Содержание

Муфты: определение, виды, назначение, классификация

Муфта — это цилиндрическое по форме устройство, соединяющее два вала, трубы или отрезка провода. Они используются для постоянного или временного соединения, могут быть управляемыми. Классификация устройств насчитывает десятки разновидностей. Они применяются во всех отраслях жизни человека.

Что такое муфта

Что такое муфта? Это механизм для соединения приводных валов или трубопроводов.

Для чего нужна муфта? Основная задача:

  • механической — соединить два вала для передачи вращения;
  • соединительной — соединить два участка трубопровода для создания единой герметичной трубы.

Механические муфты выполняют и другие вспомогательные функции, такие, как ограничение предельной мощности на валу, предотвращение реверсивного вращения и некоторые другие.

КПД муфты определяется ее конструкцией. Наибольшими значениями этого параметра обладают жесткие конструкции, передающие энергию без потерь.

Фрикционные и упругие разновидности допускают потерю от 2 до 15 % энергии.

Виды муфтовых соединений

Механические муфты имеют много подвидов. Все они относятся к постоянным разъемным соединениям.

Жесткие

Для крупных конструкций, например, гребных валов, они служат для постоянного соединения раздельно изготавливаемых и перевозимых секций в единое целое на судоверфи. Здесь используются жесткие соединения, фланцевые или втулочные с фиксирующим элементом.

Фланцевая муфта представляет собой фланец, выточенный или приваренный на торце вала. в отверстия фланца пропускаются болты или шпильки, которыми он притягивается к ответному фланцу на другой секции вала.

Все муфтовые соединения требуют строгой соосности сопрягаемых валов. При ее нарушении возникают напряжения изгиба и радиальные биения, деформирующие и разрушающие соединение.

Исключением служит кулачково-дисковый механизм. Он была разработана Джоном Олдэмом в начале XIX века специально для параллельных, но не соосных валов.

Упругие

Если в ходе работы на валу возникают вибрация и динамические нагрузки, для их поглощения используют упругие муфты. Они имеют эластичный компонент для поглощения энергии. В фланцевых -это полимерные втулки, надетые на болты или шпильки. В кулачковых упругий элемент выполняют в виде эластичного зубчатого колеса из плотных пластмасс.

Сцепные

Служат для периодического подключения и отключения ведомого вала от ведущего. В них одна часть муфты зафиксирована на одном валу, а вторая скользит вдоль другого вала, входя в зацепление я первой и выходя из него. По конструкции средин них различают:

  • Зубчатые. В зацепление входят зубцы или кулачки.
  • Фрикционные. Зацепление осуществляется за счет трения. Различают дисковые и конические муфты. Прижим осуществляется пружиной. Такие механизмы могут соединяться при вращающихся с разной скоростью валах, их используют для работы сцепления в транспортных средствах и ручных строительных механизмах с бензоприводом.
  • Магнитные. Валы соединяются силой притяжения мощных постоянных магнитов такое соединение не требует физического контакта, поэтому вращение может предаваться через мембрану или стенку немагнитного сосуда на границе двух сред, например, газа и жидкости. Такие приводы используются для перемешивания жидкостей в пищевом и фармацевтическом производстве.
  • Гидродинамические. Движение передается рабочей жидкостью от ведущей крыльчатки к ведомой. Крыльчатки вращаются в общей рабочей камере, но не соприкасаются. Лучше остальных гасят колебания и удары. Используется в автомобильных трансмиссиях.
  • Электромагнитные. действуют аналогично, но силу зацепления обеспечивает электромагнит.

Виды муфт расположены в списке по мере убывания КПД.

Безрезьбовое компрессионное зажимное соединение gebo

Зажимные фитинги системы Gebo не так давно появились на рынке, но уже завоевали заслуженную популярность там, где требуется соединить две стальных трубы. Они позволяют обойтись без трудоемких операций по сварке или нарезке резьбы, не всегда возможных из-за особенностей места установки. Так, например, если стык приходится на труднодоступное место, в нем невозможно нарезать резьбу. Или в месте стыка расположены легковоспламеняющиеся материалы. Еще один вариант- ремонт газовых труб после утечки. Сварку нельзя начать до полного проветривания помещения.

Фитинг Gebo представляет собой металлический корпус, с одного конца которого установлено зажимное приспособление. На корпусе нарезана резьба, на нее навинчивается гайка. Под гайкой расположено зажимное кольцо с коническим сечением, прижимное кольцо и прокладка из эластичного материала. Фитинг просто надевается на конец стальной трубы, Гайка завинчивается и кольца обжимают прокладку. Она плотно прижимается к поверхности трубы, надежно герметизируя соединение.

