Содержание

Читать электросхему будет просто. | Весёлый Карандашик

Когда Вам предстоит заглянуть внутрь Вашего ‘заболевшего’ автомобиля, не включающегося телевизора, плеера или найти место возможной неисправности домашней электропроводки, Ваши мысли направляют Ваши действия на поиск схемы, изображающей принцип работы или действия устройства или агрегата.

Хорошо, когда есть принципиальная электрическая схема и хоть малейший опыт в её чтении. А как быть тому, кто не имеет даже представления об этом? Приходиться ломать голову над решением проблемы или обращаться к знатокам и к специалистам.

Электричество на схеме.

Наука говорит, что электрический ток — это упорядоченное движение электрических зарядов. Электрический заряд одного электрона ничтожно мал, но если бо́льшее количество электронов заставить двигаться внутри тела в одну сторону, получится то, что мы называем электрическим током.

Что бы доставить заряд энергии в определённую точку, применяются проводники — такие материалы, которые способны передать электричество к потребляющему объекту без потерь и внутренних помех.

Пешеход пользуется дорогой, для перемещения по воде пользуются лодкой, птица летает по воздуху, вода в кран подаётся по трубам, а наши электроприборы получают электричество по электрическим проводникам. Эти примеры показывают, что для перемещения определённого элемента существует и определённый путь.

В сборках электроустройств используются металлические проводники: монтажные шины, провода, проводники на печатном монтаже сборных конструкций. Между проводниками находятся соединения. Это  сварные(сюда входит спаивание или сварка проводников) и контактные,  которые могут коммутироваться  механизмом, смыкающим или размыкающим между собой проводники, электронным коммутатором или быть связанными между собой болтовым соединением.

Электрическая схема на рисунке.

Совокупность всех элементов устройства с соединяющими их проводниками можно изобразить графически в виде условных значков, символов, обозначений и линий.

Графические электрические схемы делятся на принципиальные, структурные и функциональные.

Структурная электросхема — отображает основные функциональные части изделия (группы, элементы и устройства). Рядом на карте схемы в таблице указываются расшифровки состава электросхемы  с указанием их обозначений. Могут размещаться диаграммы, формы величины импульсов, формулы математической зависимости.

Соединения указываются стрелками, указывающие направление  действующих величин тока или обработки сигнала. Элементы схемы обозначаются кубиками или цифрами.

Функциональная электросхема — отображает только функциональные части изделия и электрической связи между ними или самого изделия в целом. Элементы обозначаются условными обозначениями либо прямоугольниками, обозначенными внутри своей позицией в группе, узле или изделия.

Принципиальная электрическая схема — отображает полностью все электрические соединения блоков, модулей, дополнительных устройств и принцип их взаимодействия в общей схеме главного, основного устройства (телевизор, автомобиль, квартира, станки, компьютер) или механизма. Такая схема является основной и главной для изделия.

И совсем не факт, что здесь выложена точная формулировка видов электросхем, главное, получить начальный опыт в чтении электросхем.

Что бы иметь возможность читать все типы, нам необходимо ознакомиться с обозначениями, используемые в схемах.

Учимся читать электросхемы.

Любая причина неработающего электроустройства — это лишний контакт или его отсутствие.

Проводники в электросхемах имеют вид линии, соединяющей определённый элемент. Соединение элементов  между собой проводниками называется электрической цепью или участком цепи, входящим в единую общую схему. В замкнутой электрической цепи всегда течёт электрический ток. В разомкнутой — электрический ток не течёт, то есть устройство не работает.

Изображение проводников на принципиальных  схемах всегда одинаково. Разница может быть в обозначении цепей, участвующих в обработке сигнала, размещением указателей на них или цветовой маркировкой. Отличие лишь составляет линейная схема, на которой одной линией может указываться целая группы проводников, задействованных в одной функции и изображается жирной  или цветной линией.

Когда схема в себе содержит большое количество элементов, проводники не изображаются полностью, а отрезками и разрывами, с указанием места подключения или соединения, имеющими  символьные обозначения точки подключаемого участка, модуля , блока или элемента.

Соединения проводников в принципиальных электрических схемах изображаются точкой или разомкнутой(сомкнутой) линией на коммутирующем устройстве.

Обозначения на электрической схеме будут для Вас легкочитаемы, когда встречаемые знаки и символы в ней будут представлять Вам всю функциональность электрического прибора, аппарата или узла.


Поделись с другими. Возможно, они тоже ищут.

vesyolyikarandashik.ru

Как читать автомобильные электросхемы – примеры, объяснения

Выход из строя электронных компонентов современного автомобиля может приводить к его полному обездвиживанию. Хорошо, если это случилось у вашего дома или работы, но если такое случается на трассе или на природе — такая поломка может обойтись вам крайне дорого: как в плане денег, так и в плане потерянного времени и даже (надеюсь до такого не дойдет) здоровья!

Почему полезно разбираться в автоэлектрике

Даже если у вас не технический склад ума или ваш доход позволяет вам не задумываться о таких мирских мелочах — замена обычного сгоревшего предохранителя в долгом пути позволит вам значительно облегчить жизнь. Я уж не говорю о тех случаях, когда сервисмэны, не желая разбираться в проблеме вашего автомобиля, призывают вас менять все датчики подряд, тратя на эту «карусель» значительные суммы денег (что кстати иногда не гарантирует положительного результата). По-этому, я предлагаю вам не сдаваться раньше времени и попробовать самостоятельно диагностировать поломку вашего автомобиля, а для этого было бы неплохо иметь под рукой электрические схемы, и самое главное — уметь их читать и понимать.

Электросхемы? — разберется даже школьник!

Встретив впервые принципиальную электрическую схему автомобиля, я понял, что принципы ее построения и обозначение на ней элементов — стандартизированы, и те элементы, которые присутствуют во всех автомобилях — обозначаются одинаково, независимо от производителя автомобиля. Достаточно один раз разобраться, как читать такие электросхемы, и вы с легкостью сможете понимать, что на ней изображено, даже если вы впервые видите конкретную схему от конкретного автомобиля и даже ни разу не лазили к нему под капот.

Графические обозначения элементов схемы могут слегка отличаться, к тому же бывают черно-белые варианты исполнения и цветные. Но буквенное обозначение везде одинаково. Помимо принципиальных электрических схем полезно иметь схемы, на которых обозначено физическое расположение (в пространстве) на кузове различных жгутов, разъемов и точек заземления — это поможет вам быстро отыскать их. Итак, давайте взглянем на примеры таких схем, а потом приступим к описанию их элементов.

Пример принципиальной электрической схемы автомобиля


На принципиальной схеме не указано физическое взаимное расположение элементов, а лишь показано, как эти элементы связаны друг с другом.  Важно понимать, что если два элемента на такой схеме изображены рядом друг с другом — на самом кузове они могут быть совершенно в разных местах.

Схематическое расположение электрических компонентов на кузове


Такая схема несет другой тип информации: трассировка кабельных кос и приблизительное расположение разъемов на кузове.

Трехмерная точная схема расположения электрических компонентов автомобиля

Встречаются и такие схемы, на которых уже точно показано, как и куда проходят кабельные трассы в кузове автомобиля, а также точки заземления.

Стандартные элементы принципиальной схемы автомобиля

Приступим же, наконец, к рассмотрению элементов схемы и научимся ее читать.

Стандартные цепи питания и соединение элементов

Цепи питания — элементы схемы передающие ток, изображаются линиями: в верхней части схемы изображены цепи с положительным потенциалом («плюс» аккумулятора), а внизу — с нулевым, т.е. земля (или «минус» аккумулятора).

Цепь 30 — идет от плюсовой клеммы аккумулятора, 15 — от аккумулятора через замок зажигания — «Зажигание 1»Цепь под номером 31 — заземление

Некоторые провода также имеют цифровое обозначение в месте подключения к устройству, это цифровое обозначение позволяет не прослеживая цепь определить откуда он идет. Эти обозначение объединены в стандарте DIN 72552 (часто используемые значения):


Для удобства, соединения между элементами на цветных схемах изображены разными цветами, соответствующими цветам проводов, а на некоторых схемах также указывается сечение провода. На черно-белых схемах цвета соединений обозначаются буквами:

Иногда можно встретить пустую окружность в узле — это означает, что данное соединение зависит от комплектации автомобиля, линии при этом, как правило, подписаны.

Обозначение разъемов на электросхеме — коннекторы

Пин №2 разъема С301 соединяется с пином №9 разъема С104, который, в свою очередь, идет в пин №3 разъема С107

Провода в автомобильной электропроводке соединяются несколькими способами, и один из них — разъемы (Connector). Обозначаются разъемы буквой «С» и порядковым номером. На рисунке слева вы видите схематическое изображение соединений участков провода через разъемы. Вообще, правильнее говорить не «пин №2», а «терминал №2», если встретите в схеме такое понятие, то теперь будете знать, что это порядковый номер соединения (контакта) в разъеме.

 

Ну а на этом рисунке видно, как нумеруются контакты в разъемах и как правильно их считать, чтобы узнать где какой пин. Контакты нумеруются со стороны «мамы» с верхнего угла слева на право построчно. Со стороны «папы», соответственно, зеркально.

 

Кстати, на многих форумах автомобильные разъемы почему-то называют «фишками», в гугле по поводу такой «этимологии» никакой информации нет. Если вы знаете или догадываетесь, откуда пошло такое название, пишите в комментариях, не стесняйтесь.

Соединение проводов в автомобиле — соединительные колодки (Splice)

Помимо разъемов (Connectors) провода в автомобиле соединяются при помощи пакета перемычек или соединительных колодок ( в электросхемах на английском — Splice). Обозначаются соединительные колодки, как вы видите на рисунке, буквой «S» и порядковым номером, например: S202, S301.

В некоторых электросхемах есть отдельное описание каждой колодки и расписано назначение проводов, подводимых к ней. Главная отличительная особенность колодки (Splice) от разъема (Connector) в том, что соединяется группа проводов: есть один входящий провод и группа исходящих потребителей, как правило, это шины питания.

Обозначение предохранителей на электросхемах

Еще один элемент электрической схемы, передающий энергию — предохранитель.  Предохранители в автомобиле имеют два обозначения: Ef — предохранитель в моторном отсеке (engine fuse) и F (fuse) — предохранитель в салоне автомобиля. Как и во всех других случаях, после обозначения идет порядковый номер предохранителя и номинал тока ( в Амперах), на который он рассчитан. Все предохранители расположены рядом — в блоках предохранителей и реле.

Обозначение автомобильных реле: распиновка, контакты

Автомобильное реле имеет обычно 4 или 5 контактов, которые имеют стандартную нумерацию (но бывают и случаи, когда нумерация не совпадает). Два контакта при этом являются управляющими: 85 и 86, а остальные коммутируют контакты, по которым проходят значительные токи. Реле,  как и предохранители, располагаются, в основном, в блоках под капотом и в салоне, но бывают случаи навесного монтажа реле в любом непредсказуемом месте, особенно при самостоятельной установке кем-либо.

Условные обозначения автомобильных датчиков на схемах

  1. Датчик холостого хода (ДХХ)
  2. Электронный блок управления (ЭБУ) двигателем
  3. Датчик температуры охлаждающей жидкости
  4. Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
  5. Датчик абсолютного давления воздуха во впускном коллекторе  (ДАД)
  6. Датчик давления в системе кондиционирования
  7. Датчик температуры воздуха во впускном коллекторе

На схеме выше представлены далеко не все датчики, которые могут быть в автомобиле. Условное обозначение датчиков также может отличаться, но все они обычно подписаны, как и все другие элементы, преобразующие энергию в электрической сети автомобиля.

Условные обозначение сложных элементов на автомобильных схемах — примеры схем

Теперь рассмотрим, как на электрической схеме обозначены более сложные и не стандартные элементы, такие как: стартер, катушка зажигания и другие и приведем несколько примеров схем, на которых они изображены.  В различных схемах изображение таких элементов может меняться, но элементы всегда подписаны и интуитивно понятно нарисованы, по-этому, ниже будут приведены только некоторые из них, иначе эта статья растянется надолго.

  1. Аккумуляторная батарея (АКБ)
  2. Замок зажинагия
  3. Комбинация приборов
  4. Выключатель
  5. Стартер
  6. Генератор

Если вы помните школьный курс физики, то найдете на схеме, представленной выше, уже знакомые обозначения, например: электромотор, диод, ключ, элемент питания, лампа накаливания. Эти, знакомые почти каждому, условные обозначения помогают понять смысл и назначение приборов в бортсети автомобиля, преобразующих электроэнергию.

 

  1. Катушка зажигания
  2. Электронный блок управления двигателем (ЭБУ)
  3. Датчик положения коленчатого вала

На этой схеме уже появляется такой более сложный элемент схемы как — блок управления или контроллер. Каждый элемент сети автомобиля, имеющий микросхемы или транзисторные ключи в своем составе, помечается значком с изображением транзистора. Обращаю ваше внимание на то, что в данном примере выше, изображены далеко не все выводы ЭБУ — только те, которые нужны именно на этой схеме. На схемах ниже вы так же встретите изображение ЭБУ.

 

  1. Блок управления двигателем (ЭБУ)
  2. Октан-корректор
  3. Электромотор (в данном случае — бензонасос)
  4. Датчик концентрации кислорода

На этой схеме еще раз изображен ЭБУ, но уже с другими выводами, кстати, по нарисованным ключам на ЭБУ можно понять, какую функцию в данном случае выполняет контроллер: замыкает данные линии на землю, то есть запитывает элементы, подключенные к этим проводам и плюсовой клемме АКБ.

  1. Электромагнитный клапан рециркуляции отработавших газов
  2. Двухходовой клапан
  3. Гравитационный клапан
  4. Комбинация приборов
  5. Электронный блок управления двигателем
  6. Датчик скорости

На данном примере схемы мы встречаемся с изображением клапанов, прошу обратить внимание, что у двухходового клапана контакты пронумерованы, в отличие от остальных. На изображении датчика скорости изображен транзистор, значит в элементе присутствует полупроводниковый элемент.

  1. Переключатель наружного освещения
  2. Переключатель указателей поворота
  3. Переключатель корректора фар
  4. Корректор левой фары
  5. Левая фара автомобиля
  6. Корректор правой фары
  7. Правая фара автомобиля

На данной схеме изображены элементы управления освещением автомобиля. У таких сложных переключателей как замок зажигания или переключатель наружного освещения имеется набор контактов, между которыми в различных положениях переключателя коммутируется ток. На схеме прекрасно видно, в каком режиме переключателя какие контакты соединяются.

Автоэлектрика? Проще простого!

Итак, мы рассмотрели с вами самые распространенные элементы электрических схем автомобилей, посмотрели как они изображаются на схемах и какие ключевые особенности при этом присутствуют. Искренне надеюсь, что эта статья научила вас чему-нибудь или даже выручила вас в сложной ситуации с поломкой автомобиля. Если у вас появились вопросы, было бы здорово, если вы их напишете в комментариях под этой статьей. Всем огромной удачи на дорогах и увидимся в следующих статьях об автоэлектрике!

artsybashev.ru

2Vidy_elektricheskih_shem

 

Чтобы
читать электрические схемы, необходимо
хорошо знать и помнить: наиболее
распространенные условные обозначения
обмоток, контактов, трансформаторов,
двигателей, выпрямителей, ламп и т.
п., условные обозначения, применяющиеся
в той области, с которой преимущественно
приходится сталкиваться в силу
профессии, схемы наиболее распространенных
узлов электроустановок, например
двигателей, выпрямителей, освещения
лампами накаливания и газоразрядными
и т. п, свойства последовательного и
параллельного соединений контактов,
обмоток, сопротивлений, индуктивностей
и емкостей.

Расчленение
схем на простые цепи

Любая
электроустановка удовлетворяет
определенным условиям действия.
Поэтому при чтении схем, во-первых,
нужно выявить эти условия, во-вторых
– определить, отвечают ли полученные
условия задачам, которые должны
электроустановкой решаться, в-третьих,
следует проверить, не получились ли
попутно “лишние” условия, и оценить
их последствия.

Для решения
этих вопросов пользуются несколькими
приемами.

Первый
из них состоит в том, что схема
электроустановки мысленно расчленяется
на простые цепи, которые сначала
рассматривают отдельно, а затем в
сочетаниях. Простая цепь включает
источник тока (батарея, вторичная
обмотка трансформатора, заряженный
конденсатор и т. п.), приемник тока
(двигатель, резистор, лампа, обмотка
реле, разряженный конденсатор и т.
п.), прямой провод (от источника тока
к приемнику), обратный провод (от
приемника тока к источнику) и один
контакт аппарата (выключателя, реле
и т. п.). Понятно, что в цепях, не
допускающих размыкания, например в
цепях трансформаторов тока, контактов
нет.

При
чтении схемы нужно сначала мысленно
расчленить ее на простые цепи, чтобы
проверить возможности каждого элемента,
а затем рассмотреть их совместное
действие.

Реальность
схемных решений

Наладчики
хорошо знают, что не всегда могут быть
осуществлены на деле схемные решения,
хотя они не содержат явных ошибок.
Иными словами, проектные электрические
схемы не всегда реальны
. Поэтому
одна из задач чтения электрических
схем состоит в том, чтобы проверить,
могут ли быть выполнены заданные
условия.

Нереальность схемных решений обычно
имеет в основном следующие причины:

  • не хватает энергии для срабатывания
    аппарата,

  • в схему проникает “лишняя”
    энергия, вызывающая непредвиденное
    срабатывание пли препятствующая
    своевременному отпусканию электрического
    аппарата,

  • не хватает времени для совершения
    заданных действий,

  • аппаратом задана уставка, которая не
    может быть достигнута,

  • совместно применены аппараты, резко
    отличающиеся по свойствам,

  • не учтены коммутационная способность,
    уровень изоляции аппаратов и проводки,
    не погашены коммутационные
    перенапряжения,

  • не учтены условия, в которых
    электроустановка будет эксплуатироваться,

  • при проектировании электроустановки
    за основу принимается ее рабочее
    состояние, но не решается вопрос о
    том, как ее привести в это состояние
    и в каком состоянии она окажется,
    например, в результате кратковременного
    перерыва питания.

Порядок
чтения электрических схем и чертежей

Прежде
всего, необходимо ознакомиться с
наличными чертежами (или составить
оглавление, если его нет) и систематизировать
чертежи (если этого не сделано в
проекте) по назначению.

Чертежи
чередуют в таком порядке, чтобы чтение
каждого последующего являлось
естественным продолжением чтения
предыдущего. Затем уясняют принятую
систему обозначений и маркировки.

Если
она не отражена па чертежах, то ее
выясняют и записывают.

На
выбранном чертеже читают все надписи,
начиная со штампа, затем примечания,
экспликации, пояснения, спецификации
и т. д. При чтении экспликации обязательно
находят на чертежах аппараты, в ней
перечисленные. При чтении спецификации
сопоставляют их с экспликациями.

Если
на чертеже имеются ссылки на другие
чертежи, то нужно найти эти чертежи и
разобраться в содержании ссылок.
Например, в одну схему входит контакт,
принадлежащий аппарату, изображенному
на другой схеме. Значит, нужно уяснить,
что это за аппарат, для чего служит, в
каких условиях работает и т. п.

При
чтении чертежей, отражающих
электропитание, электрическую защиту,
управление, сигнализацию и т. п.:

1)
определяют источники электропитания,
род тока, величину напряжения и т. п.
Если источников несколько или применено
несколько напряжений, то уясняют, чем
это вызвано,

2)
расчленяют схему па простые цени и,
рассматривая их сочетание, устанавливают
условия действия. Рассматривать всегда
начинают с того аппарата, который нас
в данном случае интересует. Например,
если не работает двигатель, то нужно
найти на схеме его цепь и посмотреть,
контакты каких аппаратов в нее входят.
Затем находят цепи аппаратов, управляющих
этими контактами, и т. д.,

3)
строят диаграммы взаимодействия,
выясняя с их помощью: последовательность
работы во времени, согласованность
времени действия аппаратов в пределах
данного устройства, согласованность
времени действия совместно действующих
устройств (например, автоматики,
защиты, телемеханики, управляемых
приводов и т. п.), последствия перерыва
электропитания. Для этого поочередно,
предполагая отключенными выключатели
и автоматы электропитания (предохранители
перегоревшие), оценивают возможные
последствия, возможность выхода
устройства в рабочее положение из
любого состояния, в котором оно могло
оказаться, например после ревизии,

4)
оценивают последствия вероятных
неисправностей: незамыкание контактов
поочередно по одному, нарушения
изоляции относительно земли поочередно
для каждого участка,

5)
нарушения изоляции между проводами
воздушных линий, выходящих за пределы
помещений и т. п.,

5)
проверяют схему па отсутствие ложных
цепей,

6)
оценивают надежность электропитания
и режим работы оборудования,

7) проверяют выполнение
мер, обеспечивающих безопасность при
условии организации работ, обусловленных
действующими правилами (ПУЭ, СНиП и
т. п.).

studfiles.net

Обозначения на электрических схемах | условные

Тот, кто понимает смысл соединений и символов, из которых, собственно, и состоит любая электрическая схема, читает ее, как книгу. Сразу становится понятна связь между элементами, их назначение и общий принцип функционирования того или иного механизма. Все обозначения на электрических схемах – это совокупность простейших геометрических фигур (окружностей, прямоугольников, квадратов и тому подобное), а также различных линий (сплошных, прерывистых) и точек, которые часто ставятся в местах их пересечения (примыкания).

На любой схеме часто присутствуют элементы не только «чистой» электрики, но и автоматизации, например, той же электроники. Для каждой разновидности элементов предусмотрены свои условные обозначения, которые отражены в соответствующих стандартах. Существует масса справочников, в которых все детально расписано.

Уместно привести ГОСТ, которые будут наиболее полезны при чтении большинства электрических схем. В скобках указан год вступления документа в действие.

  • № 2.747 (1968) – о размерах условных обозначений.
  • № 2.756 (1976) – электромеханические устройства/воспринимающие части.
  • № 2.710 (1981) – буквенно-цифровые обозначения.
  • № 21.404 (1985) – для элементов автоматизации.
  • № 2.755 (1987) – соединения и коммутирующие элементы.
  • № 21.614 (1988) – общие условные обозначения.
  • № 2.709 (1989) – контактные соединения и провода.


Среди указанных стандартов, в которых отражены условные обозначения, есть и те, которые уже не действуют. Но во многих семьях до сих пор эксплуатируются бытовые приборы еще производства СССР (например, холодильники), и рачительные хозяева не спешат с ними расставаться.

По крайней мере, они если и не в квартире, то на даче точно используются, так как не в пример новомодным моделям, «старая» техника на практике доказала свою надежность. В случае необходимости ремонта придется пользоваться прилагаемыми к агрегатам схемами, а они выполнены по устаревшим ГОСТ.

Далее – примеры несколько наиболее распространенных условных обозначений. С ними приходится сталкиваться при ремонте бытовой техники или электропроводки чаще всего.







При чтении любой схемы необходимо обращать внимание на все приложения и сноски. В них, в частности, обязательно указывается спецификация элементов (особенно в старой документации). Этой информации достаточно, чтобы в случае отсутствия требуемой детали подобрать ей аналог.

electroadvice.ru

Электросхемы автомобилей – чтобы знать место каждому проводу!

Сегодня с таким стремительным развитием технологий очень важно знать, как читать электросхемы автомобилей. И не стоит думать, будто это нужно только владельцам современных иномарок, где полно автоматики. Даже если у вас старенькие Жигули, также полезно будет ознакомиться с этой информацией, так как устройство любой машины предполагает наличие автоэлектрики.

Что такое электросхемы?

Электросхемы – это обыкновенное графическое изображение, на котором показаны пиктограммы разных элементов, расположенных в определенном порядке в цепи и связанных между собой последовательно или параллельно. При этом такие чертежи не отображают реальное расположение данных элементов, а только указывают их связь между собой. Таким образом, человек, разбирающийся в них, с одного взгляда может определить принцип работы электроприбора.

В схемах всегда изображаются три группы элементов: источники питания, вырабатывающие ток, устройства, отвечающие за преобразование энергии, и узлы, которые передают ток, в их роли выступают разные проводники. В роли источника питания могут выступать гальванические элементы с очень маленьким внутренним сопротивлением. А за преобразование энергии часто отвечают электродвигатели. Все объекты, из которых и состоят схемы, имеют свои условные обозначения.

Зачем разбираться в электросхемах?

Уметь читать такие схемы довольно важно для всех, у кого есть автомобиль, ведь это поможет сэкономить очень много денег на услугах специалиста. Конечно, какие-то серьезные поломки починить самостоятельно без участия профессионалов сложно, да и чревато, ведь ток ошибок не терпит. Однако если речь идет о какой-либо элементарной неисправности либо же нужно подключить аккумуляторную батарею, ЭБУ, фары, габаритные огни и прочее, то сделать это самостоятельно вполне реально.

Кроме того, нередко мы хотим ввести в цепь и дополнительные электронные устройства, такие как сигнализация, магнитола, автомобильный кондиционер, которые значительно облегчают процесс вождения и наполняют нашу жизнь комфортом. И здесь не обойтись без умения разбираться в электрических схемах, ведь зачастую они прилагаются ко всем перечисленным приборам. Также это актуально и для владельцев машин с прицепом, так как иногда возникают проблемы с его подключением. И тогда понадобится электросхема прицепа легкового автомобиля и, естественно, навыки, позволяющие разобраться в ней.

Как читать электросхемы автомобилей – основные обозначения

Для того чтобы понять принцип работы какого-то устройства, знающему человеку будет достаточно взглянуть на электросхему. Рассмотрим же основные нюансы, которые помогут разобраться в цепях даже новичку. Понятное дело, что ни один прибор не будет работать без тока, который поступает посредством внутренних проводников. Эти трассы обозначаются тонкими линиями, причем цвет их должен соответствовать реальному цвету проводов.

Если электросхема состоит из большого количества элементов, то трасса на ней изображается отрезками и разрывами, при этом обязательно указываются места их соединения либо же подключения.

Номера, указанные на узлах, должны соответствовать реальным цифрам. Числа в кружках показывают места соединений проводов с «минусом», а обозначение токоведущих дорожек облегчает поиск элементов, расположенных на различных схемах. Комбинации же цифр и букв соответствуют разъемным соединениям. Существуют специальные таблицы, с помощью которых очень легко идентифицировать элементы электрических цепей. Их очень просто найти как в интернете, так и в пособиях для специалистов. В общем, автоэлектросхемы читать достаточно легко, главное разобраться с функциональностью их элементов и следить за цифрами.

Ты и твой автомобиль готовы к наступившей зиме? Новейшие гаджеты помогут с комфортом пережить зиму:

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

carnovato.ru

Как научиться читать электрические схемы

Каждый начинающий электрик задаётся вопросом – как читать электрические схемы? Постараемся вкратце изложить материал, чтобы дать правильное направление в этой, казалось бы, не лёгкой теме.

Прежде чем начать изучение основ построения электрических схем, необходимо выучить основные графические обозначения. Для этого необходимо скачать сборник ГОСТов ЕСКД «Единая система конструкторской документации». На основе часто используемых обозначений нужно составить шпаргалку, которой будет удобно пользоваться при чтении схем.

Шпаргалка должна содержать обозначения с расшифровками самых часто используемых элементов в электрических схемах. Для удобства использования обозначения должны быть распределены по тематике.

Например, при чтении электрических схем по тематике «Релейная защита и автоматика», в схемах будут часто использоваться различные варианты контактов реле, катушки, а так же условные графические обозначения различных сложных устройств. При чтении схемы коммутации силового оборудования, например электродвигателей насосной, на схемах будут использоваться обозначения двигателей, устройств плавного пуска, контакторов, пускателей, их катушек, катушек клапанов, приводов задвижек, питающих шин, устройств заземления и т.д. В планах прокладки электропроводки используются свои условные обозначения, принцип функционирования электрической схемы по ним понять не удастся.

Все электрические схемы подразделяются на структурные, функциональные, принципиальные, монтажные, соединений, подключения, общие и расположения. Функциональные и принципиальные схемы, в свою очередь, подразделяются на однолинейные и многолинейные. О том, какие отличия существуют между этими схемами и о правилах их составления, читайте в ГОСТе 2.702-2011. Также, в ГОСТах даны условные графические обозначения узлов в однолинейном и многолинейном исполнении. Смотрите документы с обозначением графических элементов. Например, в ГОСТ 2.723-68 (2002) ЕСКД. Обозначения условные графическиев схемах. Катушки индуктивности, дроссели, трансформаторы, автотрансформаторы имагнитные усилители (взамен ГОСТ 7624-62 в части раздела 11) показаны условные графические обозначения в разных вариантах, так как и в однолинейных и в многолинейных схемах эти элементы принято указывать по-разному. Этот же принцип распространяется и на обозначения линий электропередачи и коммутационных аппаратов.

Для понимания буквенных и цифровых обозначений в электрических схемах необходимо ознакомиться с ГОСТ 2.710-81 (2001) ЕСКД. Обозначения буквенно-цифровые вэлектрических схемах. В данном документе представлены практически все используемые на практике буквенно-цифровые обозначения в электрических схемах.

Есть одно но. В ГОСТах РФ принято обозначать элементы латинскими символами, сделано это для унификации проектной документации. Однако, в различных организациях может быть утверждён свой стандарт буквенно-цифровых обозначений, используемый в проектной документации. Например, в ФСК ЕЭС РФ принято обозначать элементы кириллицей в соответствии с ГОСТами предыдущих редакций. Вся документация, которая делается по заказу ФСК, обязана соответствовать этому стандарту. Для того, чтобы научиться читать электрические схемы в разных стандартах, во-первых, было бы неплохо обзавестись действующей копией стандарта организации, во-вторых, иметь в своем арсенале несколько предыдущих редакций ГОСТов, регулирующих буквенно-цифровые обозначения в электрических схемах.

В соответствии с требованиями ГОСТ, все условные графические обозначения должны использоваться в схемах по действующему стандарту. Если в схемах использованы элементы, отсутствующие в соответствующих стандартах, то на полях схемы должны быть сноски с пояснениями о назначении элементов.

Просмотров всего: 869, Просмотров за день: 1

www.el-info.ru

Как читать электрические схемы, или Анатомия условных обозначений и специальных символов

В наш век тотальной электроники и электрификации различное оборудование, использующее в своей работе силу тока, стало не только принадлежностью крупных предприятий и энергосетей, но также домашней бытовой техникой. В связи с этим вопрос о том, как читать электрические схемы, интересует очень многих. Разбираясь в основных принципах построения схем, электрических процессах, в них протекающих, и стандартных графических обозначениях, вы сможете легко прочесть практически любой чертеж такого рода.

Перед тем как читать электрические схемы, необходимо хорошо вникнуть в их структуру и принципы построения. И тогда даже самая сложная и запутанная схема уже не будет казаться просто бессмысленным набором «каббалистических символов» и витиеватых узоров. А вопрос о том, как читать электрические схемы, перейдет в разряд решенных.

Всем графическим условным обозначениям свойственна достаточно простая форма начертания. Они, по возможности, содержат наиболее характерные черты и особенности каждого компонента, что существенно облегчает их запоминание. Условными обозначениями не отражаются размеры элемента, а только его тип и некоторые технические характеристики. Разобравшись в этих премудростях, вы сделаете первый шаг к ответу на вопрос о том, как научиться читать электрические схемы.

Также необходимо знать, что все символы в обязательном порядке содержат определенные буквенно-цифровые сокращения, которые отображают некоторые параметры данных элементов схемы. Отдельной темой являются разнообразные линии, которые символизируют собой электрическую проводку. В основном применяются следующие типы линий:

  • толстая сплошная изображает провода, кабеля, шины, обмотки, резисторы, конденсаторы и пр.;
  • сплошная двойная утолщенная линия обозначает сердечники и соединения с корпусом;
  • штриховая толстая – отображает сетку различных электронных приборов;
  • штриховая тонкая – изображает линии механической связи и экранировки на электрических схемах.

Знание значения вышеприведенных обозначений может сыграть ключевую роль в ответе на вопрос о том, как читать электрические схемы. Однако не менее важны тонкости условных буквенно-цифровых сокращений, которые по правилам записываются в виде определенной последовательности букв, цифр и символов одной строкой без пробелов. Позиционное обозначение зачастую состоит из трех частей: типа элемента, его номера и выполняемой функции.

Буквенные коды типов элементов являются группами, которым придаются определенные значения. Они могут быть одно- или двухбуквенными. Все их значения подробно указаны в технической документации и специальной справочной литературе, где очень развернуто даются все параметры элементов, которые на схемах изображаются данным символом. Кстати, если вас интересует, как читать электрические схемы автомобиля, то можете быть уверены, что для них этот принцип остается неизменным, поскольку практически все документы подобного рода составляются по единому стандарту.

Правда, далеко не все так просто. Существует множество специальных схем, в которых иногда бывает сложно разобраться даже профессионалам. Здесь одного знания условных обозначений мало. Необходимо хорошо разбираться во всех тонкостях работы данного устройства. Понять и запомнить символы и буквенно-цифровые сокращения не сложно, но они могут дать представление только об устройстве прибора, но не о его принципе работы. Для этого уже нужна хотя бы минимальная теоретическая база.

fb.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о