Что такое реле?

Первое реле было изобретено в середине XIX века Джозефом Генри, это тот самый Генри, в честь которого мы теперь называем единицы измерения индуктивности. В наше время реле довольно распространены, в основном их можно встретить в автомобилях, различных бытовых инструментах, на производстве и т.д.

Реле - это электромагнитный выключатель, предназначенный для коммутации в электрических цепях при скачкообразном изменении входной величины. На первый взгляд звучит страшновато, но уверяю вас, так только кажется. Реле это обычный выключатель, только срабатывает он при каком либо воздействии, например при появлении тока в цепи (скачкообразное изменение входной величины). Цепь, по которой течет ток, заставляющий реле срабатывать называется управляющей, а цепь, которую реле коммутирует, называется управляемой. Реле является своего рода усилителем, потому что для его срабатывания требуются минимальные значения тока и напряжения, притом, что в управляемой цепи эти значения могут быть куда больше.

Существуют реле постоянного и переменного тока. Реле переменного тока срабатывают при протекании тока определенной частоты. Конструктивно от реле постоянного тока они почти не отличаются, за исключением того, что сердечник изготавливается из листов электротехнической стали, дабы снизить потери на гистерезис и вихревые токи. Реле постоянного тока бывают нейтральные и поляризованные. Нейтральные срабатывают при протекании тока в любых направлениях, а поляризованные только в одном определенном.

Устройство

Простейшее реле представляет из себя механизм состоящий из якоря , электромагнита и контактов. Принцип действия заключается в том, что когда через электромагнит проходит ток, в нем возникает электромагнитная сила, которая заставляет якорь соединить контакты. После того как ток в цепи становится меньше требуемой величины, пружина возвращает якорь на место, разводя тем самым контакты. В самом реле могут присутствовать другие элементы, такие как резистор, который служит для более четкого включения реле, или конденсатор который подсоединен параллельно контактам и служит для снижения помех и искрения.

Для наглядного примера рассмотрим автомобильное реле отечественного производства 75.3777-10.


Наружный осмотр не представляет ничего интересного, кроме схемы реле где собственно показано какие контакты обмотки (86 и 85 -управляющая цепь), а какие соединяемые. (87 и 88-управляемая цепь). Также указан максимальный ток на который рассчитано реле (30А) и номинальное напряжение при котором оно работает (12В). Кстати производителем указано, что ток обмотки не должен превышать значения 0,2А. Как видите ток в управляющей цепи (обмотке) значительно меньше тока в управляемой цепи. 

После внимательного изучения наружностей, приступим к самому интересному – внутренностям.

Как вы сами убедились реле достаточно простое, но очень полезное устройство.

Рекомендуем - реле времени

  • Просмотров: 624
  • electroandi.ru

    Что такое реле - Всё о электрике в доме

    Многие автолюбители любят в свободное время заниматься своей машиной, дорабатывать ее или увлекаются тюнингом. Не редко такие занятия связаны с электрикой и тут следует быть внимательным, и при необходимости использовать реле.

    Автомобильное реле играет важную роль, но для чего оно нужно и каких типов бывает знают не все.

    Для чего нужна установка реле в автомобиле. Начнем с определения:

    Что такое реле и для чего оно нужно

    Реле — электрическое устройство (выключатель), предназначенное для замыкания и размыкания различных участков электрических цепей при заданных изменениях электрических или неэлектрических входных величин.
    Типы реле могут различаться по управляющему сигналу и по исполнению, не будем останавливаться на этом, тем более все это есть на той же википедии. Отметим лишь, что наибольшее распространение получили электрические (электромагнитные) реле.

    Понять для чего нужно реле из определения трудно, поэтому разжуем на простых словах:
    Реле предназначено для коммутации больших токов нагрузки. Другими словами является переключателем, а еще проще — принцип работы реле — малым током (например сигналом кнопки) включать цепи с большим током. А используют реле, когда исполнительное устройство (стартер, генератор, вентилятор, обогрев зеркал, клаксон и т.д.) потребляет больший ток (до 30-40 ампер).

    НАПРИМЕР: Для того чтобы с маленькой кнопочки завести двигатель. необходимо, чтобы включился стартер, который потребляет от 80 до 300 ампер. Если не использовать реле, тогда кнопка не выдержит большого тока и расплавится, также как и не предназначенная для больших токов проводка. Поэтому, делают подключение через реле (между кнопочкой и стартером устанавливают реле), которое по импульсу малого тока кнопки внутри себя замыкает мощные контакты, тем самым включая стартер. Как это происходит ?

    Устройство реле

    Электромагнитное реле состоит из:

    1. электромагнита (представляет собой электрический провод, намотанный на катушку с сердечником из магнитного материала).
    2. якоря (пластина из магнитного материала, через толкатель управляющая контактами).
    3. переключателя (могут быть замыкающими, размыкающими, переключающими).


    При пропускании электрического тока через обмотку электромагнита возникающее магнитное поле притягивает к сердечнику якорь, который через толкатель смещает и тем самым переключает контакты.

    Характеристики и производители реле

    Характеристики реле

    • Диапазон электропитания: 8. 16В.
    • Номинальное напряжение: 12В.
    • Ток управления: не более 0,2А.
    • Напряжение срабатывания: не менее 8,0В.
    • Напряжение отпускания: 1,5. 5,0В.
    • Максимальный ток в силовой цепи: 30А.
    • Активное сопротивление обмотки: 80±10 Ом

    Отечественные реле

    • 90.3747-10 в пластмассовом корпусе без фланца крепления;
    • 90.3747-в пластмассовом корпусе с фланцем крепления;
    • 113.3747-в металлическом корпусе с фланцем крепления;
    • 113.3747-10-в металлическом корпусе без фланца крепления;
    • 111.3747-в металлическом корпусе с фланцем крепления;
    • 111.3747-10-в металлическом корпусе без фланца крепления.

    Какое реле лучше, импортное или отечественное ?
    Силовое реле, независимо импортное оно или отечественное, выполняют одинаковую функцию. Отличаются они только по качеству (отечественные реле менее герметичны и менее износостойки) и коммутируемых контактах (например, реле фирмы BOSCH, имеет другое расположение контактов. Контакты 30 и 86 поменяны местами). Качественные реле выпускаются под маркой Saturn и San Hold.

    Контакты и принцип работы реле

    Контакты реле:

    • Контакты 85 и 86 — это катушка.
    • Контакт 30 — общий контакт, всегда присутствует в реле. Он, без подачи напряжения на контакты обмотки, постоянно замкнут на контакт 87а.
    • Контакт 87А — нормально-замкнутый контакт.
    • Контакт 87 — нормально-разомкнутый контакт.

    Силовые контакты имеют всегда маркировку 30, 87 и 87а.


    Принцип действия реле:
    В состоянии покоя, т.е. когда на катушке нет питания, контакт 30 замкнут с контактом 87А. При одновременной подаче питания на контакты 85 и 86 (на один контакт «плюс» на другой — «минус», без разницы куда что, если на реле нет маркировки диода) катушка «возбуждается», то есть срабатывает. Тогда контакт 30 отмыкается от контакта 87А и соединяется с контактом 87.

    Некоторые виды реле

    1. реле с пятью контактами (5ти контактное реле). Если на обмотку подан сигнал, то 30 контакт отключается от 87а и подключается к 87.
    2. реле с четырьмя контактами (4х контактное реле). Контакт 87а или 87 может отсутствовать, тогда реле будет работать только на включение или выключение (замыкание или размыкание) силовой цепи.


    Все реле имеют контакты обмотки (85 и 86 контакты).

    Пример схемы реле

    Рассмотрим принцип работы реле на простом примере со схемой.
    Цель: Блокировка двигателя.

    • Один контакт питания катушки (пусть 85) соединяем с проводом, на котором появляется «минус» (например, провод сигнализации, на котором минус появляется при постановке в охрану).
    • На другой контакт катушки (пусть 86) подаём +12В при включении зажигания.
    • Контакты 30 и 87А подцепляем в разрыв блокируемой цепи (в качестве нее может быть что угодно, лишь бы машина не заводилась при разорванной цепи, например, цепь стартера, зажигания, бензонасоса и т.д.).

    Теперь, если попытаться завести автомобиль при включенной охране, контакт 30 разомкнётся с контактом 87А и не даст завести двигатель.

    Если «минус» с сигнализации выходит при снятии с охраны, тогда вместо контакта 87А используем контакт 87, т.е. разрыв цепи теперь будет на контактах 87 и 30. При таком подключении реле будет всегда в рабочем состоянии (разомкнутом) при работающем двигателе.

    Особенности и срок службы реле

    Особенности реле
    Если на корпусе реле изображен значок диода, значит при его включении необходимо соблюдать полярность на контактах управления.

    Срок службы реле
    Если реле долго эксплуатировалось при коммутации силовых цепей в предельных режимах, то искра проскакивающая при замыкании или размыкании контактов создает нагар между контактами и из-за этого возможно исполнительное устройство не будет работать или будет работать не корректно. Плохой контакт выделяет на себе тепло. При этом в силовых цепях может повышаться потребляемый ток (при плохом контакте ток электродвигателя или лампочки становится импульсно-пусковым), что влечет разогрев мест плохого контакта в коммутируемых цепях и как следствие оплавление пластмассовых деталей крепления контактов. При оплавлении деталей крепления, контакты смещаются и добавляется процесс искрения, что еще больше разогревает место контакта.

    Реле ВАЗ десятого семейства располагается в различных местах, например в монтажном блоке. на стартере и т.д. Штатные схемы ВАЗ 2110 можно найти тут. В комментариях можно выкладывать полезные схемы с использованием реле.

    Реле́ (фр.   relais ) — электрическое устройство (выключатель ), предназначенное для замыкания и размыкания различных участков электрических цепей при заданных изменениях электрических или неэлектрических входных величин. Различают электрические, механические и тепловые реле.

    Существует класс электронных полупроводниковых приборов именуемых оптореле (твердотельное реле ), но он в данной статье не рассматривается.

    Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации автомобиля (ВАЗ-2109 )

    В электронной схемотехнике иногда электронные блоки с функцией переключения цепи по изменению какого-либо физического параметра также называют реле. Например, фотореле, реле контроля фаз или реле-прерыватель указателей поворота автомобиля.

    Содержание

    • Андреев В. А. Релейная защита и автоматика систем электроснабжения: Учебник для вузов. — 5-е изд. стер. — М. Высшая школа, 2007. — 639 с. ил. — ISBN 978-5-06-004826-1
    • Гуревич В. И. Электрические реле. Устройство, принцип действия и применения. Настольная книга инженера. — М. Солон-пресс, 2011. — 700 с. ил. — ISBN 978-5-91359-086-2
    • Gurevich V. Electric Relays: Principles and applications, CRC Press, 2005, 704 pp.

    Примечания

    Категории:

    • Коммутационные устройства
    • Реле
    • Релейная защита
    • Автоматизация

    Wikimedia Foundation. 2010 .

    Смотреть что такое «Реле» в других словарях:

    реле — [рэ], неизм.; ср. [франц. relais] Автоматический прибор, замыкающий или размыкающий электрические цепи при определённых явлениях, на которые он предназначен реагировать. Переключить реле. Электромагнитное реле. ◁ Релейный, ая, ое. Р ое… … Энциклопедический словарь

    реле — нескл. ср. relais < relayer сменить, заменить. един. Переезд от одной станции до другой на лошадях. Едем мы станцию, другую, садится в дилижанс человек, может, очень почтенный, но без носу, англичанка прострадала два, три реле и стала умолять … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    реле — устройство для автоматической коммутации электрических цепей по сигналу извне. Состоит из релейного элемента (обычно с двумя устойчивыми состояниями) и группы электрических контактов, которые замыкаются (или размыкаются) при изменении состояния… … Энциклопедия техники

    РЕЛЕ — Чувствительный электромагнитный прибор, употребляемый на телеграфе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. 1910. РЕЛЕ весьма чувствительный электромагнитный прибор, чрез котор. проходит ток телеграфной линии и… … Словарь иностранных слов русского языка

    РЕЛЕ — (франц. relais) устройство для автоматической коммутации электрических цепей по сигналу извне; состоит из релейного элемента (с двумя состояниями устойчивого равновесия) и группы электрических контактов, которые замыкаются (или размыкаются) при… … Большой Энциклопедический словарь

    РЕЛЕ/ — (рэ), нескл. ср. (фр. relais) (физ. тех.). Электромагнитный прибор, управляющий действием какого н. сигнального или иного аппарата, машины или сети путем замыкания или размыкания электрической цепи. Катодное реле (радио) то же, что катодная… … Толковый словарь Ушакова

    реле — [рэ], нескл. ср. (франц. relais) (физ. тех.). Электромагнитный прибор, управляющий действием какого нибудь сигнального или иного аппарата, машины или сети путем замыкания или размыкания электрической цепи. ❖ Катодное реле (радио) то же, что… … Толковый словарь Ушакова

    РЕЛЕ — РЕЛЕ, нескл. ср. (спец.). Устройство для замыкания и размыкания электрической цепи. Электромагнитное р. | прил. релейный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    реле — сущ. кол во синонимов: 11 • барореле (1) • гидрореле (1) • кипп реле (1) • … Словарь синонимов

    реле — для управления электрическими цепями; реле Прибор релейного действия, предназначенный производить изменения в электрических цепях (как правило, в цепях управления, сигнализации и связи) … Политехнический терминологический толковый словарь

    • Реле управления и защиты. Том 1. Реле управления (+ CD-ROM). Реле управления и защиты относятся к классу слаботочных коммутационных аппаратов и используются в электротехнических устройствах в качестве элемента управленияи защиты. Реле управления и… Подробнее Купить за 2652 руб
    • Реле управления и защиты. Том 2. Реле защиты. Справочник. Реле управления и защиты относятся к классу слаботочных коммутационных аппаратов и используются в электротехнических устройствах в качестве элемента управленияи защиты. Реле управления и… Подробнее Купить за 1520 грн (только Украина)
    • Реле управления и защиты. Том 2. Реле защиты. Справочник. Реле управления и защиты относятся к классу слаботочных коммутационных аппаратов и используются в электротехнических устройствах в качестве элемента управленияи защиты. Реле управления и… Подробнее Купить за 1469 руб

    Другие книги по запросу «Реле» >>

    Что такое реле?

    Первое реле было изобретено в середине XIX века Джозефом Генри, это тот самый Генри, в честь которого мы теперь называем единицы измерения индуктивности. В наше время реле довольно распространены, в основном их можно встретить в автомобилях, различных бытовых инструментах, на производстве и т.д.

    Релеэто электромагнитный выключатель, предназначенный для коммутации в электрических цепях при скачкообразном изменении входной величины. На первый взгляд звучит страшновато, но уверяю вас, так только кажется. Реле это обычный выключатель, только срабатывает он при каком либо воздействии, например при появлении тока в цепи (скачкообразное изменение входной величины). Цепь, по которой течет ток, заставляющий реле срабатывать называется управляющей, а цепь, которую реле коммутирует, называется управляемой. Реле является своего рода усилителем, потому что для его срабатывания требуются минимальные значения тока и напряжения, притом, что в управляемой цепи эти значения могут быть куда больше.

    Существуют реле постоянного и переменного тока. Реле переменного тока срабатывают при протекании тока определенной частоты. Конструктивно от реле постоянного тока они почти не отличаются, за исключением того, что сердечник изготавливается из листов электротехнической стали, дабы снизить потери на гистерезис и вихревые токи. Реле постоянного тока бывают нейтральные и поляризованные. Нейтральные срабатывают при протекании тока в любых направлениях, а поляризованные только в одном определенном.

    Устройство

    Простейшее реле представляет из себя механизм состоящий из якоря. электромагнита и контактов. Принцип действия заключается в том, что когда через электромагнит проходит ток, в нем возникает электромагнитная сила, которая заставляет якорь соединить контакты. После того как ток в цепи становится меньше требуемой величины, пружина возвращает якорь на место, разводя тем самым контакты. В самом реле могут присутствовать другие элементы, такие как резистор, который служит для более четкого включения реле, или конденсатор который подсоединен параллельно контактам и служит для снижения помех и искрения.

    Для наглядного примера рассмотрим автомобильное реле отечественного производства 75.3777-10.

    Наружный осмотр не представляет ничего интересного, кроме схемы реле где собственно показано какие контакты обмотки (86 и 85 -управляющая цепь), а какие соединяемые. (87 и 88-управляемая цепь). Также указан максимальный ток на который рассчитано реле (30А) и номинальное напряжение при котором оно работает (12В). Кстати производителем указано, что ток обмотки не должен превышать значения 0,2А. Как видите ток в управляющей цепи (обмотке) значительно меньше тока в управляемой цепи.

    После внимательного изучения наружностей, приступим к самому интересному – внутренностям.

    Как вы сами убедились реле достаточно простое, но очень полезное устройство.

    Спасибо за внимание.

    Источники: http://xn--2111-43da1a8c.xn--p1ai/articles/757-naznachenie-rele.html, http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/11588, http://electroandi.ru/elektromagnitnye-ustrojstva/chto-takoe-rele.html

    electricremont.ru

    определение, виды, устройство, назначение и принцип действия простыми словами

    загрузка...

    Как работает реле и что это такое? Реле – это электрический выключатель, который управляется не вручную, а обеспечивает соединение и разъединение цепи при определенных условиях.

    Подобные приборы могут иметь разное устройство и тип сигнала, но их объединяет то, что они позволяют автоматизировать процесс отключении и включения устройств. Самое большое распространение имеют переключатели электрического типа.

    Суть понятия


    Реле представляет собой переключающий прибор, которое регулирует работу систем и установок при помощи поступления определенных сигналов. Электрические цепи, которые управляются при помощи реле, называются управляемыми, а цепи, которые подают сигнал на коммутатор – управляющими.

    По своей сути прибор является неким усилителем, которым при помощи слабого электрического сигнала замыкает  цепь, мощность которой существенно выше.

    Это важно: реле может взаимодействовать как с постоянным током, так и с переменным.

    При работе с постоянным током устройство может срабатывать при одностороннем или двустороннем протекании тока, а для срабатывания в системах с переменным током необходима подача сигнала, имеющего установленную частоту.

    Применение



    Реле отличаются высокой надежностью, поэтому очень широко используются в самых разных областях человеческой деятельности. В промышленности они позволяет автоматизировать множество действий и процессов. В электроустановках они служат незаменимыми элементами для обеспечения безопасности электросетей.

    На многих промышленных предприятиях используются  переключатели, которые срабатывают через определенные промежутки времени.

    Обратите внимание: реле выдерживает силовые скачки и отличается высокой степенью надежности, поэтому может использоваться в сетях с разным напряжением и током.

    Это позволяет задать интервал, через который оборудование будет включаться и отключаться.  Использование коммутатора в этом случае способствует автоматизации и повышению производительности труда.

    Виды

    Реле можно классифицировать по разным признакам. Основными являются принцип действия, тип поступающего сигнала, область применения, тип воздействия и пр.

    По области использования устройства бывают:

    • Для автоматизации рабочих процессов.
    • Для защиты электросетей и систем.
    • Для управления электрическими системами.

    По принципу действия выделяют:

    • Работающие на основе электромагнитной индукции.
    • Имеющие температурный или тепловой принцип действия.
    • Основанные на работе электромагниных сил.
    • Использующие полупроводники для действия системы.
    • Магнитолектические приборы.

    По типу поступающего сигнала выделяют приборы, которые работают в зависимости от:

    • Мощности сигнала.
    • Тока.
    • Частоты сигнала.
    • Уровня напряжения.

    Возьмите на заметку: также некоторые виды реле имеют собственную классификацию.

    Так, реле времени, которое действует через определенные интервалы, может быть следующего типа:

    • Пневматическое.
    • Электромагнитное.
    • Моторное.
    • Электронное.
    • С часовых механизмом.

    Устройство

    Реле имеют разное устройство, но самая простая схема включает в себя магниты, якорь и соединяющие элементы. Все детали закреплены на основании. Якорь прижимается пружиной и обладает  возможностью поворота.

    При подаче напряжения катушка электромагнита пропускает по своей обмотке ток. Это активизирует силы электромагнита, воздействующие на якорь. Он притягивается и замыкает между собой подвижные и неподвижные контакты.

    Иную конструкцию имеют герконовые реле. У них в одной паре электродов совмещают пружину, якорь, сердечник и контакты.

    Принцип действия

    Когда на электромагнит поступает ток, он замыкает якорь и контакт, из-за чего происходит замыкание цепи. Когда величина тока падает, якорь возвращается в исходное положение под давлением пружины и цепь размыкается.

    Совет специалиста: чтобы система работала с высокой степенью точности в состав прибора могут быть включены такие элементы, как конденсаторы и резисторы. Они защищают устройство от перепадов напряжения и  искрообразования.

    Развитие электроники вытесняет из ряда областей реле, однако это устройство все еще остается актуальным и востребованным. Его высокая надежность и устойчивость к перепадам напряжения делает реле оптимальным вариантом для таких систем, параметры которых не отличаются стабильностью.

    Как работает реле, смотрите в следующем видео:

    dachniki.guru

    Назначение и принцип работы реле

    Добавлено: 02.02.2013

    Многие автолюбители любят в свободное время заниматься своей машиной, дорабатывать ее или увлекаются тюнингом. Не редко такие занятия связаны с электрикой и тут следует быть внимательным, и при необходимости использовать реле. Автомобильное реле играет важную роль, но для чего оно нужно и каких типов бывает знают не все.

    Для чего нужна установка реле в автомобиле. Начнем с определения: Что такое реле и для чего оно нужно

    Реле — электрическое устройство (выключатель), предназначенное для замыкания и размыкания различных участков электрических цепей при заданных изменениях электрических или неэлектрических входных величин.

    Типы реле могут различаться по управляющему сигналу и по исполнению, не будем останавливаться на этом, тем более все это есть на той же википедии. Отметим лишь, что наибольшее распространение получили электрические (электромагнитные) реле.

    Понять для чего нужно реле из определения трудно, поэтому разжуем на простых словах: Реле предназначено для коммутации больших токов нагрузки. Другими словами является переключателем, а еще проще - принцип работы реле - малым током (например сигналом кнопки) включать цепи с большим током. А используют реле, когда исполнительное устройство (стартер, генератор, вентилятор, обогрев зеркал, клаксон и т.д.) потребляет больший ток (до 30-40 ампер).

    НАПРИМЕР: Для того чтобы с маленькой кнопочки завести двигатель, необходимо, чтобы включился стартер, который потребляет от 80 до 300 ампер. Если не использовать реле, тогда кнопка не выдержит большого тока и расплавится, также как и не предназначенная для больших токов проводка. Поэтому, делают подключение через реле (между кнопочкой и стартером устанавливают реле), которое по импульсу малого тока кнопки внутри себя замыкает мощные контакты, тем самым включая стартер. Как это происходит. Устройство реле

    Электромагнитное реле состоит из:

    1.Электромагнита (представляет собой электрический провод, намотанный на катушку с сердечником из магнитного материала).

    2.Якоря (пластина из магнитного материала, через толкатель управляющая контактами).

    3.Переключателя (могут быть замыкающими, размыкающими, переключающими).

    При пропускании электрического тока через обмотку электромагнита возникающее магнитное поле притягивает к сердечнику якорь, который через толкатель смещает и тем самым переключает контакты. Характеристики и производители реле

    Характеристики реле -Диапазон электропитания: 8. 16В. -Номинальное напряжение: 12В. -Ток управления: не более 0,2А. -Напряжение срабатывания: не менее 8,0В. -Напряжение отпускания: 1,5. 5,0В. -Максимальный ток в силовой цепи: 30А. -Активное сопротивление обмотки: 80±10 Ом

    Отечественные реле

    90.3747-10 в пластмассовом корпусе без фланца крепления; 90.3747-в пластмассовом корпусе с фланцем крепления; 113.3747-в металлическом корпусе с фланцем крепления; 113.3747-10-в металлическом корпусе без фланца крепления; 111.3747-в металлическом корпусе с фланцем крепления; 111.3747-10-в металлическом корпусе без фланца крепления.

    Какое реле лучше, импортное или отечественное. Силовое реле, независимо импортное оно или отечественное, выполняют одинаковую функцию. Отличаются они только по качеству (отечественные реле менее герметичны и менее износостойки) и коммутируемых контактах (например, реле фирмы BOSCH, имеет другое расположение контактов. Контакты 30 и 86 поменяны местами). Качественные реле выпускаются под маркой Saturn и San Hold. Контакты и принцип работы реле

    Контакты реле: Контакты 85 и 86 - это катушка. Контакт 30 - общий контакт, всегда присутствует в реле. Он, без подачи напряжения на контакты обмотки, постоянно замкнут на контакт 87а. Контакт 87А - нормально-замкнутый контакт. Контакт 87 - нормально-разомкнутый контакт. Силовые контакты имеют всегда маркировку 30, 87 и 87а.

    Принцип действия реле: В состоянии покоя, т.е. когда на катушке нет питания, контакт 30 замкнут с контактом 87А. При одновременной подаче питания на контакты 85 и 86 (на один контакт «плюс» на другой - «минус», без разницы куда что, если на реле нет маркировки диода) катушка «возбуждается», то есть срабатывает. Тогда контакт 30 отмыкается от контакта 87А и соединяется с контактом 87. Некоторые виды реле

    реле с пятью контактами (5ти контактное реле). Если на обмотку подан сигнал, то 30 контакт отключается от 87а и подключается к 87. реле с четырьмя контактами (4х контактное реле). Контакт 87а или 87 может отсутствовать, тогда реле будет работать только на включение или выключение (замыкание или размыкание) силовой цепи.

    Все реле имеют контакты обмотки (85 и 86 контакты). Пример схемы реле

    Рассмотрим принцип работы реле на простом примере со схемой. Цель: Блокировка двигателя. Один контакт питания катушки (пусть 85) соединяем с проводом, на котором появляется «минус» (например, провод сигнализации, на котором минус появляется при постановке в охрану). На другой контакт катушки (пусть 86) подаём +12В при включении зажигания. Контакты 30 и 87А подцепляем в разрыв блокируемой цепи (в качестве нее может быть что угодно, лишь бы машина не заводилась при разорванной цепи, например, цепь стартера, зажигания, бензонасоса и т.д.). Теперь, если попытаться завести автомобиль при включенной охране, контакт 30 разомкнётся с контактом 87А и не даст завести двигатель.

    Если «минус» с сигнализации выходит при снятии с охраны, тогда вместо контакта 87А используем контакт 87, т.е. разрыв цепи теперь будет на контактах 87 и 30. При таком подключении реле будет всегда в рабочем состоянии (разомкнутом) при работающем двигателе. Особенности и срок службы реле

    Особенности реле Если на корпусе реле изображен значок диода, значит при его включении необходимо соблюдать полярность на контактах управления.

    Срок службы реле Если реле долго эксплуатировалось при коммутации силовых цепей в предельных режимах, то искра проскакивающая при замыкании или размыкании контактов создает нагар между контактами и из-за этого возможно исполнительное устройство не будет работать или будет работать не корректно. Плохой контакт выделяет на себе тепло. При этом в силовых цепях может повышаться потребляемый ток (при плохом контакте ток электродвигателя или лампочки становится импульсно-пусковым), что влечет разогрев мест плохого контакта в коммутируемых цепях и как следствие оплавление пластмассовых деталей крепления контактов. При оплавлении деталей крепления, контакты смещаются и добавляется процесс искрения, что еще больше разогревает место контакта.

    Реле ВАЗ десятого семейства располагается в различных местах, например в монтажном блоке, на стартере и т.д. Штатные схемы ВАЗ 2110 можно найти тут. В комментариях можно выкладывать полезные схемы с использованием реле.

    Источник http://лада2111.рф

    Оценка: 3 (оценок: 2)


    note2auto.ru

    19. Специальные виды реле » СтудИзба

    Глава 19

    СПЕЦИАЛЬНЫЕ  ВИДЫ  РЕЛЕ

    § 19.1. Типы специальных реле

    Наибольшее распространение в системах автоматики получили реле электромагнитного типа, рассмотренные в гл. 17 и 18. Однако находят применение и электрические реле других типов, в которых тяговое усилие, необходимое для переключения контактов, создается не с помощью электромагнита. Сюда отно­сятся прежде всего реле, аналогичные по принципу действия эле­ктроизмерительным приборам различных систем: магнитоэлектри­ческой, электродинамической, индукционной. Если в электроизме­рительном приборе подвижная часть перемещает по шкале стрел­ку или какой-либо указатель, то в реле соответствующего типа подвижная часть перемещает контакты.

    Для получения значительных выдержек* времени при замыка­нии и размыкании контактов используются специальные реле вре­мени; некоторые из них имеют в основе электромагнитный меха­низм, но с добавлением различных устройств, обеспечивающих задержку срабатывания или отпускания.

    Для автоматизации процессов нагрева и охлаждения применя­ются электротермические реле, в которых переключение электри­ческих контактов обеспечивается температурной деформацией металлов или температурным расширением жидкостей и га­зов.

    В системах автоматической защиты оборудования от аварий­ных режимов используются специальные реле, срабатывающие при определенном значении тока, напряжения, скорости, момента, давления и других параметров.

    § 19.2. Магнитоэлектрические реле

    Принцип действия магнитоэлектрического реле основан на взаимодействии магнитного поля постоянного магнита с током, протекающим по обмотке, выполненной в виде поворот­ной рамки.

    Магнитоэлектрическое реле  (рис.  19.1, а)  состоит из постоян­ного магнита /, между полюсными наконечниками которого находится цилиндрический стальной сердечник 2. В кольцепом зазоре между полюсными на­конечниками и сердечником создается равно­мерное радиальпо направленное магнитное поле. В зазоре размещена легкая алюминие­вая рамка 3 с обмоткой из тонкого провода, к которой подводится ток по спиральным пру­жинам из фосфористой или оловянно-цинковой бронзы. Эти пружины создают противо­действующий момент, стремящийся устано­вить рамку с обмоткой таким образом, чтобы ее плоскость была направлена по оси полю­сов  магнита   /.   При   пропускании тока  / по

    оомотке реле на рамку с обмоткой действует вращающий момент, заставляющий ее поворачиваться вокруг оси в направлении, опре­деляемом полярностью тока. Жестко закрепленный на рамке по­движный контакт 4 замыкается с одним из неподвижных контактов 5 или 6.

    Сила, действующая па проводник длиной /, обтекаемый током / н помещенный в магнитное поле с индукцией В, определяется на основании закона Ампера:

     

    На рамку длимой /, шириной а, с числом витков w действует вра­щающий момент

     

    Из уравнения (19.3) видно, что при неизменных конструктив­ных параметрах реле и заданном токе / в его обмотке вращающий момент имеет постоянное значение.

    В то же время противодействующий момент, создаваемый за­кручивающимися токоподводящими пружинами, пропорционален углу закрутки, т. е. углу поворота рамки. Поскольку направление поворота рамки определяется направлением тока в обмотке, маг­нитоэлектрическое реле является поляризованным и может быть выполнено трехпозиционным.

    По сравнению с другими электромеханическими реле магнито­электрическое реле является наиболее чувствительным, оно сра­батывает при мощности управления в доли милливатта. Усилие па контактах магнитоэлектрического реле невелико (порядка 10-2 Н и меньше), поэтому для повышения надежности контакты выпол­няются из платины и платипоиридиевого сплава. При резком из­менении усилия маломощные контакты быстро изнашиваются, по­этому магнитоэлектрические реле используются обычно в схемах, где сигнал постоянного тока изменяется медленно. Недостатком магнитоэлектрических реле является сравнительно большое время срабатывания (0.1—0,2 с). По своему быстродействию они усту­пают нейтральным электромагнитным реле.

    § 19.3. Электродинамические реле

    Принцип действия электродинамического реле основан на  взаимодействии двух катушек с током, одна  из которых подвнжпа, а другая неподвижна.

    От маг­нитоэлектрического реле электродинами­ческое реле отличается тем, что индук­ция в рабочем зазоре создается не по­стоянным магнитом, а неподвижной ка­тушкой иа сердечнике, т. е. элекртомаг-нитным способом. От электромагнитного реле электродинамическое реле отлича­ется тем, что тяговое усилие воздейст­вует не на стальной якорь, а на подвиж­ную катушку. Устройство электродинамического ре­ле показано на рис. 19.2. На магиито-провод надета  неподвижная  катушка

    2, обтекаемая током l2. Между полюсными наконечниками магни-топровода находится цилиндрический стальной сердечник 4. В кольцевом зазоре между полюсными наконечниками и сердеч­ником создается равномерное радиэльно направленное магнитное

    поле. В зазоре размещена легкая алюминиевая рамка 1 с обмот­кой из тонкого провода, к которой подводится ток Ii по спираль­ным пружинам, создающим противодействующий момент, стремя­щийся установить плоскость рамки 1 вдоль оси полюсных нако­нечников.

    При подаче управляющего тока Ii в обмотку рамки 1 она бу­дет поворачиваться в зазоре между полюсными наконечниками и сердечником. Жестко закрепленный па рамке подвижный кон­такт 5 замыкается с одним из неподвижных контактов 6 и 7.

    Сила, действующая на проводники рамки электродинамическо­го реле, так же как и для магнитоэлектрического реле, определя­ется законом Ампера. Следовательно, будут справедливы урав­нения (19.1) и (19.2). Однако входящая в эти уравнения индук­ция В не постоянна, а определяется намагничивающей силой, соз­даваемой катушкой 2 с током I2:

     

                                                                                                                                           (19.4)

     

    где Rм— магнитное сопротивление на пути магнитного потока возбуждения; s6— площадь поперечного сечения рабочего воздуш­ного зазора.

    Подставляя (19.4) в (19.2) и выразив через постоянный коэф­фициент К сочетание всех неизменных конструктивных и обмо­точных данных реле, получим уравнение для вращающего момен­та электродинамического реле:

     

    Однако в отличие от магнитоэлектрического реле электродина­мическое может работать при питании переменным током. В этом случае на рамку воздействует переменный магнитный поток а на­правление поворота определяется средним за период значением вращающего момента

     

    где /1  и /2—действующие значения токов в обмотках;  — угол сдвига фаз между токами.                                                   

    Из (19.6) следует, что электродинамическое реле реагирует на фазу входного сигнала, т.  е. его можно использовать как реле сдвига фаз, срабатывающее при определенном значении . Это же реле может реагировать и на мощность переменного или постоян­ного тока. В этом случае на одну из обмоток подается ток, а на другую —напряжение цепи.

    При последовательном соединении обмоток I1I2=I вращаю­щий момент

                                                                                          Мвp = КI2,                                  (19.7)

    т. е. зависимость тягового усилия от тока будет аналогична эле­ктромагнитному нейтральному реле.

    К недостаткам электродинамических реле следует отнести их большие габариты и вес.

    § 19.4. Индукционные реле

    Принцип действия индукционного реле основан на взаи­модействии переменных магнитных потоков с токами, индуциро­ванными этими потоками.

    Индукционное реле (рис. 19.3) состоит из двух неподвижных электромагнитов 1 и 2, по обмоткам которых протекают соответ­ственно переменные токи I1 и I2В воздушном зазоре электромаг­нитов установлен алюминиевый или медный диск 3, который мо­жет поворачиваться относительно оси 4. Переменные магнитные потоки, создаваемые электромагнитами 1 и 2, индуцируют ЭДС в диске 3, под действием которых по диску протекают токи (так же, как в короткозамкнутом роторе асинхронного двигателя).

    Для того чтобы взаимодействие магнитных потоков с вызван­ными ими же токами привело к созданию вращающего момента, необходимо наличие сдвига по фазе токов I1и I2. Только в этом случае в зазоре индукционного реле будет создано вращающееся магнитное поле, аналогично тому, как это происходит в двухфаз­ном асинхронном двигателе. При сдвиге фаз между токами I1и I2в 90° сила взаимодействия магнитного потока электромагнита 1 с током, индуцированным в диске от потока электромагнита 2, будет всегда совпадать по направлению с силой взаимодействия магнитного потока электромагнита 2 с током, индуцированным в диске от потока электромагнита 1. При совпадении токов I1и I2 по фазе в среднем за период результирующая сила будет равна нулю.

    Вращающий момент, приложенный к диску, определяется так:

     

    где К — постоянный коэффициент, зависящий от конструктивных и обмоточных данных реле;  — фазовый сдвиг между I1и I2.

    Этот вращающий момент, преодолевая сопротивление пружи­ны 4, поворачивает диск до тех пор, пока не замкнутся контак­ты 5.

    Поскольку индукционное реле реагирует на фазу, его (как и электродинамическое) можно применять в качестве реле фазы. Малая инерция подвижной части позволяет использовать такие реле как быстродействующие в схемах автоматической защиты и блокировки. Особенно они распространены в автоматике на же­лезных дорогах. Они могут использоваться в качестве реле тока, напряжения, мощности, частоты, фазы, сопротивления. Достоинст­вом их является то, что они не требуют подвода тока к подвижной части. Чувствительность индукционных реле невелика, для их сра­батывания требуется мощность не менее 0,5 Вт.

    Рассмотрим также применение индукционного реле в качестве реле скорости (рис. 19.4). Входной вал 5 реле связан с механиз­мом, скорость которого требуется контролировать. На валу 5 ус­тановлен цилиндрический постоянный магнит 4. При вращении поле магнита пересекает проводники короткозамкнутой обмотки 3 поворотного статора 6. В обмотке 3 наводится ЭДС, значение которой пропорционально скорости вращения входного вала 5. Под действием этой ЭДС по обмотке 3 проходит ток, сила взаи­модействия которого с вращающимся полем магнита 4 стремится повернуть статор 6 в направлении вращения. При определенной скорости вращения сила возрастает настолько, что упор 2, преодо­левая противодействие плоской пружины, переключает контакты реле. В зависимости от направления вращения переключается кон­тактный узел / или 7. Точность работы индукционного реле ско­рости невелика. В точных системах контроля скорости необходи­мо использование более сложной схемы, включающей в себя ин­дукционный датчик скорости и высокочувствительное поляризо­ванное реле.

    § 19.5. Реле времени

    Для получения больших замедлений при включении и отключении контактов используются реле времени. В этих реле обычно используют электромагнит, который приводит в действие какое-либо механическое устройство, имеющее значительную инер­ционность, либо включает электродвигатель, перемещающий кон­такты через понижающий редуктор с большим передаточным от­ношением.

     

    Рассмотрим в качестве примера несколько типов реле вре­мени.

    Маятниковое (часовое) реле времени (рис. 19.5) состоит из электромагнита с втяжным якорем 1, который при подаче вход­ного сигнала перемещает тягу 2 и, сжимая пружину 3, стремится переместить рычаг с зубчатым сектором 4 справа налево. Но спусковое зубчатое колесо 5 со скобой 6 может поворачиваться за каждое качание маятника 7 только на один зуб, благодаря чему скорость перемещения зубчатого сектора ограничивается. После того как все зубцы сектора 4 выйдут из зацепления с храповым колесом 8, сработает микропереключатель 9.

    При снятии выходного сигнала с электромагнита 1 сектор 4 быстро возвращается в исходное положение под действием веса якоря электромагнита / и усилия пружины 3. Микропереключа­тель выключается без задержки времени. Таким образом, обеспе­чивается задержка времени только при срабатывании реле, но не при отпускании.

    § 19.6. Электротермические реле

    Электротермические реле предназначены для автомати­ческого переключения электрических контактов в зависимости от температуры. Задача поддержания необходимой температуры или отключения какого-либо устройства при достижении некоторой температуры очень распространена в технике, причем не только

    в промышленной, но и в бытовой. Например, в холодильнике, в электроутюге, в духовке электрической плиты установлены элект­ротермические реле, которые также часто называют тепловыми реле. Потребность в тепловых реле исчисляется миллионами штук в год, поэтому главными требованиями к ним являются простота, дешевизна, надежность.

    Наиболее широкое распространение получили биметалличе­ские реле. Элементом, воспринимающим температуру, в таких ре­ле является биметаллическая пластина (рис. 19.8, а). Она состоит из слоев двух металлов с разными температурными коэффициен­тами линейного расширения. Например, для латуни этот коэффи­циент почти в 20 раз больше, чем для инвара (сплав стали с ни­келем и кобальтом). Поэтому при увеличении температуры слой латуни удлиняется значительно больше, чем слой инвара. Эти слои соединены жестко (сваркой или пайкой), и вся биметаллическая пластина при нагреве изгибается в сторону инвара. Поскольку один конец биметаллической пластины закреплен, второй конец перемещается, размыкая одну пару контактов и замыкая другую. С помощью тепловых реле осуществляется  и токовая защита различных электроустановок. В электротермических реле для то­ковой защиты используется тепловое действие электрического то­ка.  Нагрев  биметаллической  пластины  производится  с  помощью нагревательной спирали, по которой проходит ток. На рис. 19.8, б показана схема реле защиты электродвигателя от перегрева. Че­рез нагревательную спираль  1 проходит ток одной из фаз цепи питания электродвигателя. Если нагрузка  электродвигателя  воз­растает сверх допустимых пределов, ток в спирали / увеличива­ется, температура  растет  и  биметаллическая  пластина  2 изгиба­ется влево, освобождая защелку спускового механизма 3. Это при­водит к размыканию контактов 4 реле, которые находятся в цени питания аппаратуры включения электродвигателя. После останов­ки электродвигателя возврат контактов 4 реле и спускового ме­ханизма 3 в исходное положение выполняется вручную нажатием НА кнопку 5 после остывания биметаллической пластины. Но для повторного запуска электродвигатели этого недостаточно, необхо­дима подача специального сигнала на аппаратуру включения эле­ктродвигателя.   Биметаллические   реле  обладают   большой   инер­ционностью и не реагируют на большие, но кратковременные уве­личения тока. Поэтому пусковые токи электродвигателя не приво­дят к срабатыванию теплового реле.

    В некоторых реле используется не косвенный нагрев биметал­лической пластины с помощью спирали, а прямой — пропускани­ем тока непосредственно через пластину. Основным недостатком биметаллических реле является низкая точность. Но благодаря простоте и низкой стоимости они получили преимущественное рас­пространение. Из числа других электротермических реле следует упомянуть электроконтактные термометры, в которых контакты замыкаются столбиком ртути, по уровню которой можно одновре­менно определить значение истинной температуры. Точность эле­ктроконтактных термометров выше, чем у биметаллических. Из­вестны также электротермические реле с расширяющимся газом. В таких реле газ при нагреве вытесняет ртуть, находящуюся на дне баллона, и тем самым разрывает контакт.

    § 19.7. Шаговые искатели и распределители

    Шаговые искатели и распределители под действием уп­равляющего сигнала осуществляют поочередное переключение не­скольких исполнительных цепей. В простейшем случае шаговый искатель (рис. 19.9, а) имеет один входной зажим и несколько выходных. При подаче управляющего импульса в обмотку элект­ромагнита (ЭМ) входной зажим перемещается на один шаг, сое­диняясь с очередным выходным зажимом. Следовательно, номер ламели, цепь возврата размыкается и ускоренное движение шаго вого механизма прекращается. С помощью шагово-декадных рас пределителей осуществляется, например, автоматическая телефон ная связь. Когда мы набираем номер вызываемого телефона, т< диск телефонного аппарата дает столько импульсов, до какой циф ры мы его повернули. При этом шагово-декадный распределител! произвел соединение с соответствующим выходным проводом и од новременно подключил очередную декаду ламелей (новый ря; из десяти ламелей).

    В шаговых искателях разных типов число рядов ламелей мо­жет достигать 8, а число ламелей в ряду — 50. Все шаговые ис­катели рассчитаны на работу в импульсном режиме с частотой до 10 срабатываний в секунду.

    § 19.8. Магнитоуправляемые контакты. Типы и устройство

    В обычных электромагнитных реле наиболее часто от­каз возникает из-за контактов, которые подвергаются вредным воздействиям окружающей среды (окислению, загрязнению, кор­розии и др.). Существенно повысить надежность реле можно за • счет герметизации контактов. Так как в этом случае невозможно механически связать контактный узел с электромагнитным при­водом, то необходимо для перемещения герметизированных кон­тактов использовать силы электромагнитного притяжения. Кон­тактные пластины для этого изготовляются из ферромагнитного материала. Таким образом, контакты становятся магнитоуправ-ляемыми.

    К магнитоуправляемым контактам относятся герконы (т. е. герметизированные контакты) и ферриды. Применяются они для тех же целей, что и мощные электромагнитные реле. Они и воз­никли в результате совершенствования контактных электромаг­нитных устройств и стремления свести к минимуму их недостат­ки: сравнительно небольшой срок службы (до 107 срабатываний), невысокое быстродействие (десятки миллисекунд), потребление энергии в течение всего периода притяжения якоря и необходи­мость периодического обслуживания.

    Геркон (рис. 19.10, а) представляет собой впаянные в стек­лянную ампулу (баллон) пермаллоевые пластины /, служащие од­новременно токоподводами, контактами и магнитопроводом. Пла­стины впаяны в ампулу таким образом, чтобы контакты, в каче­стве которых используются внутренние концы пластин, покрытые золотом, радием или вольфрамом, находились на некотором рас­стоянии друг от друга, т. е. были разомкнуты.

    К наружным концам пластин припаивают провода, служащие для присоединения к внешней цепи. Если геркон поместить в маг­нитное поле, созданное током в обмотке 2, окружающей геркон, то на контакты будет действовать электромагнитная сила F3. Ес­ли эта сила окажется больше противодействующего усилия упру­гих пластин, то произойдет замыкание контактов.

    Электромагнитная сила притяжения контактов определяется аналогично силе притяжения, действующей в любом другом эле­ктромагнитном механизме:

     

    Принимая зазор между пластинами плоскопараллельным, мож­но записать выражение для производной проводимости:

    где / — ток в обмотке; w — число витков; / — длина обмотки; /i — перекрытие пластин; b — ширина пластин.

    После отключения обмотки пластины под действием сил упру­гости возвращаются в исходное состояние, т. е. контакты размы­каются. Следовательно, удержать контакт в замкнутом состоянии можно только за счет потребления энергии от сети, что является одним из недостатков геркона. Герконы бывают вакуумные и га­зонаполненные, в которых стеклянная ампула заполнена азотом, водородом или другим инертным газом.

    Для управления магнитоуправляемым контактом можно ис­пользовать не только магнитное поле катушки с током (рис. 19.10, а), но и магнитное поле постоянного магнита (рис. 19.10,6). В последнем случае срабатывание контактов осуществляется в за­висимости от взаимного перемещения геркона и постоянного маг­нита 3. Изменение магнитного поля, воздействующего на контакты, может осуществляться и за счет изменения параметров магнит­ной цепи при перемещении ферромагнитного экрана 4 (рис. 19.10, в).

    Большая часть управляющего магнитного потока во всех схе­мах герконов, изображенных на рис. 19.10, проходит по воздуху. Так как воздушные участки имеют значительное магнитное сопротивление.

    § 19.9. Применение магнитоуправляемых контактов

    На основе магнитоуправляемых контактов выпускаются высоконадежные промежуточные электромагнитные реле с числом контактных групп до десяти. В таких реле внутри общей катушки управления размещается несколько пар контактов (рис. 19.12). Как уже отмечалось, по сравнению с обычными электромагнит­ными реле герконовые имеют большее быстродействие и более на­дежны.

    Однако им свойственны и некоторые недостатки. Они име­ют в 2—3 раза меньшие значения удельных токовых нагрузок на контакты, более критичны к переходным процессам в коммути­руемой  цепи.  Например,  при   3—5-кратном  увеличении  тока  посравнению с номинальным возможно сва­ривание контактов. В цепях с конденсато­рами возможны значительные броски тока, поэтому применение герконовых реле для коммутации таких цепей не рекомендуется. Необходимо отметить и характерный для герконовых реле недостаток — вибра­ция контактов при срабатывании. Это яв­ление называется «дребезг» контактов.

    После подачи управляющего сигнала кон­такты сначала замыкаются, но тут же раз­мыкаются под действием сил упругости. Таких циклов замыкания-размыкания мо­жет быть несколько. Затем происходит не­сколько колебаний контактов без размыка­ния;  при этом происходит изменение контактного сопротивления.

    Время вибрации контактов может со­ставлять половину полного времени срабатывания. Для борьбы с «дребезгом» контактов применяют специальные конструктивные и схемные решения.

    На основе магнитоуправляемых контактов могут быть построе­ны различные путевые и конечные выключатели, реле различных неэлектрических величин. В качестве примера на рис. 19.13 по­казаны термоэлектрические реле (а) с биметаллической пласти­ной и реле давления  (б)  с упругим элементом в виде сильфона

     

    гофрированного упругого стакана из фосфористой бронзы). При изменении температуры или давления постоянный магнит прибли­жается к геркону и его контакты срабатывают.

    Магиитоуправляемые  контакты  специальной   конструкции  на­чинают применяться и для переключений в силовых цепях с мощ­ностью до нескольких сотен ватт. В таких устройствах использу­ется более массивный жесткий подвижный контактный сердечник, закрепленный на возвратной пружине. При этом за счет сниже­ния электрического сопротивления контактной системы и улучше­ния теплоотдачи удается повысить ток через контакты. Для этих же целей возможно применение жидкометаллических герметизи­рованных  контактов,   внутри   герметизированного   баллона   кото­рых  токопроводящие детали   частично   или   полностью   смочены ртутью.

    studizba.com

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *