое излучение. Характеризует относительный вклад излучения данного цвета в излучение источника, видимый цвет источника. Применяется в колориметрии, астрофизике (при изучении распределения энергии в спектрах звёзд). Измеряется в кельвинах и миредах.

Цветовая температура некоторых источников света

Цветовая температура электрических ламп.

Шкала цветовых температур распространённых источников света

Люминесцентные лампы

Типовые диапазоны цветовой температуры при максимальной светоотдаче современных люминесцентных ламп с многослойным люминофором:

  • 2700—3200 К,
  • 4000—4200 К,
  • 6200—6500 К,
  • 7400—7700 К.

Применение

Цветовая температура источника света:

  • характеризует спектральный состав излучения источника света,
  • является основой объективности впечатления от цвета отражающих объектов и источников света.

По этим причинам она определяет ощущаемый глазом цвет предметов при наблюдении в данном свете (психология восприятия цвета).

В связи с тем, что цвет объекта зависит и от его собственных спектральных свойств, и от характера освещения, в технике стандартизуют наиболее распространённые источники света прежде всего по цветовой температуре.

Цветовая температура в фотографии, кинематографе и телевидении

Цветная фотоплёнка выпускается для определённых фиксированных цветовых температур источника света. Негативная и слайдовая плёнки выпускались сбалансированными для съемки при дневном (5600К) свете или при свете ламп накаливания (3200К) — «вечерняя» пленка. Это позволяло получать сбалансированное по цвету изображение при стандартных источниках освещения без применения конверсионных светофильтров и цветокоррекции. С появлением маскированных негативных цветных пленок, они стали выпускаться сбалансированными под промежуточную цветовую температуру — 4500К вследствие неизбежности цветокоррекции в процессе печати позитивного изображения. Таким образом, негативная пленка стала пригодна для съемки при любом освещении, давая изображение, требующее незначительной коррекции. При съемке на обращаемую пленку исправление готового изображения невозможно. Поэтому пленка для слайдов и теленовостей всегда была сбалансирована для реальных источников света. При профессиональной съемке слайдов для полиграфии применялись специальные приборы[1] для измерения цветовой температуры освещения (цветомеры) и конверсионные светофильтры. При профессиональной киносъемке эти же технологии применялись даже при съемке на негативную кинопленку. В цифровых фотоаппаратах и видеокамерах используется автоматическое определение цветовой температуры или ее предустановки в зависимости от сюжета съёмки. В цифровой фотографии и телевидении эта настройка называется «баланс белого». В некоторых случаях цветовую температуру можно переопределить при дальнейшей обработке цифрового снимка или видеозаписи, однако в большинстве случаев это ведет к потере качества цветопередачи. Изменение баланса белого без потерь качества возможно при записи несжатого фото- и видеоизображения — RAW. Последнее широко применяется в цифровом кинематографе.

Источники света в полиграфии

Для получения максимально правильного цветного изображения на всех стадиях производства часто рекомендуется поддерживать стандартную цветовую температуру освещения 6500 К (источник Д65): от приёмки заказа через оценку оригиналов, сканирование, ретушь, экранную цветопробу, цифровую цветопробу, цветоделение, аналоговую цветопробу, печать пробных оттисков, к печати тиража и окончательной сдаче полиграфической продукции.

Источник Д65 с цветовой температурой 6500 К имеет в своём спектре определенную стандартом ультрафиолетовую составляющую. Хотя человеческий глаз не воспринимает ультрафиолетовых лучей, многие объекты (в т. ч. красители) способны светиться под их действием. Например, без УФ-компоненты бумага будет не такой белой (в неё вводят оптические отбеливатели), а реклама — не такой яркой (в ней часто используют люминесцирующие красители). Благодаря оптическим отбеливателям белизна современной бумаги может превышать 100 %.

Смещение

Помимо цветовой температуры выделяют ещё параметр смещения (англ. tint) — степень отклонения цвета в зелёный или пурпурный. Вместе с температурой этот параметр позволяет описать любой монохроматический свет. Понятие смещения чаще всего используется в фотографии, для определения точных параметров необходимого конверсионного светофильтра при съемке. Различные источники света характеризуются не только различной температурой, но и смещением (например, лампы дневного света имеют смещение в пурпурный или зелёный). Большинство цветомеров кроме цветовой температуры могут непосредственно выдавать величину смещения в специальных единицах — майредах[2]англ. mired, что соответствует градуировке конверсионных фильтров.

См. также

Источники

  1. [1]Цветомеры Minolta
  2. en:Mired

Ссылки

dic.academic.ru

25 Содержание.

Введение…………………………………………………………………………
1.
Понятие цветовой температуры……………………………………………..
1.1.
Таблица числовых значений цветовой
температуры распространённых источников
света………………………………………………………………..
1.2.
Диаграмма цветности XYZ………………………………………………….

1.3.Солнечный
свет и Индекс Цветопередачи (CRI — colour
rendering index)..

2.
Методы измерения цветовой
температуры……………………………………
Источники
информации………………………………………………………….

Введение.

По
нашим психологическим ощущениям цвета
бывают тёплыми и горячими, бывают
холодными и очень холодными. На самом
деле все цвета горячие, очень горячие,
ведь у каждого цвета есть своя температура
и она очень высокая. 
Любой
предмет в окружающем нас мире имеет
температуру, выше абсолютного нуля, а
значит, испускает тепловое излучение.
Даже лед, у которого отрицательная
температура, является источником
теплового излучения. В это трудно
поверить, но это так. В природе температура
-89°С не самая низкая, можно достичь ещё
более низких температур, правда, пока
что, в лабораторных условиях. Самая
низкая температура, которая на данный
момент теоретически возможна в пределах
нашей вселенной – это температура
абсолютного нуля и она равна -273,15°С. При
такой температуре прекращается движение
молекул вещества и тела полностью
перестают испускать любое излучение
(тепловое, ультрафиолетовое, а уж тем
более видимое). Полная тьма, нет ни жизни,
ни тепла. Возможно, кто-нибудь из вас
знает, что цветовая температура измеряется
в Кельвинах. Кто покупал себе домой
энергосберегающие лампочки, тот видел
надпись на упаковке: 2700К или 3500К или
4500К. Это как раз и есть цветовая температура
светового излучения лампочки. Но почему
измеряется в Кельвинах, и что означает
Кельвин? Эта единица измерения была
предложена в 1848г. Ульямом Томсоном (он
же лорд Кельвин) и официально утверждена
в Международной Системе единиц. В физике
и  науках, имеющих непосредственное
отношение к физике, термодинамическую
температуру измеряют как раз
Кельвинах. Начало
отчета температурной
шкалы начинается с точки 0
Кельвин,
что означат 273,15
градуса Цельсия.
То есть 0К –
это и есть абсолютный
нуль температуры.
Можно легко перевести температуру из
Цельсия в Кельвин. Для этого нужно просто
прибавить число 273. Например, 0°С это
273К, тогда 1°С это 274К, по аналогии,
температура тела человека 36,6°С это 36,6
+ 273,15 = 309,75К. Вот так всё просто получается.

Глава 1. Понятие цветовой температуры.

Давайте
попробуем разобраться, что такое цветовая
температура.

Источниками
света являются раскаленные до высоких
температур тела, тепловые колебания
атомов которых и вызывают излучение в
виде электромагнитных волн различной
длины. Излучение, в зависимости от длины
волны, имеет свою цветность. При невысоких
температурах и соответственно при более
длинных волнах преобладает излучение
с теплой, красноватой цветностью
светового потока, а при более высоких,
с уменьшением длины волны, с холодной,
сине-голубой цветностью. Единицей длины
волны является нанометр (нм), 1нм=1/1 000
000мм. Еще в 17 веке Исаак Ньютон при помощи
призмы разложил так называемый белый
дневной свет и получил спектр, состоящий
из семи цветов: красного, оранжевого,
желтого, зеленого, голубого, синего,
фиолетового, а в результате различных
опытов доказал, что любой спектральный
цвет можно получить смешением световых
потоков, состоящих из различных
соотношений трех цветов — красного,
зеленого и синего, которые и были названы
основными. Так появилась теория
трехкомпонентности.

Человеческий
глаз воспринимает цветность света
благодаря рецепторам, так называемым
колбочкам, которые имеют три разновидности,
каждая из которых воспринимает один из
трех основных цветов — красный, зеленый
или синий и имеет к каждому из них свою
чувствительность. Человеческий глаз
воспринимает электромагнитные волны
в диапазоне от 780 до 380 нанометров. Это
видимая часть спектра. Следовательно,
и светоприемники носителей информации
— кино и фотопленка или матрица камеры
должны иметь идентичную глазу
чувствительность к цвету. Сенсибилизированные
пленки и матрицы видеокамер воспринимают
электромагнитные волны в чуть более
широком диапазоне, захватывая близлежащее
к красной зоне инфракрасное излучение
(ИК) в диапазоне 780-900 нм и близлежащее к
фиолетовой — ультрафиолетовое (УФ)
излучение в диапазоне 380-300 нанометров.
Эта область спектра, в которой действует
геометрическая оптика и светочувствительные
материалы, называется оптическим
диапазоном.

Человеческий
глаз кроме световой и темновой адаптации
обладает так называемой цветовой
адаптацией, благодаря которой при
различных источниках, с различными
соотношениями длин волн основных цветов,
правильно воспринимает цвета. Пленка
же и матрица такими свойствами не
обладают, они сбалансированы под
определенную цветовую температуру.

Нагреваемое
тело в зависимости от температуры
нагрева в своем излучении имеет различное
соотношение различных длин волн и
соответственно различную цветность
светового потока. Эталон, по которому
определяется цветность излучения, есть
абсолютно черное тело (АЧТ), т.н. излучатель
Планка. Абсолютно черное тело — виртуальное
тело, поглощающее 100% падающего на него
светового излучения, описывается
законами теплового излучения. А цветовая
температура — это температура АЧТ в
градусах Кельвина, при которой цветность
его излучения совпадает с цветностью
данного источника излучения. Разница
между шкалой температуры в градусах
Цельсия, где за ноль принята температура
замерзания воды, и шкалой в градусах
Кельвина составляет -273, 16, потому что
точкой отсчета в шкале Кельвина взята
температура, при которой в теле
прекращается любое движение атомов и
соответственно прекращается любое
излучение, так называемый абсолютный
ноль, соответствующий температуре по
Цельсию -273,16 град. То есть 0 градусов по
Кельвину соответствует температура
-273,16 град. по Цельсию.

Основным
естественным источником света для нас
является Солнце и различные источники
света — огонь в виде костра, спички,
факела и осветительные приборы, начиная
от бытовых приборов, приборов технического
назначения и заканчивая профессиональными
осветительными приборами, созданными
специально для кинематографа и
телевидения. И в бытовых приборах, и в
профессиональных, используются различные
лампы (не будем касаться их принципа
действия и конструктивных различий) с
различными энергетическими соотношениями
в их спектрах излучения основных цветов,
которые можно выразить величиной
цветовой температуры. Все источники
света разделены на две основные группы.
Первые, с цветовой температурой (Тцв.)5600
0К, белого дневного света (ДС), в излучении
которых преобладает коротковолновая,
холодная часть оптического спектра,
вторые — лампы накаливания (ЛН) с Тцв.-
32000К и преобладанием в излучении
длинноволновой, теплой части оптического
спектра.

С
чего всё начинается? Всё начинается с
нуля, в том числе и световое излучение.
Черный цвет – это отсутствие света
вовсе. С точки зрения цвета, черный –
это 0 интенсивности излучения, 0
насыщенности, 0 цветового тона (его
просто нет), это полное отсутствие всех
цветов вообще. Почему мы видим предмет
черным, а потому, что он почти полностью
поглощает весь падающий на него свет.
Существует такое понятие как абсолютно
черное тело. Абсолютно черным телом
называют идеализированный объект,
который поглощает всё падающее на него
излучение и ничего не отражающее. Конечно
же, в реальности это недостижимо и
абсолютно черных тел в природе не
существует. Даже те предметы, которые
кажутся нам черными, на самом деле не
абсолютно черные. Но можно изготовить
модель почти что абсолютно черного
тела. Модель представляет собой куб с
полой структурой внутри, в кубе проделано
небольшое отверстие, через которое
внутрь куба проникают световые лучи.
Конструкция чем-то похожа на скворечник.
Посмотрите на рисунок (1).

Рисунок
(1). – Модель абсолютно черного тела.

Свет,
попадающий внутрь сквозь отверстие,
после многократных отражений будет
полностью поглощён, и отверстие снаружи
будет выглядеть совершенно чёрным. Даже
если мы покрасим куб в черный цвет,
отверстие будет чернее черного куба.
Это отверстие и будет являться абсолютно
черным телом. В прямом смысле слова,
отверстие не является телом, а только
лишь наглядно демонстрирует нам абсолютно
черное тело.

Все
объекты обладают тепловым излучением
(пока их температура выше абсолютного
нуля, то есть -273,15 градусов по Цельсию),
но ни один объект не является идеальным
тепловым излучателем. Одни объекты
излучают тепло лучше, другие хуже, и всё
это в зависимости от различных условий
среды. Поэтому, применяют модель абсолютно
черного тела. Абсолютно черное тело
является идеальным тепловым излучателем.
Мы можем даже увидеть цвет абсолютно
черного тела, если его нагреть, и цвет,
который мы увидим, будет зависеть от
того, до какой температуры мы нагреем
абсолютно черное тело. Мы вплотную
подошли к такому понятию как цветовая
температура.

Посмотрите
на рисунок (2).

Рисунок
(2). – Цвет абсолютно черного тела в
зависимости от температуры нагревания.

а)
Есть абсолютно черное тело, мы его не
видим вообще. Температура 0 Кельвин
(-273,15 градуса Цельсия) – абсолютный
нуль, полное отсутствие любого излучения.

б)
Включаем «сверхмощное пламя» и начинаем
нагревать наше абсолютно черное тело.
Температура тела, посредством нагревания,
повысилась до 273К.

в)
Прошло ещё немного времени и мы уже
видим слабое красное свечение абсолютно
черного тела. Температура увеличилась
до 800К (527°С).

г)
Температура поднялась до 1300К (1027°С),
тело приобрело ярко-красный цвет. Такой
же цвет свечения вы можете увидеть при
нагревании некоторых металлов.

д)
Тело нагрелось до 2000К (1727°С), что
соответствует оранжевому цвету свечения.
Такой же цвет имеют раскаленные угли в
костре, некоторые металлы при нагревании,
пламя свечи.

е)
Температура уже 2500К (2227°С). Свечение
такой температуры приобретает желтый
цвет. Трогать руками такое тело крайне
опасно!

ж)
Белый цвет – 5500К (5227°С), такой же цвет
свечения у Солнца в полдень.

з)
Голубой цвет свечения – 9000К (8727°С). Такую
температуру путем нагреванием пламенем
получить в реальности будет невозможно.
Но такой порог температуры вполне
достижим в термоядерных реакторах,
атомных взрывах, а температура звезд
во вселенной может достигать десятки
и сотни тысяч Кельвин. Мы можем лишь
увидеть такой же голубой оттенок света,
например, у светодиодных фонарей,
небесных светил или других источников
света. Цвет неба в ясную погоду примерно
такого же цвета. Подводя итог ко всему
вышесказанному, можно дать четкое
определение цветовой температуры.
Цветовая температура – это температура
абсолютно черного тела, при которой оно
испускает излучение того же цветового
тона, что и рассматриваемое излучение.
Проще говоря, температура 5000К – это
цвет, который приобретает абсолютно
черное тело при нагревании его до 5000К.
Цветовая температура оранжевого цвета
– 2000К, это означает, что абсолютно черное
тело необходимо нагреть до температуры
2000К, чтобы оно приобрело оранжевый цвет
свечения.

Но
цвет свечения раскаленного тела не
всегда соответствует его температуре.
Если пламя газовой плиты на кухне
сине-голубого цвета, это не значит, что
температура пламени свыше 9000К (8727°С).
Расплавленное железо в жидком состоянии
имеет оранжево-желтый оттенок цвета,
что в действительности соответствует
его температуре, а это примерно 2000К
(1727°С).

studfiles.net

Шкала цветовых температур, цветопередача | FizPortal

Шкала цветовых температур, цветопередача
 Шкала цветовых температур распространённых источников света:

800 К − начало видимого темно-красного свечения раскалённых тел;
2000 К − свет пламени свечи и натриевой лампы высокого давления;
2360 К − вакуумная лампа накаливания;
2800 − 2854 К −− газонаполненные лампы накаливания с вольфрамовой спиралью;
3200 − 3250 К − киносъёмочные лампы;
5500 К − прямой солнечный дневной свет;
6500 К − стандартный источник дневного белого света, он близок к полуденному солнечному свету,
7500 К − дневной свет с большой долей рассеянного от чистого голубого неба.

 Цветовая температура источника света определяется путем сравнения с так называемым «черным телом» и отображается «линией черного тела».


 Если температура «черного тела» повышается, то синяя составляющая в спектре возрастает, а красная составляющая убывает (на рисунке показан Цветовой график).
 Когда свет попадает на объект, то часть света отражается. Именно отраженный свет мы и воспринимаем как цвет объекта.
 Искусственный свет должен обеспечивать возможность наилучшего восприятия цвета (как при естественном дневном свете). Характеристика цветопередачи лампы описывает, насколько натурально выглядят окружающие нас предметы в свете этой лампы, и оценивается коэффициентом цветопередачи.
Коэффициент (индекс) цветопередачи отражает уровень соответствия естественного цвета тела с видимым цветом этого тела при освещении его источником света принятым за эталон.
 Источник света с Ra = 100 излучает свет, оптимально отражающий все цвета, как свет эталонного источника света. Чем ниже значение Ra тем хуже передаются цвета освещаемого объекта.
 На рисунке показаны характеристики цветопередачи в виде взаимосвязи степени (очень хорошо, хорошо, достаточно и недостаточно) и индекса цветопередачи.

Смотрите еще

fizportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о