Обозначение цветов изоляторных шин PE и N
Вернутся в раздел:
⇒ ГЗШ, защитная шина РЕ и нулевая шина N ⇔ «Электрика»
В этой статье автор сайта разъясняет обозначения цветов изоляторов шины заземления РЕ и нулевой рабочей шины N, цвет фазной шины, назначение и определение шин РЕ и N, а так же схемы соединения шин.
Для начало обратимся к ПУЭ за определением и назначением шин РЕ, N и PEN:
ПУЭ 1.7 (некоторые главы здесь я пропускаю):
1.7.28. Заземление — преднамеренное электрическое соединение какой-либо точки сети, электроустановки или оборудования с заземляющим устройством.
1.7.29. Защитное заземление — заземление, выполняемое в целях электробезопасности.
1.7.30. Рабочее (функциональное) заземление — заземление точки или точек токоведущих частей электроустановки, выполняемое для обеспечения работы электроустановки (не в целях электробезопасности).
1.7.31. Защитное зануление в электроустановках напряжением до 1 кВ — преднамеренное соединение открытых проводящих частей с глухозаземленной нейтралью генератора или трансформатора в сетях трехфазного тока, с глухозаземленным выводом источника однофазного тока, с заземленной точкой источника в сетях постоянного тока, выполняемое в целях электробезопасности.
1.7.34. Защитный (РЕ) проводник — проводник, предназначенный для целей электробезопасности.
Защитный заземляющий проводник- защитный проводник, предназначенный для защитного заземления.
Защитный проводник уравнивания потенциалов — защитный проводник, предназначенный для защитного уравнивания потенциалов.
Нулевой защитный проводник — защитный проводник в электроустановках до 1 кВ, предназначенный для присоединения открытых проводящих частей к глухозаземленной нейтрали источника питания.
1.7.35. Нулевой рабочий (нейтральный) проводник (N) — проводник в электроустановках до 1 кВ, предназначенный для питания электроприемников и соединенный с глухозаземленной нейтралью генератора или трансформатора в сетях трехфазного тока, с глухозаземленным выводом источника однофазного тока, с глухозаземленной точкой источника в сетях постоянного тока.
1.7.36. Совмещенные нулевой защитный и нулевой рабочий (PEN) проводники — проводники в электроустановках напряжением до 1 кВ, совмещающие функции нулевого защитного и нулевого рабочего проводников.
Проще говоря: зануление (нулевой рабочий проводник), это преднамеренного электрического соединения проводящих открытых частей электроустановок с наглухо заземленной точкой, необходимое для работы электрооборудования в нормальном режиме, а также выполняется в целях электробезопасности и обозначается буквой N. Нулевой защитный РЕ-проводник используется в данном случае для соединения открытых частей пользователя электрической энергии с заземленной нейтральной точкой источника. Защитный РЕ-проводник предназначен исключительно для целей электробезопасности и маркируются соответственно буквенным обозначение РЕ.
Цветное обозначение нулевых, защитных и фазных изоляторных шин:
Важное значение имеет правильное цветовое обозначение изоляторов шин PEN — нулевой и защитной, также фазной шины. Здесь идет настоящая путаница как в инете, так и в рекламе интернет-магазинов, так и в специализированных магазинах по продаже электрооборудования. Надо заметить и не зря, в соответствии с “Номенклатурой продукции, в отношении которой законодательными актами РФ предусмотрена обязательная сертификация” и “Номенклатурой продукции, подлежащей декларированию соответствия” изоляторы для установки нулевых шин серий ИУ-101, ИД-101 и другие им подобные, не относятся к объектам обязательной сертификации Системы сертификации ГОСТ Р, и их обязательная сертификация в Системе сертификации ГОСТ Р не предусмотрена, а также не относятся к объектам, соответствие которых установленным требованиям осуществляется путем принятия изготовителем декларации соответствия.

Рис. 1
И все таки, изоляторы для установки нулевых шин применяются для монтажа нулевых шин на ДИН-рейку 35 мм (Рис. 1), либо на монтажную панель, специальные рейки в распределительных щитах. А также выполняют изоляционную функцию. Изоляторы выполнены из полипропилена и представлены в разной цветовой гамме. Это позволяет применять цветную маркировку при монтаже нулевых рабочих проводников (N) и проводов заземления (РЕ). При этом существенно упрощается идентификация проводов и обслуживание щита. Согласно общепринятым обозначениям можно маркировать нулевую (N) шину синими изоляторами, фазную шину – зелеными, шину заземления (PE) – желтыми.
Цветовая маркировка изоляторов:
изолятор шины защитного заземления (PE) – цвет жёлтый, крепление на Din-реку 35 мм., серии ИД 101-09
изолятор шины зануления рабочая (N) – цвет синий, крепление на Din-реку 35 мм., серии ИД 101-08
изолятор фазной шины (I) – цвет зелёный, крепление на Din-реку 35 мм., серии ИД 101-10
изолятор шины защитного заземления (PE) – цвет жёлтый, крепление угловое, серии ИУ 101-09
изолятор шины зануления рабочая (N) – цвет синий, крепление угловое., серии ИУ 101-08
изолятор фазной шины (I) – цвет зелёный, крепление угловое, серии ИУ 101-10
Не путайте расцветку трёхфазной цепи с однофазной, у трёхфазной цепи: A — жёлтый цвет, B — зелёныё цвет, C — красный цвет, нулевой (рабочий проводник, соединение нейтрали в трёхфазной цепи) N — синий цвет и защитный проводник РЕ — желто — зелёный цвет. В однофазной цепи по правилам ПУЭ допускается использования цвет фазного проводника: красного, оранжевого, розово-белого, серого, фиолетового и бирюзового цвета.
Подробнее о расцветки проводов смотрите в следующей статье: Выбор провода, кабеля и шин.
Схемы соединения заземления TN-C:

Рис. 2 Схема системы соединения TN-C
Основная система питания, принята в РФ — схема TN-C. В системе питания (заземления) TN-C нулевой рабочий провод и защитный провод объединены в один проводник PEN (о системах питания с различными типами заземления см. в статье системы заземления: TN-C, TN-S, TN-C-S, TT, IT). Разделение проводника PEN на нулевой рабочий проводник (N) и защитный проводник (PE) происходит внутри вводного устройства (ВУ) на главной заземляющей шине (ГЗШ). От вводного устройства проводники N и PE идут изолировано друг от друга. Разделение проводника PEN на N и PE в пределах одного участка можно делать, только один раз. После разделения соединять проводники PE и N не допускается.
На схеме функции нулевого защитного и нулевого рабочего проводников обеспечиваются одним общим проводником РЕN (Рис. 2).
Вернутся в раздел:
⇒ ГЗШ, защитная шина РЕ и нулевая шина N ⇔ «Электрика»
Данная статья публикуется как черновой вариант, материал будет пополнятся, следите за обновлениями.
energetik.com.ru
Цветовая и буквенная маркировка шин и проводов
Для быстрого чтения схем и легкого определения разных элементов электроустановок были регламентированы цветовые и буквенные обозначения шин и проводов. Они четко прописаны в ПУЭ главы 1.1.29 и 1.1.30 и в ГОСТе Р 50462-2009.
Следует придерживаться этих правил. Это позволит любому электрику быстро разобраться в вашем распределительном щите. Еще согласитесь, что вы не раз задавались вопросом, а каким цветом сделать “фазу”, а каким “нуль”. Ниже вы найдете ответы на ваши вопросы.
Цветовая маркировка шин и проводов
Цветовая маркировка выполняется с помощью окраски изоляции токопроводящих жил в разные цвета. Это делается на заводе. Также возможна цветовая идентификация на концах провода в месте его подключения. Допустим, у вас есть одножильный провод одного цвета. Можно им подключить все три фазы и пометить разные фазы соответствующей разноцветной изолентой. Как это сделано на фото ниже.
Идем дальше…
ГОСТом Р 50462-2009 запрещено отдельное использование зеленого и желтого цветов по отдельности при маркировке проводников. Они обязательно должны быть в комбинации желто-зеленого цвета.
Комбинацией желто-зеленого цвета обозначается защитный проводник.
Синим цветом маркируется нейтральный и средний проводники.
Совмещенные нулевые защитные и нулевые рабочие проводники обозначают желто-зеленым цветом по всей длине и синей меткой на концах в месте подключения или наоборот синим цветом по всей длине и с желто-зелеными метками на концах.
Предпочтение фазным проводникам отдается таким цветам: черный, коричневый и серый. Хотя часто попадаются кабели с другой маркировкой жил. При переменном токе фазные проводники еще выделяют следующими цветами: красный, фиолетовый, розовый, оранжевый, белый, бирюзовый. Смотрите ПУЭ п.2.1.31.
При трехфазном токе шины обозначаются следующим образом:
- фаза А – желтым цветом;
- фаза В – зеленым цветом;
- фаза С – красным цветом.
В цепях постоянного тока согласно ГОСТа Р 50462-2009 провода маркируются следующим образом:
- положительный проводник «+» – коричневым цветом;
- отрицательный проводник «-» – серым цветом.
Согласно ПУЭ главы 1.1.30 шины при постоянном токе обозначаются так:
- положительная шина «+» – красным цветом;
- отрицательная шина «-» – синим цветом;
- нулевая рабочая М шина – голубым цветом.
Честно сказать, работая с оборудованием связи, большинство которого питается постоянным током, я ни разу не встречал провода коричневого и серого цветов. Я работал на нескольких десятках или даже уже сотен узлов связи и там все «плюсовые» провода были красные, а «минусовые» синие или черные.
Буквенная маркировка шин и проводов
В электросхемах, паспортах, да и на самом оборудовании часто проводники и контакты для подключения имеют буквенную маркировку. Ниже привожу расшифровку этих буквенных обозначений при переменном токе.
- L – фазный проводник в однофазной сети;
- L1, L2, L3 – фазные проводники в трехфазной сети;
- N – нейтральный (нулевой) проводник;
- M – средний проводник;
- PE – защитный проводник;
- PEN – совмещенный нулевой защитный и нулевой рабочий проводники.
Расшифровка буквенных обозначений при постоянном токе:
- «L+» – положительный (плюсовой) проводник;
- «L-» – отрицательный (минусовой) проводник.
Этой информации думаю для вас будет достаточно, чтобы вы смогли определить, куда в люстре на клеммнике подключается «фаза», «нуль» и «земля», а также определить нужные провода на схеме.
Не забываем улыбаться:
Вступительный экзамен в ВУЗе. Экзаменатор:
– Объясните, пожалуйста, почему крутится электромотор?
– А потому что электричество.
– Что ж это за ответ такой? Отчего же тогда допустим электрический утюг не крутится?
– А потому что не круглый.
– Ну хорошо, а электроплитка? Круглая? Почему она не крутится?
– А потому что шершавая, трение в ножках.
– Ладно… А лампочка! Электрическая! Круглая! Гладкая! Без ножек! Почему лампочка не крутится?
– А лампочка-то как раз и крутится.
– ???!!!
– А вот когда вы ее в патроне меняете, что вы делаете? Вы ведь ее крутите!
– Нда-а… в самом деле… кручу хм… Да! но ведь это я ее кручу, а не она сама…
– Ну, знаете, само по себе вообще ничто не крутится! Вон электромотору тоже, небось, электричество нужно!
Шины электрические: описание, маркировка
Шины электрические необходимы для соединения отдельных элементов электроустановок в единое целое.
Определение
Шины электрические соединительные позволяют объединить все элементы электроустановки в одно целое. По сути, это проводники, сопротивление которых находится на низком уровне.
При совокупности нескольких шин в одной точке говорят о шинопроводах. Как правило, они устанавливаются на изоляторах, которые одновременно служат в качестве опор. Прячется он в специальный короб (канал). Благодаря этому он защищается от факторов окружающей среды. Шинопровод всегда должен быть устойчивым к возникающим динамическим и тепловым нагрузкам, ударным тока электросети.
Шины электрические выполняются в нескольких исполнениях. Для их деления на виды предусмотрено несколько классификаций.
По способу исполнения выделяют гибкие и жесткие шины. Их по-другому называют плоскими и трубчатыми. Гибкие шины не перекручиваются. Они не должны обладать высокой степенью тяжения. Причем степень тяжения всех проводов должна быть одинакова. Под влиянием температуры длина шины может изменяться. Поэтому жесткие модели оснащаются гибкими перемычками, которые должны компенсировать эти изменения. Кроме того, они оснащаются виброгасителями.
Кроме того, шины электрические могут быть изолированными и неизолированными. Уже из названия понятно, что в первом случае шина имеет слой изоляции, а во втором – нет.
Классификация шин по форме сечения
По форме поперечного сечения электрические шины делятся на следующие виды:
- Прямоугольные.
- Двухполосные.
- Трехполосные.
Плоские шины с прямоугольным сечением хорошо отводят тепло. Их использование целесообразно в сети с большой силой тока (от 2 тысяч до 4,1 тысячи ампер). В таких случаях они соединяются в группы по несколько штук. При этом образуется двух- или трехполосная шина.
Сборные шины обладают рядом недостатков:
- Сложно проводить монтажные работы.
- Индуктивный ток, который распределяется неравномерно.
- Низкая способность выдерживать механические воздействия.
- Снижена способность к охлаждению.
- Низкая устойчивость к коротким замыканиям.
В сети с напряжением 10-35 киловольт могут быть использованы коробчатые или плоские изделия. Наиболее эффективной считается трубчатая. Она обладает рядом преимуществ. Она прочна, хорошо отводит тепло. Электрическое поле вокруг нее распределяется равномерно. Благодаря этому не появляется коронирование.
Виды материала для изготовления шин
В зависимости от материала, из которого изготавливается шина, выделяют следующие шины электрические:
- Сталеалюминевые.
Последний вариант представляет собой сердечник, выполненный из оцинкованных стальных проводов, вокруг которого повиты провода из алюминия.
Алюминиевые шины обладают следующими преимуществами:
- Устойчивы к возникновению коррозии.
- Обладают высоким показателем электропроводности.
- Небольшой вес.
- Стоимость их ниже, чем других видов.
Для их производства используются пластичные марки алюминия с минимальным количеством примесей. Могут быть использованы низколегированные сплавы алюминия, магния и кремния. Дополнительные элементы позволяют увеличить прочность, пластичность, упругость.
Медные шины могут содержать в своем составе до 99,9 % меди. Такие изделия обладают маркировкой М1. Широко используются марки ШМТ и ШМТВ, которые производятся из бескислородной марки. Они отличаются степенью мягкости. Первые две буквы маркировки ШММ и ШМТ обозначают «Шина медная». Идущая далее буква «М» характеризует мягкие изделия, «Т» – твердые.
Маркировка при переменном трехфазном токе
Определить элементы электроустановок помогут «подсказки», которые выражаются в цветовом и буквенном обозначении шин и проводов. Они выбираются неслучайно. Их регламентируют стандарты.
Существует два способа цветового обозначения шин. Первый подразумевает, что маркировка электрических шин наносится на этапе изготовления. Производитель использует изоляцию разных цветов. Второй подойдет в тех случаях, когда изделие имеет один цвет. В таких ситуациях используют цветную изоленту, с помощью которой отмечают разные фазы.
В случае с трехфазным током маркировка будет выглядеть так:
- Фаза «А» окрашивается в желтый цвет.
- Фаза «В» окрашивается зеленым цветом.
- Фаза «С» окрашивается красным цветом.
Обозначение проводников
Заземляющий проводник маркируется РЕ. Он всегда обозначается желто-зеленым цветом. Цвета идут продольными линиями. Причем использование этих двух цветов по отдельности запрещено ГОСТом. Для нейтрального и среднего проводника (рабочего) с маркировкой N используется синий цвет.
При соединении нулевых защитных и рабочих проводников сочетают все три цвета. Маркировка в данном случае выглядит как PEN. Проводник выполняется синего цвета, а на его конце и в местах соединения выполняется полоса желто-зеленого цвета. В настоящее время допустимо выполнять и противоположную окраску: желто-зеленый проводник с синей полосой на конце.
Буквенная маркировка
Правильно прочитать схему, определить тип шины или провода поможет буквенное обозначение. Как и цвета, буквы имеют свою расшифровку.
Провода и шины электрические при переменном токе расшифровываются следующим образом:
- L – проводник однофазной сети.
- L с цифрами 1, 2 или 3 – проводник в трехфазной сети.
- N – нулевой проводник (или нейтральный).
- М – средний проводник.
- PEN – совмещенные нулевые проводники (защитный и рабочий).
При постоянном токе обозначения будут иметь следующий вид:
- L+ – проводник плюсовой (или положительный).
- L- – проводник минусовой (или отрицательный).
Все эти маркировки и обозначения носят обязательный характер. Они регулируются принятыми регламентами.
Запомнить все это сразу сложно. Но опытный электрик знает все это. Такая маркировка позволит определить, где и что подключено. А простому человеку этого будет достаточно, чтобы понять, к примеру, какая необходима шина для автоматов электрических. Она может понадобиться при ремонте электрической проводки в доме. К ней позже легко подключить дополнительные источники.
fb.ru
Маркировка заземления. Цветовая маркировка заземляющих проводников
Как известно, правильно выполненное соединение корпуса электрического оборудования с контуром заземления, напрямую влияет на безопасность его эксплуатации. Заземление радио и электронного оборудования зачастую является важным фактором его правильной работы. Именно поэтому символ обозначающий заземление – наверное, самый распространённый знак в электротехнике и электронике. Он встречается на корпусах оборудования, специальных заземляющих шинах в производственных цехах и электроподстанциях, его нередко можно встретить и на радиоэлектронных схемах, а также схемах связи.
Знак заземления, нанесенный на корпус электрооборудования
Основное назначение знака заземления – информирование о месте соединения оборудования с «землёй», то есть заземляющим контуром. Как правило, символ заземления наносится возле шпильки, к которой непосредственно прикручивается заземляющая шина или заземляющий проводник. Также он может наноситься возле специальной клеммы или на самой клемме. Размеры этого знака пропорциональны размерам устройства, то есть, он должен быть без труда различим на оборудовании и чётко указывать на точку заземления.
Способы нанесение знака на оборудование
Принято считать, что все места подключения оборудования к заземляющему контуру должны иметь оговоренное ГОСТом условное обозначение. В большинстве случаев знак наносится на оборудование на заводе-изготовителе и имеет рельефную поверхность. Знаки, нанесённые на заводе, могут иметь как выпуклую, так и вдавленную структуру. Чаще такие знаки отливаются вместе с металлическим или пластмассовым корпусом оборудования, реже выпрессовываются.
При любом из этих вариантов, знаки подлежат дополнительной окраске, дабы более наглядно выделяться на корпусе. Сейчас популярно наклеивание знака заземления с помощью специальных клейких составов, или липкой ленты, это достаточно простой способ. Применение клеящихся символов заземления не противоречит ГОСТ, и может быть выполнено уже после транспортировки, к тому же такие знаки легко обновлять и заменять.
Государственный Стандарт 21130-75 чётко оговаривает параметры наносимого обозначения заземления на металлические или пластмассовые корпуса методом литья.
Размеры знака заземления, выполняемого методом литья
Подробная расшифровка размеров приводится в таблице.
Типовые размеры для вышеприведённого знака
b | D | H | H 1 | h | r |
---|---|---|---|---|---|
0,7 | 10 | 5 | 3,5 | 2,5 | 0,35 |
1,2 | 16 | 8 | 6,0 | 4,0 | 0,6 |
1,4 | 20 | 10 | 7,0 | 5,0 | 0,7 |
1,8 | 25 | 14 | 9,0 | 5,5 | 0,9 |
3,0 | 40 | 22 | 15,0 | 9,0 | 1,5 |
3,5 | 45 | 28 | 17,5 | 8,5 | 1,75 |
4,0 | 50 | 30 | 20,0 | 10,0 | 2,0 |
7,0 | 90 | 50 | 35,0 | 20,0 | 3,5 |
Этот способ нанесения маркировки получил широкую популярность ещё с конца XIX века и активно применяется на современном оборудовании, имеющем как большие, так и малые габариты. Аналогично должен выглядеть знак соединения с заземляющим контуром, выполненный методом штамповки цветного или чёрного металла. Данный способ удобен для производителя, значок наносится в процессе изготовления корпуса, что позволяет избежать дополнительных манипуляций.
Нанесение условного обозначения заземления ударным способом на корпус электрооборудования чаще также выполняется на заводе-изготовителе, но и не исключено его применение непосредственно по месту установки изделия.
Чаще ударным способом наносят маркировку на малогабаритном оборудовании, корпуса которого изготовлены из чёрного или цветного металла.
Требования ГОСТ 21130-75 для «ударных» символов заземления несколько иные, чем для знаков, выполненных литьём. Основные размеры таких знаков изображены на рисунке ниже.
Знак присоединения к «земле», выполняемый ударным способом
Типовые размеры для вышеприведённого знака
D | b | H | H 1 | h | r |
±IT1,5/2 | |||||
14 | 1,2 | 8 | 6,0 | 2,5 | 0,6 |
18 | 1,4 | 10 | 7,0 | 5,0 | 0,7 |
25 | 1,8 | 14 | 9,0 | 5,5 | 0,9 |
Размеры в Таблицах указаны в миллиметрах.
В обоих случаях окружность вокруг знака заземления, имеющая диаметр D, окрашивается в цвет, отличный от основного цвета изделия, как правило, это жёлтый или чёрный цвет.
В настоящее время для обозначения ме
levevg.ru
Маркировка проводов и кабелей согласно норм ПУЭ

Правильная маркировка проводов
Правильная маркировка проводов и шнуров позволяет значительно облегчить монтаж и ремонт любых электрических сетей. Ведь правильная маркировка не только облегчит сам процесс монтажа, но и позволит вам или любому другому человеку просто взглянув в распределительную коробку, щиток или на провода, определить их назначение.
Именно для этих целей маркировка проводов должна выполняться согласно единых правил, которые приведены в «Библии» любого электрика – ПУЭ (Правила устройства электроустановок).
Правила маркировки токоведущих частей согласно ПУЭ
Для обеспечения наглядности, простоты и облегчения распознавания отдельных частей электрической сети согласно п.1.1.30 ПУЭ все электроустановки должны иметь буквенно-цифровое и цветовое обозначение. Причем наличие одного из этих обозначений не снимает необходимость наличия другого.
И единственным послаблением является возможность нанесения обозначения не по всей длине проводника, а только в местах подключения, как представлено на видео.
Цветовая маркировка проводов
Маркировка проводов по цветам является наиболее наглядной и позволяет быстро определиться с назначением любого провода. Такая маркировка может быть осуществлена путем выбора проводов с соответствующим цветом изоляции жил, путем нанесения краски на шины или за счет окрашивания или применения специальной цветной изоленты в местах соединения жил.
Причем краска на шины может наносится не по всей длине, а только в местах подключения или по концам шин.
Обозначение фазных проводов
Итак:
- Если говорить о цветовом обозначении проводов и кабелей, то начать следует с фазных проводников. Согласно п.1.1.30 ПУЭ в трехфазной сети фазные проводники должны иметь маркировку желтым, зеленым и красным цветом. Так соответственно обозначаются фазы А, В и С.
- Инструкция для однофазной электрической сети предполагает обозначение фазного провода в соответствии с тем цветом, продолжением которой она является. То есть, если фазный проводник подключается к фазе «В» трехфазной сети, то он должен иметь зеленый цвет.
Обратите внимание! В однофазной сети квартиры или дома вы зачастую не знаете к какой фазе подключен ваш фазный провод. Дабы соблюдать ГОСТ вам совсем не обязательно это выяснять. Достаточно обозначить фазный проводник любым из предложенных цветов. Ведь для однофазной сети освещения совершенно не принципиально к какой именно фазе подключен ваш проводник. Исключение составляет только сеть освещения в которой используются два разных фазных проводника.
- Что же касается нулевых проводников, то они должны иметь голубую окраску. Причем цвет нулевой жилы не зависит от того трехфазная, двухфазная и однофазная сеть перед вами. Он всегда обозначается голубым цветом.
- Маркировка проводов с полосой желто-зеленого цвета обозначает защитный проводник. Он подключается к корпусу электроприборов и обеспечивает безопасность от поражения электрическим током при повреждениях изоляции электрооборудования.
Обозначение нулевых и защитных проводников
- Если нулевой и защитный проводник объединены, то согласно п.1.1.29 ПУЭ такая жила провода должна иметь голубой окрас с желто-зелеными полосами на его концах. Дабы выполнить такую маркировку своими руками достаточно просто взять провод голубого цвета и на его концевых заделках выполнить обозначение краской или использовать для этого цветную изоленту.
- Что же касается сетей постоянного тока, то красным цветом должна обозначаться положительная жила провода или шины, а отрицательная синим. При этом обозначение нулевой и защитной жилы соответствует маркировке в сетях переменного тока.
Буквенная маркировка проводов
Но маркировка проводов цветная не всегда удобна. В щитках, распределительных устройствах и на схемах значительно удобнее буквенное обозначение. Оно должно применяться совместно с цветовым обозначением.
Итак:
- Буквенная маркировка фазных проводов в трехфазной сети соответствует их разговорному обозначению – фаза «А», «В» и «С». Для однофазной сети она должна быть такой же, но это далеко не всегда удобно. Тем более что достоверно определить какая именно фаза не всегда возможно. Поэтому часто используют обозначение «L».
Обратите внимание! Пункт 1.1.31 ПУЭ нормирует не только буквенно-цветовое обозначение проводников, но и их расположение. Так для трехфазной сети при вертикальном расположении шин фаза «А» должна быть самой верхней, а фаза «С» нижней. А при горизонтальном расположении проводников ближайшая к вам должна быть фаза «С», а наиболее удаленная фаза «А».
- Если выполняется маркировка проводов в щитке, то под символом «N» обозначают нулевой провод.
- Для обозначения защитного провода применяют буквенное обозначение «PE». Кроме того, достаточно часто применяется знак заземления, но дело в том, что он не всегда может точно указать на схему сети.
На фото представлен знак заземления
- Дело в том, что вы можете встретить обозначение «PEN». Оно обозначает совмещение нулевого и защитного проводника. Это возможно в системах TN-C-S о которых мы говорили в одной из предыдущих наших статей.
- А вот маркировка проводов электрических постоянного тока выполняется символизмами «+» и «―». Что соответственно обозначает положительный и отрицательный провод. Для постоянного тока есть еще одно отличие. Нулевая жила обозначается символом «М», что иногда вводит в заблуждение.
Маркировка в сети постоянного тока
Не нормированные варианта обозначения проводов
Но к сожалению маркировка проводов фаза ноль, заземление далеко не всегда выполняется согласно норм ПУЭ. Часто можно встретить и другие обозначения. Особенно часто это касается старых схем, электрооборудования, а также некоторых новых устройств не сертифицированных производителей.
И дабы они не ввели вас в заблуждение давайте рассмотрим наиболее распространенные варианты.
- Достаточно часто на старых еще советских схемах можно встретить символы «Ф» или «Ф1», «Ф2» и «Ф3». Расшифровка данного обозначения достаточно проста – это обозначает фаза. Причем символ без буквенного обозначения применяется для однофазной сети, а с буквенных для трехфазной.
- На новых схемах можно встретить обозначение «L» или соответственно «L1», «L2» и «L3». Так зарубежные производители часто обозначают фазу. Что касается цифровых обозначений, то здесь действует то же правило – без цифры для однофазной сети, с цифрами для трехфазной.
Обратите внимание! Для однофазной сети обозначение «Ф» или «L» обозначают не принципиальность четкого соблюдения фаз. То есть вы можете подключить любую фазу. То же касается и трехфазной сети с цифровым обозначением. Если же имеется обозначение «Фа», «Фв», «Фс» или ««Lа», «Lв», «Lс», то соблюдение чередования фаз обязательно.
- Маркировка проводов в щитах может содержать символ «0». Это обозначение нулевого провода достаточно часто используют по сей день как в схемах, так и в обозначении выводов на оборудовании.

Пример нестандартного обозначения на схемах
- Для обозначения защитного провода часто используется символ заземления, о котором мы уже говорили выше. Обычно его применяют для обозначения места подключения защитного провода выполненных по системе отличной от TN-C-S.
- Маркировка проводов щитка постоянного тока может содержать символы «L+» и «L―». Данный символы обозначают соответственно положительный и отрицательный проводник и не должны вводить вас в заблуждение.
Вывод
Правильная маркировка проводов по цвету и обозначению способна во многом облегчить не только монтаж, но и последующее обслуживание электроустановок. Тем более что цена выполнения требований по маркировке крайне низка, а требования не так уж сложны к исполнению. Поэтому если вы хотите все сделать «по уму» и облегчить себе же дальнейшую эксплуатацию вашей электрической сети советуем вам соблюдать данные нормы.
elektrik-a.su
Обозначения цветов изоляторов шин РЕ и N, назначение и определение шин, а так же схемы соединения шин РЕ и N. Цветовая маркировка заземляющих проводников
Заземление — тема насколько сложная, настолько и простая. Недаром эта вопросы заземления вызывают множество споров на электрических сайтах и форумах.
Попробуем разобраться, что к чему в этой теме. Выскажу своё мнение, которое иногда будет непопулярным. Кому нужна официальная трактовка — читайте ПУЭ (пункт 1.7). Также в интернете много сайтов и форумов, где подробно изложен вопрос заземления.
Суть заземления
Для чего нужно заземление, если и без него всё прекрасно работает? Более того, в нормальном режиме по проводу защитного заземления ток вообще не протекает.
Тут ключевое слово — «защитное». Кого и от чего защищает заземление? Оно защищает человеческие тела от воздействия электрического тока. А от чего защищает — от того, чтобы опасное напряжение ни в коем случае не появилось на теле человека, и через человека не пошёл ток.
Представим ситуацию. Есть некий электрический прибор, например утюг. Утюг подключается через вот такую вилку.
Читатели постарше отлично помнят такие, они постоянно раскручивались, а прикрутить к ним гибкий провод было мучением.
Корпус утюга частично металлический. Что будет, если вдруг фаза попадет на корпус? В принципе ничего, утюг даже может продолжать работать. Но его корпус будет находиться под потенциалом 220В относительно земли. А поскольку все мы ходим по земле, то притронувшись к металлическому корпусу такого утюга, через нас пойдёт ток.
Но если корпус утюга будет заземлён, то когда фазный провод попадёт на корпус, он соединится с заземлением, и уйдёт в землю. При этом произойдёт фактически короткое замыкание, и выбьет защитный автомат данной линии. А корпус как был под нулевым потенциалом, так и останется.
Иными словами, если фаза вдруг попадёт на корпус прибора, это уже не проблема человека. Это проблема самого прибора и защитного автомата, который должен отключить этот прибор от фазного провода.
Почему защитный автомат отключится? Если фазный провод попадает на защитный (заземляющий) проводник, это равносильно короткому замыканию, то есть максимально возможному току в схеме. И автомат сработает по электромагнитной защите.
То есть, ток в проводе защитного заземления течёт только в момент аварии, в остальное время он бесполезен. Поэтому раньше на нём экономили, и использовали двухпроводную систему питания, в которой есть только ноль и фаза.
Обозначения и перевод названий систем заземления
Существуют TN, TT и IT системы заземления. Система TN, в свою очередь, используется в трех различных вариантах: TN-C, TN-S, TN-C-S. Первая буква говорит о способе заземления источника электрической энергии (генератора ил
realapex.ru
Цветовое обозначение шин – RadioRadar
Документация
Главная Справочник Документация
“Документация” – техническая информация по применению электронных компонентов, особенностях построения различных радиотехнических и электронных схем, а также документация по особенностям работы с инженерным программным обеспечением и нормативные документы (ГОСТ).
Согласно шестому изданию ПУЭ, в электроустановках должна быть обеспечена возможность легкого распознавания частей, относящихся к отдельным их элементам (простота и наглядность схем, надлежащее расположение электрооборудования, надписи, маркировка, расцветка).
Буквенно-цифровое и цветовое обозначения одноименных шин в каждой электроустановке должны быть одинаковыми. Цветовое обозначение шин приведено в табл. 1.
Цветовое обозначение должно быть выполнено по всей длине шин, если оно предусмотрено также для более интенсивного охлаждения или для антикоррозийной защиты.
Допускается выполнять цветовое обозначение не по всей длине шин, только цветовое или только буквенно-цифровое обозначение либо цветовое в сочетании с буквенно-цифровым только в местах присоединения шин; если неизолированные шины недоступны для осмотра в период, когда они находятся под напряжением, то допускается их не обозначать. При этом не должен снижаться уровень безопасности и наглядности при обслуживании электроустановки.
Таблица 1. Цветовое обозначение шин
Шина | Переменный трехфазный ток | Переменный однофазный ток | Постоянный ток |
Фазы A | Желтый | Желтый (присоединенная к началу обмотки источника питания) | – |
Фазы B | Зеленый | Красный (присоединенная к концу обмотки) | – |
Фазы C | Красный | – | – |
Нулевая рабочая N | Голубой | ||
Нулевая рабочая N, используемая в качестве нулевой защитной | Желтый и зеленый (продольные полосы) | – | – |
Положительна [+] | – | – | Красный |
Отрицательная [-] | – | – | Синий |
Нулевая рабочая M | – | – | Голубой |
Резервная (как резервируемая основная шина) | Если же резервная шина может заменять любую из основных шин, то она обозначается поперечными полосами цвета основных шин | ||
Шины однофазного тока, если они являются ответвлением от шин трехфазной системы | Обозначаются как соответствующие шины трехфазного тока |
Обозначение электропроводки (ПУЭ-7)
Согласно ПУЭ-7 (2002 г., Министерство энергетики РФ) электропроводка должна обеспечивать возможность легкого распознания по всей длине проводников по цветам (табл. 2).
Таблица 2. Цветовое обозначение электропроводки по ПУЭ-7
Число цветов | Цвет | Наименование проводника |
Одноцветный | Голубой | Нулевой рабочий или средний проводник электрической сети |
Двухцветный | Зеленый-желтый | Защитный или нулевой защитный проводник |
Двухцветный с голубыми метками | Зеленый-желтый по всей длине с голубыми метками на концах линии, которые наносятся при монтаже | Совмещенный нулевой рабочий и нулевой защитный проводник |
Одноцветный вариант | Черный, коричневый, красный, фиолетовый, серый, розовый, белый, оранжевый, бирюзовый | Фазовый проводник |
Цветовое обозначение цепей по их функциональному назначению (ГОСТ 12.2.007.0)
Цветовая идентификация проводников по функциональному назначению цепей согласно ГОСТ 12.2.007.0 приведена в табл. 3.
Таблица 3. Цветовое обозначение цепей по функциональному назначению (ГОСТ 12.2.007.0)
Цвет | Функциональное назначение цепей |
Черный | Проводники силовых цепей |
Красный | Проводники в цепях управления, измерения и сигнализации переменного тока |
Синий | Проводники в цепях управления, измерения и сигнализации постоянного тока |
Зеленый и желтый (комбинация) | Нулевые защитные проводники |
Голубой | Проводники, соединенные с нулевым рабочим проводником и не предназначенные для заземления |
Идентификация проводов (ГОСТ МЭК 60204-1-2002)
Согласно ГОСТ МЭК 60204-1-2002 “Электрооборудование машин и механизмов”, если провода идентифицируют по цветовой маркировке, то допустимы следующие цвета: черный, коричневый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой (включая светлоголубой), фиолетовый, серый, белый, розовый, бирюзовый.
Примечание. Перечень цветов взят из МЭК 60757.
В целях безопасности цвета зеленый и желтый не должны использоваться, если их можно спутать с двухцветным сочетанием “зеленый-желтый”.
Защитный провод должен быть легко распознаваем благодаря своей форме, расположению, маркировке или цвету. При обозначении цветом это должно быть двухцветное сочетание “зеленый-желтый”. Его наносят по всей длине провода. Такое сочетание предназначено только для защитного провода.
На изолированных проводах двухцветное сочетание “зеленый-желтый” должно быть таким, чтобы на длине 15 мм один из цветов покрывал не менее 30%, но не более 70% поверхности провода, а другой цвет – оставшуюся часть.
Когда защитный провод легко различим благодаря своей форме, конструкции, расположению (например, провод с оплеткой) или когда изолированный провод труднодоступен, цветовое кодирование не обязательно по всей длине. Однако концы или доступные части должны четко маркироваться графическим символом 417-МЭК-5019 или двухцветным сочетанием “зеленый-желтый”.
Когда цепь включает нулевой провод, обозначаемый цветом, последний должен быть светло-голубым (МЭК 60446, 3.1.2). Если возможно разночтение, то другие провода нельзя обозначать светло-голубым цветом.
При отсутствии нулевого провода светло-голубой провод может быть использован для других целей, но только не в качестве защитного провода.
При обозначении цветом нулевые неизолированные провода следует маркировать светло-голубой полосой шириной от 15 до 100 мм, цвет, который дублируют на каждой оболочке, оборудовании или в каждом доступном месте, или же окрашивают в светло-голубой цвет по всей длине.
Идентификация других проводов должна осуществляться с помощью цвета (или целиком, или одной, или несколькими полосами), цифр, букв, а также путем их сочетания. Цифры должны быть арабскими, буквы – латинскими (прописными или строчными).
Изолированные однополярные жесткие провода должны иметь следующее цветовое обозначение:
- черный – силовые цепи переменного и постоянного тока;
- красный – цепи управления переменного тока;
- голубой – цепи управления постоянного тока;
- оранжевый – цепи управления блокировкой с питанием от внешнего источника энергии.
Исключения из перечисленных правил допустимы:
- для внутренних кабелей на независимых приборах, приобретаемых отдельно с полным комплектом кабелей;
- когда изоляционный материал невозможно окрасить в нужные цвета;
- когда используется многопроводный кабель, за исключением двухцветного сочетания “зеленый-желтый”.
Маркировка цепей в разных странах
Проводники, принадлежащие разным фазам, маркируют отдельным цветом. Это делается для удобства обслуживания, монтажа и ремонта электротехнического оборудования. В разных странах маркировка цепей отличается (табл. 4).
Таблица 4. Цветовая маркировка цепей в зарубежных странах
Страна | Проводник | ||||
A | B | C | Нейтраль | Земля | |
США (120/208 В) | Черный | Красный | Голубой | Белый или серый | Зеленый |
США (277/480 В) | Оранжевый | Коричневый | Желтый | Белый или серый | Зеленый |
Канада | Красный | Черный | Голубой | Белый | Зеленый |
Канада (изолированные трехфазные установки) | Оранжевый | Коричневый | Желтый | Белый | Зеленый |
Великобритания (с апреля 2006 г.) | Красный (коричневый) | Желтый (ранее – белый) (черный) | Голубой (серый) | Черный (голубой) | Зелено-желтый |
Страна | Проводник | ||||
A | B | C | Нейтраль | Земля | |
Европа (с апреля 2004 г.) | Коричневый | Черный | Серый | Голубой | Зелено-желтый |
Европа (до апреля 2004 г., в зависимости от страны) | Коричневый или черный | Черный или коричневый | Черный или коричневый | Голубой | Зелено-желтый |
Европа. Обозначение шин | Желтый | Зеленый | Красный | – | – |
Австралия и Новая Зеландия | Красный | Желтый | Голубой | Черный | Зеленожелтый (на старых установках – зеленый) |
Южная Африка | Красный | Желтый | Голубой | Черный | Зеленожелтый (на старых установках – зеленый) |
Малайзия | Красный | Желтый | Голубой | Черный | Зеленожелтый (на старых установках – зеленый) |
Индия | Красный | Желтый | Голубой | Черный | Зеленый |
Дата публикации: 10.01.2015
Мнения читателей
Нет комментариев. Ваш комментарий будет первый.
Вы можете оставить свой комментарий, мнение или вопрос по приведенному вышематериалу:
www.radioradar.net