Муфты для ремонта

Служат для ремонта трубопроводов. используется два основных вида таких приспособлений:

  • Стыковые. В месте неисправности вырезается кусок трубы, и вместо него вставляется ремонтная муфта. С двух сторон она имеет соединения: резьбовые, фланцевые или сварные. Ответные части соединений устанавливаются или формируются на концах трубопровода.
  • Обжимные. Представляют собой хомут, надеваемый на поврежденный участок трубы. Под хомут подкладывается (или является его частью) слой уплотняющего упругого материала. Хомут затягивается, прижимая уплотняющий материал к повреждению и герметизируя его.

Обжимные служат средством оперативного, временного ремонта. Они не должны использоваться на постоянной основе. Могут устанавливаться только на жестких трубах (сталь, пластик) и подлежат замене на исправный участок трубы при первой возможности.

Стыковые применяются для постоянного ремонта жестких трубопроводов.

Для гибких шлангов малого давления (например, для садового полива или дренажного насоса) они могут использоваться и на постоянной основе. Используют их также и для сращивания кусков шланга.

Классификация муфт

По способу своего функционирования муфты подразделяются на

  • механические;
  • электрические;
  • гидравлические;
  • магнитные.

По возможности управления различают:

  • постоянного зацепления;
  • управляемые.

Управляемые муфты позволяют временно рассоединять валы с остановкой вращения или без таковой. По типу привода они подразделяются на:

  • Механические. В качестве привода используется мускульная сила человека.
  • Пневматические.
  • Гидравлические. Требуют наличия на станке или механизме системы гидравлики.
  • Электромагнитные. Наиболее современные, легко интегрируются в цифровые системы управления.
  • Самоуправляемые. По достижении определенного условия (скорости вращения, крутящего момента или самопроизвольного реверса) срабатываем механизм, временно или постоянно расцепляющий валы. Служат в качестве предохранительных устройств. Из-за сложности конструкции, изготовления и обслуживания вытесняются автоматизированными системами с датчиками и электроприводом.

По упругости сцепки различают

  • жесткие, осуществляют постоянное зацепление;
  • компенсирующие, способны работать в условиях неполной соосности валов;
  • упругие (компрессионные муфты), компенсируют крутильные или продольные колебания и удары, передаваемые от источника энергии;
  • сцепные, управляемые механизмы для коммутации валов, к ним относятся кулачково- дисковые и фрикционные муфты.

В сложных случаях применяют комбинированные муфты, соединяющие в себе несколько классификационных признаков.

Распространенные ошибки установки

В электрике применяются так называемые термоусадочные муфты, используемые для электро- и гидроизоляции концов и стыков электрических проводов и кабелей. Они представляют собой отрезки трубок из специального пластика, сильно уменьшающегося в размерах при нагревании и обжимающего конец или стык провода до его полной герметизации.

Распространенными ошибками при их монтаже являются:

  • неправильное цветовое обозначение фаз или контактов
  • наличие воздушных пустот после усадки;
  • перегрев муфты, ведущий к ее повреждению или разрыву;
  • неправильный выбор начального диаметра муфты и нарушение герметичности из-за неполного обжатия.

Тщательное соблюдение технологии и простая внимательность при работе позволяет избежать досадных оплошностей

Назначение

Механические муфты предназначены для:

  • передачи энергии между двумя валами, находящимися на единой оси либо под некоторым углом;
  • подключение и отключение ведущего и ведомого вала;
  • защиты агрегата от перегрузок;
  • компенсации ударов и колебаний, возникающих при работе механизма.

Ремонтные муфты переназначены для сращивания двух труб или временной ликвидации утечки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

stankiexpert.ru

МУФТА - это... Что такое МУФТА?

  • МУФТА — (нем. Muff). 1) принадлежность дамской зимней одежды, в виде цилиндра, мехового или из материи на вате, в оба конца которого вкладывают руки для предохранения их от холода. 2) в машине: род короткой, сквозной гранной гайки, служащей для скрепы… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Муфта — Муфта: Муфта (механическое устройство). Муфта (соединение кабелей). Муфта (соединение двух участков труб). Муфта  вид одежды, представляющей собой пустотелый цилиндр из тёплой ткани (часто многослойной), внутрь которой прячут руки, вставляя… …   Википедия

  • муфта — зажимное устройство, сцепление, фитинг, муфточка Словарь русских синонимов. муфта сущ., кол во синонимов: 9 • гайка (13) • …   Словарь синонимов

  • МУФТА — принадлежность женского туалета для защиты рук от холода. Изготовляется главным образом из меха, реже из ткани (иногда отороченной мехом) на тёплой подкладке. Формы и размеры муфты меняются в зависимости от моды. Муфта должна гармонировать с… …   Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

  • МУФТА — МУФТА, механическое соединение между двумя валами, позволяющее передавать энергию. Гибкие муфты используются для компенсации возможного смещения осей валов относительно друг друга, жесткие муфты служат для обеспечения максимальной передачи… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • МУФТА — (от немецкого Muffe или голландского mouwtje), устройство для соединения труб, тяг, канатов, кабелей, валов и т.п. По назначению различают муфты постоянные соединительные и муфты, передающие вращение либо компенсирующие смещение соединяемых… …   Современная энциклопедия

  • МУФТА

    — в технике устройство для соединения (постоянного или временного) валов, труб, стальных канатов, кабелей и т. п. Различают муфты соединительные (жесткие и подвижные), сцепные (соединяющие и разъединяющие детали на ходу через систему управления),… …   Большой Энциклопедический словарь

  • МУФТА — (нем. Muffe) род открытого с двух сторон теплого, обычно мехового, мешочка для согревания рук. В России получила распространение в 18 в. как предмет мужского и женского туалета. Их носили на шнурах и цепочках. С внутренней стороны муфты имелся… …   Большой Энциклопедический словарь

  • МУФТА — МУФТА, муфты, жен. (нем. Muft). 1. Род теплого, преим. мехового, открытого с двух сторон мешка, употр. женщинами для согревания рук. 2. Короткая металлическая трубка, служащая для соединения цилиндрических частей машин (тех.). Толковый словарь… …   Толковый словарь Ушакова

  • МУФТА 1 — МУФТА 1, ы, ж. Предмет одежды для согревания кистей рук в виде короткого и широкого открытого с двух сторон тёплого мягкого рукава. Меховая м. М. на вате. Засунуть руки в муфту. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • МУФТА 2 — МУФТА 2, ы, ж. (спец.). Устройство для соединения цилиндрических частей машин, механизмов, стальных канатов, тросов. Жёсткая м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • dic.academic.ru

    Муфта (механическое устройство) - это... Что такое Муфта (механическое устройство)?

    У этого термина существуют и другие значения, см. Муфта.

    Му́фта — устройство (деталь машины), предназначенное для соединения друг с другом концов валов и свободно сидящих на них деталей и передачи крутящего момента. Служат для соединения двух валов, расположенных на одной оси или под углом друг к другу.

    Муфта передаёт механическую энергию без изменения её величины.[1]

    Система классификации муфт

    По видам управления

    • Управляемые — сцепные, автоматические
    • Неуправляемые — постоянно действующие.

    По группам муфт (механические)

    • Жёсткие (глухие) муфты:
    • Компенсирующие муфты — компенсируют радиальные, осевые и угловые смещения валов:
    • Упругие муфты — компенсация динамических нагрузок:
    • Сцепные муфты — соединение или разъединение валов или валов с установленными на них деталями.
    • Самоуправляемые (автоматические) муфты:
      • обгонные муфты — передача вращения только в одном направлении;
      • центробежные — ограничение частоты вращения;
      • предохранительные муфты — ограничение передаваемого момента (с разрушающимся элементом и автоматические).
    • Гидравлические (гидродинамические).
    • Электромагнитные и магнитные.
    • На текстильных застёжках.

    Примеры конструктивных исполнений унифицированных муфт

    Жёсткие фланцевые и втулочные муфты

    В жёсткой фланцевой муфте применяется болтовое соединение фланцев. Во втулочной муфте применяется жёсткая втулка, соосно соединяющая друг с другом два вала.[2]

    Гидравлическая муфта

    Гидравлическая муфта — устройство, в котором валы не имеют жёсткой механической связи и передача механической энергии происходит под действием потока рабочей жидкости (масла) от насосного колеса к турбинному колесу. Особенность гидравлической муфты в том, что она ограничивает максимальный момент, сглаживает пульсации, устраняет перегрузку двигателя при пуске и разгоне.

    Электромагнитная и магнитная муфта

    Электромагнитная и магнитная муфта — валы также не имеют жесткой механической связи и кроме того она позволяет передавать механическую энергию через герметическую стенку абсолютно без утечек. Одно из применений в центробежных насосах для перекачки опасных жидкостей.

    Полезные госты и другие стандарты

    • ГОСТ Р 50371-92: Муфты механические общемашиностроительного применения. Термины и определения.
    • ГОСТ 15622-96: Муфты предохранительные фрикционные. Параметры, конструкция и размеры.
    • ГОСТ Р 50893-96: Муфты предохранительные шариковые. Основные параметры и размеры. Технические требования.

    Литература

    1. Гулиа Н. В., Клоков В. Г., Юрков С. А. Детали машин. — М.: Издательский центр "Академия", 2004. — С. 417. — ISBN 5-7695-1384-5
    2. Анурьев В. И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3 т. / Под ред. И. Н. Жестковой. — 8-е изд., перераб. и доп.. — М.: Машиностроение, 2001. — Т. 2. — 912 с. — ISBN 5-217-02964-1 (5-217-02962-5), ББК 34.42я2, УДК 621.001.66 (035)
    3. Башта Т.М., Руднев С.С., Некрасов Б.Б. и др. Гидравлика, гидромашины и гидроприводы. 2-е изд. — М.: Машиностроение, 1982. — С. 424.

    Примечания

    1. Это справедливо при равномерном вращении валов.
    2. Иосилевич Г. Б., Строганов Г. Б., Маслов Г. С. Прикладная механика: Учеб. для вузов/Под ред. Г. Б. Иосилевича. — М.: Высшая школа, 1989.

    dic.academic.ru

    Глухие и жесткие компенсирующие муфты.

    Глухие муфты

    

    Глухими (жесткими) называют муфты, предназначенные для жесткого постоянного соединения соосных валов. Это наиболее простые по конструкции устройства для соединения валов, и, соответственно, наиболее дешевы в изготовлении. Однако глухие муфты обладают существенным недостатком - соединяемые валы должны быть в высокой степени соосными, без перекосов и угловых смещений, иначе ресурс муфты, а также деталей соединяемых узлов и механизмов, в том числе опор, значительно уменьшается, а соединение начинает передавать вибрации, толчки и удары.
    Из различных видов глухих муфт наибольшее распространение получили втулочные и фланцевые.

    ***

    Втулочная муфта

    Втулочная муфта (рис. 1) представляет собой обычную втулку, насаживаемую на цилиндрические концы соединяемых валов. Такие муфты имеют простую конструкцию, малые габаритные размеры по диаметру и низкую стоимость.
    Однако такие муфты имеют множество недостатков - они не допускают несоосности или перекоса соединяемых валов, неудобны в монтаже, поскольку сборка соединения сопровождается значительным осевым перемещением соединяемых механизмов. Конечно же, как и все глухие муфты, втулочная муфта не способна поглощать динамические перегрузки и возмущения, возникающие при работе машины, негативно влияя на долговечность деталей и подшипников.
    Втулочные муфты применяют для передачи вращающих моментов от 32 до 12500 Нм, для валов диаметром от 18 до 105 мм.
    Чаще всего в качестве материала втулки используют сталь Ст45.

    ***

    Фланцевая муфта

    Фланцевые муфты состоят из двух полумуфт с фланцами, стягиваемыми болтами, одна половина которых для обеспечения соосности полумуфт установлена без зазора в отверстия фланца (рис. 2, а), а вторая (рис. 2, б) – с зазором. Фланцевыми муфтами часто соединяют отдельные части валопровода в один вал, работающий как целый.
    Чтобы такой составной вал оставался прямолинейным, необходима строгая соосность его частей и перпендикулярность торцовых поверхностей полумуфт к осям валов. В противном случае неизбежен изгиб вала, его биение и появление дополнительных нагрузок на опоры. При монтаже фланцевых полумуфт радиальная несосность валов не должна превышать 0,05 мм.
    Полумуфты имеют два исполнения – для соединения валов с цилиндрическими и коническими концами.

    Фланцевые муфты просты по конструкции, облегчают монтаж узлов и механизмов. Их применяют при передаче вращающих моментов от 8 до 40000 Нм при диаметрах валов от 11 до 250 мм.
    Материал полумуфт – стали марок 40 или 35Л, чугун марки СЧ20 и др.
    Допускаемая окружная скорость чугунных муфт – до 35 м/с, стальных – до 70 м/с.
    Фланцевые муфты подбираются по стандарту. При конструировании фланцевого муфтового соединения выполняют расчет болтов на прочность.

    ***

    Жесткие компенсирующие муфты

    Жесткие компенсирующие муфты при соединении валов способны компенсировать незначительные радиальные (рис. 1, а), осевые (рис. 1, б) и угловые (рис. 1, в) смещения, обусловленные неточностью изготовления, монтажа, особенностями конструкции узлов и деформациями валов при работе. Шарнирные муфты, в отличие от других типов компенсирующих муфт, способны передавать вращающий момент при значительных угловых смещениях валов (до 45˚).
    Компенсация отклонений от соосности валов достигается за счет подвижности жестких деталей муфты. Однако валы и опоры при этом дополнительно нагружаются изгибающими моментами, радиальными и осевыми силами. С увеличением смещения валов ресурс муфты уменьшается.
    Из большого количества конструкций жестких компенсирующих муфт наиболее распространены зубчатые, цепные и шарнирные муфты.

    ***

    Зубчатая муфта

    Зубчатая муфта (рис. 2) состоит из двух обойм 1 с внутренними зубьями эвольвентного профиля, зацепляющимися с внешними зубьями втулок 2, установленных на концы соединяемых валов. Обоймы соединяют между собой болтами, поставленными без зазора в отверстия «из-под развертки». Обоймы центрируют по вершинам зубьев втулок. Втулки изготовляют с отверстиями для цилиндрических и конических концов валов.
    Обычно в качестве материала для втулок и обойм используют стали марок 40, 45, 45Л и др.
    Зубчатые муфты стандартизированы.

    Зубчатые муфты компенсируют радиальные осевые и угловые смещения валов за счет боковых зазоров в зацеплении, обточки зубьев втулок по сферическому или бочкообразному профилю (см. сечение А-А на рис. 2).
    Компенсацию смещений валов сопровождает относительный перекос осей втулок и обойм, а следовательно, скольжение зубьев. Угол перекоса каждой втулки относительно оси обоймы допускают до 1˚30'.

    Основным критерием работоспособности зубчатой муфты является износостойкость зубьев. Для повышения износостойкости зубья закаливают до твердости 42…51 HRC.
    Зубчатое зацепление работает в масляной ванне. Масло марки И-Г-С-68 заливают через отверстие в обойме. Для герметизации муфт применяют уплотнения – резиновые армированные манжеты (сальники).

    Зубчатые муфты имеют относительно небольшие размеры, их применяют для передачи вращающего момента от 1000 до 63000 Нм между горизонтальными валами диаметром 40…200 мм при окружных скоростях до 25 м/с.

    Зубчатые муфты подбирают по расчетному моменту, определяемому по формуле:

    Тр = К1×К2×К3×Тн,

    где Тн – номинальный вращающий момент, передаваемый муфтой;
    К1 – коэффициент ответственности, который может принимать следующие значения:
    - если поломка муфты может вызвать остановку машины, то К1 = 1;
    - если пломка муфты может привести к аварии машины, то К1 = 1,2;
    - если поломка машины может привести к человеческим жертвам или серьезным последствиям, то К1 = 1,8.
    К2 – коэффициент условий работы машины:
    - при спокойной работе без динамических нагрузок – К2 = 1;
    - при переменной работе – К2 = 1,2;
    - при тяжелой работе с толчками и ударами – К2 = 1,5.
    К3 – коэффициент углового смещения:
    К3 = 1 при угле перекоса валов до 0,25˚;
    К3 = 1,25 при угле перекоса валов от 0,25˚ до 0,5˚;
    К3 = 1,5 при угле перекоса валов от 0,5˚ до 1˚;
    К3 = 1,75 при угле перекоса валов от 1˚ до 1,5˚.

    При компенсации муфтой смещений на концы валов действует радиальная сила:

    Fм = 0,4×103Тр/dм,

    где Тр – расчетный момент муфты, Нм;
    dм – делительный диаметр зубчатого зацепления муфты (см. рис. 2).

    ***

    

    Цепная муфта

    Цепная муфта (рис. 3) состоит из двух полумуфт, выполненных в виде звездочек с одинаковым количеством зубьев, охватываемых общей цепью. Цепная муфта, как правило, закрывается защитным разъемным кожухом, заполняемым пластичным смазочным материалом (литол-24, солидол и т. п.). Применяют стандартные роликовые цепи однорядные и двухрядные.

    Цепная муфта компенсирует радиальные и угловые смещения валов за счет взаимных перемещений деталей муфты и зазоров в шарнирах цепи и в сопряжении ее со звездочками. Из-за наличия зазоров эти муфты не применяются в реверсивных приводах (при изменении направления передачи нагрузки происходят удары, снижающие ресурс муфты). Достоинствами цепных муфт является простота конструкции, монтажа, обслуживания , а также относительно небольшие размеры. При демонтаже и монтаже муфтового соединения не требуется осевого смещения узлов.

    Цепные муфты применяют для передачи вращающего момента от 63 до 8000 Нм для валов диаметром от 20 до 140 мм. Такие муфты допускают смещения валов: угловые – до 1˚ и радиальное от 0,16 до 0,8 мм в зависимости от размера муфты.
    В качестве материала полумуфт используют сталь марок 45 или 45Л, кожух изготавливается из алюминиевого сплава, например, АЛ3В.
    Цепные муфты стандартизированы.

    При работе цепной муфты из-за несоосности соединяемых валов со стороны полумуфты на концы валов действует радиальная сила:

    Fм = 0,5×103Тр/dм,

    где Тр – расчетный момент муфты, Нм;
    dм – делительный диаметр звездочки полумуфты.

    ***

    Шарнирная муфта

    Шарнирная муфта (рис .4) применяется для соединения валов, оси которых при работе пересекаются под значительными углами (до 45˚).
    Состоит шарнирная муфта из двух вилок и крестовины. При постоянной частоте вращения ведущего вала одинарная шарнирная муфта передает вращение ведомому валу с переменной частотой вращения в течение одного оборота, причем с увеличением угла перекоса валов неравномерность вращения ведомого вала возрастает (см. шарнир неравных угловых скоростей).
    Для ликвидации этого недостатка применяют сдвоенную шарнирную муфту (рис. 5), тогда вторая одинарная муфта компенсирует неравномерность вращения, создаваемую первой муфтой. При этом для равномерной частоты вращения ведомого вала необходимо, чтобы оба вала (ведущий и ведомый) были параллельны и наклонены относительно промежуточного вала под одинаковым углом, а обе вилки лежали в одной плоскости.

    Для компенсации осевого смещения валов во время работы применяют телескопический промежуточный вал изменяющейся длины (со скользящим шлицевым соединением).

    Вилки и крестовину муфты изготавливают из хромистых сталей марок 20Х и 40Х с закалкой трущихся поверхностей шарниров. Муфту смазывают консистентной смазкой.

    Шарнирные муфты широко применяют в машиностроении для передачи движения между узлами и агрегатами машин, имеющих значительную относительную подвижность (в автомобилях, сельскохозяйственных и дорожных машинах, в станках и т. п.).

    Малогабаритные шарнирные муфты стандартизированы для валов диаметром от 10 до 40 мм. Подбор муфт производят по расчетному вращающему моменту Тр. Проверочный расчет выполняют методами сопротивления материалов. КПД одной одинарной муфты η = 0,9.

    Сдвоенную шарнирную муфту обычно называют карданной передачей (по имени итальянского ученого и инженера Джеро́ламо Кардано).

    ***

    Упругие компенсирующие муфты

    

    k-a-t.ru

    Слово МУФТА - Что такое МУФТА?

    Слово муфта английскими буквами(транслитом) - mufta

    Слово муфта состоит из 5 букв: а м т у ф


    Значения слова муфта. Что такое муфта?

    Муфта

    Муфта (нем. Muff, Muffe) - принадлежность женского зимнего туалета для согревания рук; меховой или стеганый нарукавник (манжет) для вкладывания рук с обеих сторон.

    Энциклопедия моды и одежды

    МУФТА (нем. Muffe) - род открытого с двух сторон теплого, обычно мехового, мешочка для согревания рук. В России получила распространение в 18 в. как предмет мужского и женского туалета.

    Большой энциклопедический словарь

    МУФТА — деталь, служащая для соединения или разъединения валов. Трансмиссионные М. бывают неразъемные и разъемные. Разновидностью является М. сцепления в тракторе или автомобиле…

    Сельскохозяйственный энциклопедический словарь. - 1989

    Зубчатая муфта

    Зубчатая муфта — жёсткая компенсирующая муфта, которая состоит из полумуфт с внешними зубчатыми венцами, и разъёмной обоймы с двумя внутренними зубчатыми венцами. Эти устройства предназначены для передачи крутящего момента между двумя валами...

    ru.wikipedia.org

    ЗУБЧАТАЯ МУФТА — муфта приводов, предназ-нач. для соединения валов с небольшими взаимными перекосами (до 1,5°), смещениями, вызванными неточностями изготовления…

    Большой энциклопедический политехнический словарь

    Зубчатая муфта, устройство для соединения валов. Различают жёсткие компенсирующие муфты для постоянного соединения валов и сцепные управляемые — для соединения и разъединения валов при вращении или в состоянии покоя.

    БСЭ. — 1969—1978

    Обгонная муфта

    Обго́нная му́фта, муфта свободного хода — деталь механической трансмиссии, которая предотвращает передачу крутящего момента от ведомого вала обратно к ведущему в случае, если по какой-либо причине ведомый начинает вращаться быстрее.

    ru.wikipedia.org

    Обгонная муфта, муфта свободного хода, устройство для соединения двух соосных валов или вала со свободно сидящей на нём деталью, передающее от ведущего звена к ведомому вращательное движение и крутящий момент только в одном направлении.

    БСЭ. — 1969—1978

    ОБГОННАЯ МУФТА — механизм свободного хода, - разновидность сцепных самоуправляющихся муфт, передающих вращающий момент только в одном направлении. О. м. выключается при превышении угловой скорости ведомого звена относительно ведущего…

    Большой энциклопедический политехнический словарь

    Кабельная муфта

    Кабельная муфта (от нем. Muffe или голл. mouwtje) — устройство, предназначенное для соединения электрических и оптических кабелей в кабельную линию и для их подвода к электрическим установкам, станционным сооружениям...

    ru.wikipedia.org

    Кабельная муфта, устройство для механического и электрического соединения кабелей в кабельную линию, а также для присоединения её к электрическим установкам и линиям электропередачи.

    БСЭ. — 1969—1978

    КАБЕЛЬНАЯ МУФТА устройство для герметической заделки жил кабелей при их соединении, при устройстве ответвлений от них и при присоединениях к ним приемников тока.

    Технический железнодорожный словарь. - 1941

    Фланцевая муфта

    Муфта фланцевая — жёсткая (глухая) муфта постоянного соединения, которая состоит из двух выполненных в виде фланцев полумуфт, насаженных на концы валов и соединённых между собой болтами.

    ru.wikipedia.org

    Кулачковая муфта

    Кулачковая муфта — это управляемая или сцепная муфта, которая состоит из двух полумуфт, расположенных на концах валов. В рабочем положении выступы одной полумуфты входят во впадины другой...

    ru.wikipedia.org

    Кулачковая муфта, устройство, состоящее из двух частей (полумуфт), на торцовых поверхностях которых имеются выступы (кулачки) и впадины, входящие в зацепление.

    БСЭ. — 1969—1978

    Асинхронная муфта

    Асинхронная муфта, электромагнитная муфта скольжения для плавного регулирования частоты вращения приводимого механизма при практически постоянной частоте вращения электродвигателя.

    БСЭ. — 1969—1978

    АСИНХРОННАЯ муфта (от a - отрицательная частица и греч. synchronos - одновременный) - электромагнитная муфта скольжения для плавного регулирования частоты вращения приводимого механизма при практически постоянной частоте вращения электродвигателя.

    Большой энциклопедический словарь

    Фрикционная муфта

    Фрикцио́нная му́фта (устар. — фрикцио́н) — устройство передачи вращательного движения посредством силы трения скольжения. По назначению фрикционные муфты могут быть сцепными и предохранительными.

    ru.wikipedia.org

    ФРИКЦИОННАЯ МУФТА [от лат. frictio (frictionis) - трение] - муфта приводов. передающая вращающий момент за счёт сил трения между пластинами или дисками ведущей и ведомой полумуфт…

    Большой энциклопедический политехнический словарь

    ФРИКЦИОННАЯ МУФТА — муфта трения, приспособление, применяемое для соединения двух концов трансмиссионных валов или вала с ременным шкивом, сидящим на холостой втулке.

    Технический железнодорожный словарь. - 1941

    Муфта (механическое устройство)

    Муфта (от нем. Muffe или голл. mouwtje) в технике, устройства для постоянного или временного соединения валов, труб, стальных канатов, кабелей и т. п.

    БСЭ. — 1969—1978

    МУФТА (от немецкого Muffe или голландского mouwtje), устройство для соединения труб, тяг, канатов, кабелей, валов и т.п. По назначению различают муфты постоянные соединительные и муфты…

    Современная энциклопедия. - 2000

    МУФТА (от нем. Muffe или голл. mouwtje) - устройство для соединения валов, тяг, труб, канатов, кабелей и т. п. Различают М. соединительные, к-рые в зависимости от выполняемых ф-ций обеспечивают прочность соединения, герметичность…

    Большой энциклопедический политехнический словарь

    Русский язык

    Му́фт/а.

    Морфемно-орфографический словарь. — 2002

    1. муфельщик
    2. муфель
    3. муфлон
    4. муфта
    5. муфтий
    6. муфтовый
    7. муфточка

    wordhelp.ru

    Устройство и принцип работы некоторых муфт

     

    Примером нерасцепляемых муфт являются так называемые глухие муфты. По характеру работы их относят к жестким муфтам. Глухие муфты соединяют соосные валы в одну жесткую линию. Наиболее распространенными глухими муфтами являются втулочные и фланцевые муфты.

    Рис. 32. Втулочные муфты: а – крепление втулки 1 штифтами 2;
    б – крепление втулки 1 шпонками 3 и фиксация винтом 2

     

    Втулочная муфта представляет собой втулку, надеваемую на концы валов и закрепляемую на них штифтами (рис. 32 а), шпонками (рис. 32 б) или шлицами. Эти втулки имеют простую конструкцию, малые габариты и низкую стоимость. Прочность таких муфт определяется прочностью штифтов и шпонок.

     

    Рис. 33 Фланцевая муфта Рис. 34. Погрешность монтажа валов

     

    Фланцевая муфта (рис. 33) состоит из двух полумуфт с фланцами, стянутыми болтами. Фланцевые муфты могут передавать большие моменты, достаточно надежны в работе.

    Жесткие компенсирующие муфты предназначены для соединения валов с компенсацией различного рода смещений (рис. 34 а - радиальных, б - осевых, в - угловых), появляющихся вследствие неточности изготовления и монтажа.

    В качестве примера таких муфт рассмотрим зубчатую компенсирующую муфту. Она состоит (рис. 35) из двух обойм 1 с внутренними зубьями эвольвентного профиля, которые зацепляются с зубьями втулок 2, насаживаемых на концы валов. Обоймы соединены между собой болтами.

    Рис. 35 Зубчатая муфта

     

    Основная часть упругих муфт - упругий элемент (неметаллический или металлический), смягчающий толчки и удары, защищающий от крутильных колебаний.

    Наиболее широко применяемая упругаявтулочно-пальцевая муфта (МУВП) состоит из двух полумуфт (рис. 36), в одной из которых в конических отверстиях закреплены соединенные пальцы с надетыми гофрированными резиновыми втулками.

     

    Рис. 36. Втулочно-пальцевая Рис. 37. Муфта упругая с

    муфта торообразной оболочкой

     

    Упругая муфта с горообразной оболочкой состоит из двух полумуфт (рис. 37), упругой оболочки, по форме напоминающий автомобильную шину, и двух колец, зажимающих с помощью винтов оболочку. Эта муфта обладает высокими упругими и демпфирующими свойствами, обеспечивает шумо- и электроизоляцию узлов привода.

    Примером сцепных (управляемых) муфт могут служить кулачковые (рис. 38) и фрикционные (рис. 39) муфты.

     

    Рис. 38. Схема кулачковой муфты

     

    Кулачковая муфта состоит из двух полумуфт с кулачками на торцевых поверхностях. Для переключения муфты одна полумуфта передвигается вдоль вала на направляющей шпонке или шлицах с помощью механизма управления муфтой. При включении кулачки одной полумуфты входят во впадины другой, создавая жесткое сцепление.

     

    Рис. 39. Схемы фрикционных муфт

     

    Фрикционные муфты служат для плавного сцепления валов под нагрузкой на ходу при любых скоростях. Передача крутящего момента осуществляется силами трения между трущимися поверхностями деталей муфты. В момент перегрузок фрикционные муфты пробуксовывают, предохраняя машину от поломок. По форме поверхности трения фрикционные муфты делятся на дисковые (рис.39 а), конусные (рис. 39 б) и цилиндрические (рис. 39 в)

    Самоуправляемые муфты предназначены для автоматического сцепления и расцепления валов при изменении заданного режима работы машины. Примером самоуправляемых муфт могут служить предохранительные муфты.

    Предохранительная пружинно-кулачковая муфта по конструкции аналогична сцепной кулачковой, только подвижная в осевом направлении полумуфта прижимается к неподвижной с помощью пружины. При перегрузке сила на гранях кулачков становится больше прижимного усилия пружины и муфта многократно прощелкивает кулачками, подавая звуковой сигнал о перегрузке.

    Рис. 40 Предохранительная

    муфта со срезным штифтом

     

    Существуют такжепредохранительные муфты с разрушающимся штифтом. На рис. 40 изображена такая предохранительная муфта. В ней при перегрузке штифт 3 срезается кромками стальных закаленных втулок 4, установленных в полумуфтах 1 и 2. Для возобновления работы машины вывинчивают пробку и срезанный штифт заменяют новым. Иногда в муфте ставится два срезных штифта.

     

     


    Похожие статьи:

    poznayka.org

    Что такое механическая муфта

    Большинство агрегатов современного машиностроения собираются из узлов и механизмов, валы которых соединяют муфтами, обеспечивая этим их кинематическую и силовую связь.
    Муфта механическая представляет собой устройство, назначение которого — соединение между собой концов двух валов с деталями, свободно сидящими на них (звездочками, зубчатыми колесами и пр.) и передача крутящего момента. Механическая энергия передается муфтой без изменения ее величины. Расположение валов может быть на одной оси или под углом.

    Основные функции муфт

    Эти устройства в ряде случаев выполняют следующие задачи:

    • Осуществляют силовую и кинематическую связь между валом и установленными на нем зубчатыми колесами, звездочками, шкивами и непосредственно между самими валами.
    • Компенсируют несоосность соединяемых валов, причинами которой бывают: их деформация при эксплуатационных нагрузках, неизбежные монтажные отклонения, тепловые воздействия.
    • Амортизируют и гасят колебания внешней нагрузки.
    • Способствуют сохранности деталей от разрушения при перегрузках.
    • Применяются для включения/отключения рабочего механизма без остановки двигателя.

    Классификация муфт

    Существует множество конструкций муфт: это обусловлено разнообразием требований, предъявляемых к ним, и различия в условиях работы. Эти устройства классифицируют на группы по нескольким признакам.

    По принципу действия:

    • Сцепные. Допускают быстрое сцепление и расцепление между валами при работающем двигателе. Их использование допускается при соблюдении строгой соосности валов. Сцепные муфты должны иметь невысокую изнашиваемость при многочисленных переключениях, малый нагрев, быстро и легко включаться. По принципу работы их подразделяют на две группы — кулачковые и фрикционные.
    • Самоуправляемые. При изменениях заданного режима работы агрегата автоматически разъединяют и сцепляют валы. Они бывают обгонные, центробежные и предохранительные.
    • Жесткие. Обеспечивают жесткое соединение валов. Вместе с моментом вибрации передают толчки и удары.
    • Упругие. Отличаются наличием упругих элементов (втулок резиновых, пружин и т.д.), благодаря чему при передаче крутящего момента происходит амортизация (смягчение) вибраций, ударов, толчков.


    • Компенсирующие. Уменьшают дополнительные нагрузки от отклонений соосности на валы и подшипники, благодаря подвижности жестких деталей.
    По конструктивному исполнению механические муфты бывают:
    • Кулачковые.
    • Зубчатые.
    • Фланцевые.
    • Шариковые.
    • Втулочные.
    • Втулочно-пальцевые.

    Область применения механических муфт

    Механическая муфта применяется для соединения валов и передачи вращательного момента в разных отраслях промышленности: нефтедобывающей, металлургической, химической, машиностроении, судостроении, ядерной энергетике.

    agromania.com.ua

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *