Содержание

Цена вопроса – Газета Коммерсантъ № 57 (7019) от 02.04.2021

Вопреки расхожему мнению, основу солнечной энергетики стран—лидеров рынка составляют не огромные «солнечные поля», а микрогенерация — установки из десяти-двадцати фотоэлектрических панелей на крышах зданий мощностью всего в 5–10 кВт. Например, в Австралии «солнечные» крыши 2,4 млн частных домов и бизнеса обеспечивают более 10 ГВт, или порядка двух третей всего рынка, а в Германии — до 60% из 45 ГВт установленной мощности солнечной генерации. В этом контексте скромные 900 тыс. установок на крышах домохозяйств Великобритании уже не кажутся удивительными. Глядя на цифры очевидно, что микрогенерация — не удел энтузиастов и «экофриков», а гигантский «микрорынок» с миллиардными оборотами. Как же удалось привлечь десятки миллиардов долларов в крышную генерацию и соблюсти интересы вовлеченных сторон?

Для достижения положительной экономики используется пошаговый подход. Регулятор исходно на один-два года устанавливает финансовую поддержку солнечных установок для привлечения игроков, а затем поэтапно снижает ее, чтобы избежать сверхприбылей и повысить эффективность.

Например, в Германии особый «зеленый тариф» (feed-in-tariff) на продажу электроэнергии с установок класса до 10 кВт с 2004 по 2021 год снизился в семь раз — с €0,57 до €0,08 за 1 кВт•ч.

Распространенная схема поддержки, используемая в том числе в США,— «неттинг» (netting) — дает возможность сальдирования выданной и полученной электроэнергии (солнечная генерация работает днем и не работает вечером и ночью, когда достигается максимум нагрузки домохозяйств). А, например, в Австралии применяется прямое софинансирование за счет бюджета до 25–30% от стоимости установок. Но есть особенности. C точки зрения интеграции в общую энергосистему наиболее выгодно, чтобы домохозяйство самостоятельно потребило максимальный объем энергии модулей (self-consumption), что конфликтует со схемой «зеленого тарифа», которая, наоборот, стимулирует направлять выработку на продажу.

Наиболее гибкое решение можно подсмотреть у британского регулятора OFGEM, который с 2008 года использует схему с двумя счетчиками: первый — на самой солнечной установке, второй — на вводе в дом. Это позволяет разделить поддержку: домохозяйство получает «зеленый тариф» за выработку модулей для собственных нужд и более низкий «экспортный тариф» на продажу.

Подобные схемы «тонкой настройки» были запущены и в Германии, что параллельно дало толчок развитию рынка домашних накопителей — более 200 тыс. установок на 2019 год. Появились новые игроки — операторы виртуальных электростанций (Virtual Power Plants) и распределенных энергоресурсов, которые дополнительно монетизируют агрегированную мощность десятков тысяч микроустановок не только на рынке электроэнергии, но и на рынках управления пиковым спросом (demand response) и системных услуг, что косвенно позволяет обеспечить интеграцию в сети большего количества магистральных ВИЭ.

Как видно из мирового опыта, при грамотном подходе микрогенерация может помочь в решении и смежных задач в масштабах энергосистемы. Россия — не исключение. Например, размещение 100 тыс. крышных солнечных установок с бытовыми накопителями и их интеграцией в demand response могло бы стать более дешевым способом ликвидации сезонного дефицита мощностей в курортной зоне черноморского побережья, чем строительство новых ТЭС. Это могло бы помочь и в разгрузке электросетей, ведь перегрузки возникают только в жаркие дни, когда крышные панели работают по полной.

Сергей Роженко, замдиректора практики по работе с компаниями сектора энергетики КПМГ

Каковы перспективы у домашней зеленой генерации в России

Читать далее

Россия в числе лидеров по переходу на солнечную энергетику в СНГ

Россия вошла в число лидеров по переходу на солнечную энергетику в СНГ. К такому выводу пришли аналитики компании Neosun Energy, оценив развитие солнечной энергетики в странах СНГ.

Уточняется, что специалисты изучили все коммерческие и крупные солнечные проекты на территории 11 стран участниц в период с 1 января 2010 по 1 сентября 2020 года.

Эксперты пришли к выводу, что мощность солнечных электростанций, построенных в странах содружества за 10 лет достигла 7 ГВт 623 МВт. В число лидеров вошла Россия (1,5 ГВт), уступив первую строчку лишь Украине (5 ГВт 37 МВт). На третьем месте Республика Казахстан (839 МВт.).

Причина столь значительного отрыва Украины от остальных стран СНГ кроется в реализации программы «Зеленый тариф», которая позволяет частным и юридическим лицам продавать излишки, выработанной солнечными электростанциями энергии, государству.

Аналитики уточняют: драйвером роста рынка солнечной энергетики в СНГ является не только государственное субсидирование. Например, в России и Казахстане стимулами являются необходимость решения проблемы энергодефицита в регионах и высокие тарифы на электроэнергию для юридических лиц.

«За последние 10 лет средний ежегодный прирост установленных мощностей солнечных электростанций в мире составил почти 35%. По нашим оценкам в ближайшие несколько лет эта тенденция продолжится за счет еще более активного перехода на СЭС по всему миру. В том числе и странами СНГ. Эти страны обладают достаточно большим объемом солнечной инсоляции, что делает переход на использование солнечных электростанций более выгодным, благодаря более быстрой по сравнению со строительством новых ТЭС, ГЭС и АЭС окупаемости», — подчеркнул генеральный директор Neosun Energy Илья Лихов.

#энергетика

#новости_энергетики

 

Как подключить зеленый тариф? / Еко систем. Сайт альтернативных источников энергии

“Зелёный” тариф для домохозяйств

Наша компания возьмет на себя все тягости подключения “Зелёного тарифа”, благодаря чему вы сможете экономить на оплате за электричество, и более чем на 50% обеспечите свой дом экологической энергией! Кроме того, вы получите уникальную возможность реализовывать избыток энергии в сеть и получать от этого прибыль!

 

 

Зеленый тариф – специальный тариф, по которому государство закупает электроэнергию у частных лиц, сгенерированную солнечными и ветровыми электростанциями. Максимальная мощность частной электростанции не должна превышать 30 кВт. Для получения “зеленого” тарифа нужно получать лицензию и другие разрешительные документы.

 

Для подключения “Зеленого” тарифа необходимо пройти следующие этапы:

1. Монтаж солнечных батарей та сетевого инвертора общей выходной мощностью до 30 киловатт.
2. Подача заявления, схемы подключения и сертификатов на оборудование к энергоснабжающей компании.
3. Установка счетчика для замеров встречных потоков потребленной/выработанной электроэнергии.
4. Заключение договора.
5. В соответствии с нормами, установленными ЗУ «Об электроэнергетике», потребитель имеет право получать коммерческую выгоду – продавать электрическую энергию в объемах, превышающих месячные нормы потребления электроэнергии, установленные для частных домохозяйств в рамках так называемого “зеленого” тарифа.
                                    

СХЕМА подключение к электросетям

1.

Солнечная энергия, преобразованая инвертором направляется в общую сеть.

2. Мощности из общей сети используются домохозяйством по собственному усмотрению.

3. Для учета электроэнергии используется двунаправленный интервальный счетчик. Данный прибор отдельно учитывает объем отпущенной и полученной электрической энергии. Также может учитываться сальдо между отпущенным и полученным электричеством.

4. Разница оплачивается по стоимости, установленной “зеленым” тарифом.

         

  

 

           Часто задаваемые вопросы о «зеленом тарифе».

1. Что такое «зеленый тариф»? 

“Зеленый тариф” – установленный государством повышенный тариф за электроэнергию, вырабатываемую частными солнечными и ветровыми электростанциями.

2. Какую максимальную мощность можно установить частным домохозяйством?

По состоянию на 2016 год, действующим законодательством повышен лимит мощности солнечной электростанции до 30 кВт для частных лиц.

3. Можно разместить солнечные батареи на придомовой территории?

Можно, в случае расположения хотя бы нескольких модулей на крыше домохозяйства.

4. Из чего состоит система для подключения зеленого тарифа?

Солнечные панели, сетевой инвертор и двунаправленный счетчик.

5. Сколько времени необходимо для согласования документации?

В каждом случае – дело индивидуальное. Обычно от 14 дней до 2-х месяцев

6. Что следует сначала делать: оформлять документы или монтировать электростанцию?

Первый шаг – это монтаж электростанции, позже подаются документы в РЭС

7. Можно ли использовать электроэнергию для своих нужд и излишки продавать в сеть?

Можно, однако для этого необходимо дополнительно установить аккумуляторные батареи и гибридный инвертор.

8. Какой размер зеленого тарифа для солнечной электростанции и действие во времени?

В случае введения в эксплуатацию электростанции в 2018 году, стоимость 1 кВт – 18 евроцентов.

Зеленый тариф действителен до 2030 года.

9. Сколько кВт в год выработает электростанция мощностью 10 кВт?

В зависимости от региона расположения – от 11 000 кВт до 16 000 кВт в год

10. За сколько лет мне это окупится?

В каждом случае окупаемость разная. Обычно 5-6 лет. Обращаем внимание на то, что оплачивается разница между потребленной и выработанной электроэнергией!

Зеленый тариф в России

Физические лица и небольшие предприятия, на которых установлены солнечные электростанции и ветряки, смогут продавать излишки энергии государству.

Заместитель Председателя Правительства Аркадий Дворкович дал поручение профильным ведомствам, направленное на стимулирование развития микрогенерации на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ), сообщается на сайте правительства.

“Минэнерго России (А.В.Новаку), Минэкономразвития России (М.С.Орешкину) и ФАС России (И.Ю.Артемьеву) при участии заинтересованных организаций до 1 апреля 2017 года представить для утверждения в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по стимулированию развития микрогенерации ВИЭ, установленной у потребителей (включая физических лиц)” – говориться в сообщении.

При подготовке плана Министерства и ведомства должны исходить из следующего:
– под микрогенерацией ВИЭ понимать генерирующие объекты с установленной мощностью до 15 кВт;
– исключить из рассмотрения многоквартирные дома;
– установка двухсторонних приборов учёта электрической энергии, обеспечивающих раздельный почасовой учёт, и автоматики осуществляется за счёт заявителя;

– в случае отсутствия необходимости изменения существующего технологического присоединения к электрической сети применяется уведомительный порядок ввода оборудования в эксплуатацию с необходимостью регистрации в установленном порядке реверсивного прибора учёта. Для иных случаев выдачи (поставки) излишков электрической энергии, производимой для собственных нужд своего домохозяйства, устанавливается упрощённый порядок технологического присоединения к электрическим сетям и ввода объекта в эксплуатацию;
– устанавливается обязательность покупки гарантирующим поставщиком энергии, вырабатываемой микрогенерацией ВИЭ;
– цена купли-продажи равна средневзвешенной нерегулируемой цене на электрическую энергию на оптовом рынке;
– доход физического лица, полученный в результате реализации излишков электрической энергии, производимой для собственных нужд своего домохозяйства, не подлежит налогообложению.

Данное поручение президент России Владимир Путин утвердил по итогам заседания Государственного совета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений», состоявшегося 27 декабря 2016 года.

В мире существуют две основные схемы поддержки микрогенерации за счет ВИЭ: взаимозачет электроэнергии (net metering) и зеленый тариф (feed-in tariff). Взаимозачет предполагает, что в ветреные или солнечные часы владелец микрогенерирующей установки поставляет в сеть излишки электроэнергии, которые он не может потребить сам, а в безветренные или ночные часы потребляет электроэнергию из сети в зачет поставленных ранее объемов. Если по итогам расчетного периода (чаще всего месяца) такой участник распределенной генерации потребил больше электроэнергии, чем поставил, то он компенсирует разницу по обычному тарифу. Если наоборот, то он может использовать образовавшийся излишек в последующих периодах или даже получить выплаты от энергокомпании, если они предусмотрены. При использовании взаимозачета требуется лишь один счетчик, который будет показывать разницу между объемами взятой и поставленной в сеть электроэнергии. Зеленый тариф позволяет владельцам микрогенерирующих установок получать компенсацию за поставленную в сеть электроэнергию, превышающую розничный тариф, однако по мере роста числа владельцев таких установок размеры зеленого тарифа обычно снижаются и в конечном счете сравниваются с розничным тарифом. Такая схема требует установки двух отдельных счетчиков.

Судя по тексту поручения, в России будет введена схема взаимозачета электроэнергии. С точки зрения потенциального участника микрогенерации, более выгодным было бы введение зеленого тарифа. Поручение исключает поддержку микрогенерации в многоквартирных домах; также микрогенерация ограничена установленной мощностью в 15 кВт, а значит, за пределами этого понятия окажутся установки фермерских хозяйств и малых предприятий с большей мощностью. Такие хозяйства и предприятия по-прежнему смогут пользоваться автономной генерацией или устанавливать системы мощностью 15 кВт, а недостающие объемы потреблять из сети. Теоретически они также могут стать участниками розничного рынка электроэнергии и мощности, но практически они вряд ли справятся со сложными требованиями, предъявляемыми к таким участникам. В любом случае даже введение взаимозачета с ограничением установленной мощности на уровне 15 кВт может стать большим достижением.

Источники: ЭнергоСовет – портал по энергосбережению; газета Ведомости.

Как оформить зеленый тариф для юридических лиц и предприятий

Благодаря государственной программе «Зеленый тариф» в последние несколько лет в Украине стремительно начал развиваться новый вид бизнеса и инвестирования — строительство коммерческих солнечных станций. Солнечные станции, попадающие под действие зеленого тарифа для предприятий начинаются с мощности более 30 кВт, и могут доходить до сотен МВт. Отличительной особенностью промышленного зеленого тарифа, от тарифа для физических лиц, является то что предприниматель продает в общую энергосеть всю электроэнергию, произведенную его солнечной станцией. Что способствует быстрому сроку окупаемости вложенных инвестиций и стабильному заработку в будущем.

Получить зеленый тариф для юридических лиц не совсем простая задача, но вполне осуществимая. Доказательство этому можно уже видеть на карте Украины, где каждый месяц появляться новые промышленные солнечные станции. В связи с нюансами оформления промышленного зеленого тарифа, мы считаем, что экономически целесообразно строить сетевые солнечные станции юридическим лицам мощностью от 100 кВт. Станции малой мощности мы предлагаем проектировать с расчетом на собственное потребления объекта в дневное время.

Наша компания готова проконсультировать вас в юридических вопросах. А также мы сделаем проект и предпроект вашей солнечной станции.

Обратите внимание! Предпроект солнечной электростанции для промышленной генерации наша фирма подготовит для вас, при условии предоставления нам кадастрового номера участка для строительства (код назначения земли необходим 14.01 — для размещения, строительства, эксплуатации и обслуживания зданий и сооружений объектов энергогенерирующих предприятий, учрежде­ний и организаций) и технических условий на увеличение или подключения электроэнергии. До предоставления этой информации мы можем только примерно назвать удельную цену за 1кВт и посчитать сколько мощности можно расположить на предполагаемом участке строительства.

  • Наземные солнечные электростанции  — 0,1233 $/кВт-ч;
  • Крышные солнечные электростанции — 0,1233 $/кВт-ч

Стоимость выкупа электроэнергии по условия зеленого тарифа зафиксирована в евро. Ежеквартально происходит пересчет стоимости выкупа в национальной валюте в зависимости от колебания курса евро/гривна. 

 

Как получить зеленый тариф для предприятий

 

Источник —IFC, актуальная информация про зеленый тариф для юридических лиц на сайте Державне агентство з енергоефективності та енергозбереження.

Список законов и нормативных актов помогающих расчитать стоимость и время на увеличение мощности, а так же разобраться и оформить зеленый тариф для юридических лиц.

Бизнес Суркисов: почему домашние СЭС остались без “зеленого” тарифа? Разбор. ТЭК, Экономика

В трех областях Украины владельцам домашних солнечных электростанций не выплачивают “зеленый” тариф. Кто виноват?

23 января глава энергокомитета Верховной Рады Андрей Герус сообщил, что некоторые владельцы домашних солнечных электростанций в Украине не получают выплаты от местных “облэнерго” по “зеленому” тарифу.

Как удалось выяснить LIGA.net, проблема пока наблюдается в Западном регионе. В Тернопольской и Ивано-Франковской областях владельцы домашних СЭС еще с октября бесплатно отпускают электроэнергию в энергосеть. Во Львовской области – “зеленый тариф” не выплачивают с декабря.

В чем проблема и кто в этом виноват?

“Зеленый” тариф – государственная дотация для производителей электроэнергии из возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Для домохозяйств и юридических лиц схема дотации разная. Коммерческим компаниям “зеленый” тариф выплачивает ГП “Гарантированный покупатель” – как единственный покупатель “чистой” электроэнергии у бизнеса. Домохозяйствам же тариф достается от местных облэнерго – так называемых “Поставщиков универсальных услуг” (ПУП), специальность которых – прием и поставка электроэнергии.

По этой схеме вся возобновляемая электроэнергия в стране дотируется за счет государства, поскольку расходы облэнерго и частично ГП – компенсируются госкомпанией Укрэнерго. Сумма компенсации заложена в ее тариф на передачу электроэнергии.

“Ми поверили – государство же гарантирует”

С конца января в профильных пабликах в Facebook владельцы домашних СЭС активно обсуждают проблему с выплатой “зеленого” тарифа. Как оказалось, не платят производителям только в трех областях: Тернопольской, Ивано-Франковской и Львовской, где у местных “Поставщиков универсальных услуг” якобы нет денег.

Нажмите на изображение, чтобы увеличить

Предупреждение ООО Львовэнергосбыт клиентов о приостановке выплат по “зеленому” тарифу

“Сейчас облэнерго рассылают дополнительное соглашение, где указано, что деньги по тарифу будут выплачены только после, того как Укрэнерго с ними рассчитается. За декабрь со мной еще не рассчитались”, – рассказал корреспонденту LIGA. net Артур Гроссман, житель города Буск в Львовской области. 

Его семья владеет небольшой солнечной электростанцией на 30 кВт. “Мы поверили, подписали договор (с “облэнерго” о присоединении к электросетям и подключении СЭС.- Ред.) – государство же гарантирует. Суммы небольшие – 5000 – 10 000 грн (в месяц. – Ред.), хотя все зависит от потребления. Зимой можно вообще ничего не получить”, – говорит он.

Аналогичную ситуацию описывает и Андрей Иванюк из Ивано-Франковска. По его словам, домохозяйствам и юридическим лицам “в последний раз платили в октябре”. “По юр. лицам – пришло  дополнительное соглашение от “Гарантированного покупателя” (ГП), где указано, что 60% долга выплатят в феврале и еще 40% – в марте. Подписал”, – рассказал он корреспонденту LIGA.net.

Схожая проблема и в Тернопольской области, отмечает Герус. “На днях ко мне обратился житель Тернопольской области, который установил домашнюю СЭС мощностью до 30 кВт. Оказывается, последний платеж за произведенную электроэнергию домашними СЭС в Тернопольской области был еще за сентябрь (в октябре. – Ред.)”, – написал он в Facebook.

Эта тенденция, отмечает Герус, не касается крупных “зеленых” электростанций. “Крупные промышленные, уровень оплаты: октябрь – 100%; ноябрь – 80%; декабрь – 30%; январь – 40%;  Мелкие домашние, уровень оплаты в Тернопольской области: октябрь – 0%; ноябрь – 0%; декабрь – 0% январь – 0%”, – уточнил Герус.

Проблемы наблюдаются в областях, где энергетику курируют компании, связанные с Игорем и Григорием Суркисами. Львов- и Прикарпатьеоблэнерго владеют Суркисы и неформальная группа “Приват” Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова. Но у Суркисов там оперативное управление.

С Тернопольоблэнерго сложнее. Контрольный пакет акций принадлежит государству, миноритарии – компании Игоря Коломойского и Константина Григоришина. Но к управлению до недавнего времени имели отношение и Суркисы. До сентбря прошлого года наблюдательный совет Тернопольоблэнерго возглавлял Александр Сагура – директор фирмы Укрэнергоконсалтинг, которая управляет активами Суркисов в энергетике. Тернопольоблэнерго до сих пор значится партнером Укрэнергоконсалтинга на его сайте.

Где деньги?

Герус винит во всем госкомпанию Укрэнерго. Облэнерго якобы не выплачивают “зеленый” тариф домохозяйствам из-за задолженности системного оператора перед ними в рамках компенсации за поддержку возобновляемой энергетики.

“За сентябрь расчеты с ПУПами были проведены Укрэнерго только на 58%, расчет с ПУПами за указанную услугу, начиная с октября 2019 года, Укрэнерго не осуществляла вообще”, – говорится в его депутатском запросе к Укрэнерго, опубликованном в Facebook.

В Укрэнерго признают, что не платят, но корень проблемы – в регуляторных правилах энергосистемы. По данным компании, в рамках своих обязательств оператор энергорынка должен выплатить облэнерго 774 млн грн, хотя в его тариф на передачу заложено на эту услугу всего 137 млн грн.

Суммарный долг перед ПУПами в Укрэнерго оценили в 289 млн грн – на 10 млн грн меньше, чем долг облэнерго перед  госкомпанией.

“Мы смогли выплатить 485 млн, что и так в три раза больше, чем предусмотрено в тарифе на передачу электроэнергии. В условиях дефицита средств госкомпании (в почти 2,5 млрд грн), мы заплатили 354% от того источника, что мы имели”, – заявил и.о. руководителя Укрэнерго Всеволод Ковальчук на пресс-конференции 23 декабря.

Тенденции “домашнего” рынка

Не исключено, что проблема в трех областях страны станет глобальной. Тем более что доля домашних СЭС в энергосистеме постоянно растет, а вместе с ней  – и объемы выплат.

По данным Госэнергоэфективности, к концу 2019 года суммарная мощность домашних СЭС составляла 400 МВт. Это на 61% больше, чем годом ранее, и на 81,3% – чем в 2017 году. Лидерами в этой сфере на первый квартал 2019-го были Днепропетровская (25 МВт), Тернопольская (21 МВт) и Киевская (15 МВт) области.

С такими темпами домашние электростанции могут столкнуться с той же проблемой, что и бизнес, ощущающий дефицит выплат уже давно. Для сравнения, на 20 января “Гарантированный покупатель” еще не полностью рассчитался с юрлицами за ноябрь. Свой долг в ГП оценивает в 354 млн грн, из 1,7 млрд грн насчитанных.

Когда “пострадавшим” владельцам домашних СЭС стоит ждать выплат? По словам Ковальчука, эту проблему должна решить Нацкоммиссия по тарифам (НКРЭКУ), определив для госкомпании источник для компенсации.

Ближайший пересмотр ее тарифа запланирован лишь на апрель 2020 года, отмечают в Укрэнрего.

Планирует ли регулятор пересматривать тариф системного оператор досрочно – пока неизвестно. К моменту публикации материала, НКРЭКУ так и не ответила на запрос LIGA.net.

Если Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Налогообложение домашних солнечных станций: сколько надо платить и как

Истории

21 февраля 2018, 09:53

Налогообложение домашних солнечных станций: сколько надо платить и как

«Зеленый» тариф является одним из самых действенных стимулов перехода домохозяйств на возобновляемые источники энергии. Наиболее в Украине популярны солнечные станции. Так, по данным, Кабмина, всего в стране установлено более 3000 бытовых солнечных станций, 2000 из которых были подключены в 2017 году.

«Зеленый» тариф для домохозяйств, подключивших свои солнечных станции (мощностью до 30 кВт) с 2017 по 2019 гг. составляет 18 евроцентов.

Сколько платят и куда начисляют

“Зеленый” тариф каждого квартала обновляется в соответствии с изменением курса евро. В первом квартале 2018 стоимость “зеленого” тарифа для солнечных электростанций частных домохозяйств составит 587,05 коп/кВт * ч (до налогообложения).

Платит за произведенную домохозяйством «зеленую» энергию энергопоставщик (облэнерго), с которым домохозяйство заключает договор купли-продажи электроэнергии после установки электростанции. Оплата начисляется на счет, который владелец СЭС самостоятельно открывает в выбранном банке и указывает в договоре купли-продажи электроэнергии.

Сколько и как отчисляют

Денежная сумма, полученная бытовым потребителем от продажи электрической энергии, облагается налогом на общих основаниях. Ставка налога на доходы физических лиц составляет 18% и ставка военного сбора 1,5 %, то есть, суммарно 19,5%.

Налог этот оплачивать самостоятельно не нужно. Энергопоставщик, являясь налоговым агентом, насчитывает средства с учетом налогов, которые владелец должен был оплатить. То есть, на счет будет сразу начисляться сумма на 19,5% меньше.

Если у вас солнечная станция на 10 кВт…

Предположим, что 10-киловаттная солнечная станция сгенерировала за год 11000 кВт-ч электроэнергии. Собственное потребление за год составило 3000 кВт-ч (250 кВт-ч в месяц).

 «Зеленый» тариф выплачивается только на избыточную энергию, то есть 11 000–3000 = 8000 кВт-ч элекроэнергии по цене 0,18 евро на сумму 1440 евро.

 Из этой суммы будет снято 19,5% налогов, и на счет физлица-владельца СЭС помесячно за этот год будет начислена сумма эквивалентная 1159,2 евро в гривнах.

Читайте самые интересные истории ЭлектроВестей в Telegram и Viber

Переживет ли Россия приближающийся энергетический переход?

Возникает новая глобальная энергетическая реальность. Эра углеводородов, которая подтолкнула человечество через вторую стадию промышленной революции, за пределы угля и в космос, подходит к концу. Каменный век закончился не потому, что у нас закончились камни. То же самое с нефтью и газом.

Теперь мы вступили в эру возобновляемых источников энергии, когда электричество с нулевым уровнем выбросов генерируется за счет почти неограниченных поступлений (солнечное излучение, ветер, приливы, водород и, в конечном итоге, дейтерий).Ультрасовременные интеллектуальные электрические сети, хранилища коммунальных услуг и беспилотные электромобили, питаемые всем, от литий-ионных аккумуляторов до водородных топливных элементов, являются важнейшими элементами этого исторического перехода к энергетике.

Каждая из этих технологических тенденций вытеснит спрос на основной источник доходов бюджета России: ископаемое топливо.

Переход будет иметь серьезные последствия для лидеров статус-кво углеводородной эпохи: от Москвы до Каракаса и от Тегерана до Эр-Рияда. Российская Федерация, которая сегодня является крупнейшим в мире экспортером газа и вторым по величине производителем нефти, является одним из таких игроков, который должен «адаптироваться или умереть» в течение следующих 15-20 лет. Действительно, Россия получает 40% своих доходов от продажи нефти и газа, что делает ее де-факто нефтегазовым государством. Он и другие страны, зависящие от доходов от углеводородов, должны принять свою новую реальность и решительно отреагировать, если они надеются выжить в эпоху возобновляемых источников энергии.

Это означает, что нынешняя стратегия Кремля по повороту на Восток в сторону энергоемких азиатских рынков – как мы видим на примере их газопровода «Сила Сибири» в Китай и трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) в большую часть Азиатско-Тихоокеанского региона – близорука. Лучший.Поскольку Китай присоединяется к развитым странам и пытается сократить выбросы, он ограничит импорт российских углеводородов.

Даже Германия, которая принимает на себя спорный российский газовый мегапроект «Северный поток-2», уже заявила, что закупки российского газа начнут снижаться через 10 лет в соответствии с ее национальной программой трансформации энергетики. Так называемая политика Energiewende направлена ​​на сокращение выбросов парниковых газов (ПГ) примерно на 40% к 2020 году, на 55% к 2030 году и до 95% в 2050 году по сравнению с уровнями 1990 года.Это не сочетается с увеличением импорта ископаемого топлива из России.

Надвигающийся энергетический переход

По лучшим оценкам отрасли, мировой пик спроса на углеводороды приходится на период с 2030 по 2040 год, после чего мы станем свидетелями резкого сокращения потребностей в нефти и газе. В Европе, являющейся основным экспортным рынком углеводородов России, пик спроса на ископаемое топливо уже позади.

Евростат 2018

Как мы уже видели в Европе, спрос на углеводороды будет определяться снижением затрат на возобновляемые источники энергии, государственной политикой, новыми технологиями и изменениями в стратегиях компаний по подготовке к новой энергетической эре. Соответственно последуют структурные изменения в предложении ископаемого топлива, спросе, структуре энергопотребления и ценах.

Автомобили с двигателем внутреннего сгорания, на которые приходится более 50% мирового спроса на нефть, ежегодно уступают долю рынка электромобилям (электромобилям). В 2017 году на долю электромобилей приходилось 1,3% мирового автомобильного рынка – по сравнению с 0,8% в 2016 году. Прошлый год стал первым годом, когда было продано более 1 миллиона единиц электромобилей. Падение затрат на технологию аккумуляторов в сочетании с возобновляемыми источниками энергии, такими как солнечная и ветровая, привело к конкурентоспособной по стоимости выработке электроэнергии в диапазоне от 20 до 40 кВт / ч на основе LCOE (приведенной стоимости электроэнергии), что позволило уравнять их. с установками на природном газе с комбинированным циклом и даже , опередив атомных электростанций.

Согласно исследованию Wood Mackenzie, к 2035 году около 20% мировых потребностей в электроэнергии будет удовлетворяться за счет солнечной или ветровой энергии, что вытеснит потребность в газе, эквивалентную примерно 100 миллиардам кубических футов в день. К 2040 году спрос на нефть за счет электромобилей (электромобилей) удвоится и составит почти 6 миллионов баррелей в день. Стоит отметить, что с 2010 года затраты на солнечную фотоэлектрическую энергию упали на 80%, в то время как в то же время более зрелые технологии, такие как береговая ветровая энергия, снизили затраты примерно на 30%.

Wood Mackenzie также прогнозирует, что после 2035 года растущее внедрение возобновляемых источников энергии и электрифицированного транспорта сделает их выбором по умолчанию во многих энергетических системах по всему миру.В самом деле, половина всех новых электростанций, построенных в мире, будет либо солнечной, либо ветровой, либо комбинированной с накоплением энергии. Вдобавок к этому 50% всех дополнительных миль, пройденных по дороге, будут использоваться электромобилем. Слияние других технологий, таких как автономное и совместное вождение, ускорит этот быстрый рост.

Сегодняшние энергетические проблемы России

Даже в отсутствие надвигающегося энергетического перехода Россия страдает от ряда серьезных угроз, вызванных глобальными тенденциями в производстве энергии. Увеличение мировых запасов углеводородов, нефтегазовый бум, вызванный сланцевым штормом в Америке, и падение спроса на энергоносители в странах ОЭСР оказывают сильное давление на экономику ископаемого топлива в России.

Необузданная коррупция, экономические санкции из-за войны с Украиной 2014 года, сокращение населения, относительно низкая продолжительность жизни, недостаточные инвестиции в исследования и разработки (НИОКР) и рост внутренних цен на основные товары представляют собой серьезные проблемы для экономической устойчивости России.

Среди решений этих проблем может быть глубокая правительственная реформа, которая будет включать улучшение инвестиционного климата за счет укрепления верховенства закона; обуздание коррумпированных и властных правоохранительных органов; благоприятная среда для малого и среднего бизнеса; развитие туризма; процветание инноваций и венчурного капитализма; и дальнейшее развитие сельского хозяйства.

Но поскольку администрация Путина не проявляет интереса к таким реформам, следующее поколение российского руководства должно будет добиться всего этого – или возглавить дальнейший упадок своей страны.

Говорят, что Россия никогда не бывает такой сильной, как кажется, или слабой, как кажется. Конец “углеводородной эры” станет серьезным испытанием для России.

Джеймс Грант участвовал в написании этой статьи

млрд долл. IntelliNews – Россия готовится к зеленой энергии и проблемам, связанным с расходами на углерод

На этой неделе Минэкономразвития России и местные власти на Дальневосточном острове Сахалин предложили наложить штрафы в размере 150-2000 рублей (2-25 долларов США) за тонну на компании, которые превышают предложенные новые квоты на выбросы парниковых газов (ПГ).

На этом богатом углеводородами острове находятся крупные месторождения газа, а также первый в стране завод по производству сжиженного природного газа. Штрафы являются частью стремления Кремля начать борьбу с климатическим кризисом и выполнить свои обязательства по Парижскому соглашению, ратифицированному в 2019 году.

Россию критиковали за то, что она медленно решает проблему выбросов парниковых газов, но ситуация начала быстро меняться, в первую очередь за счет ведущих корпораций, но теперь в игру вступает правительство.

Предлагаемые правила являются частью законопроекта о выбросах парниковых газов в Дальневосточном регионе, который сейчас находится на одобрении правительства в Москве, и представляют собой первый шаг в решении сложной проблемы установления цены на выбросы углерода.

Череда масштабных экологических катастроф в 2020 году и растущее осознание того, что в России тает вечная мерзлота, поставили климатический кризис в повестку дня российской политики, и Кремль принимает ответные меры.В последние месяцы общественное обсуждение рисков, связанных с более строгими требованиями к раскрытию экологической информации, ускорилось, и штат готовится принять законы.

В то же время растущий призыв широкой общественности к устойчивым, а также прибыльным инвестициям и запреты владеть акциями «грязных» компаний с плохими экологическими, социальными и управленческими оценками (ESG) заставили некоторых российских домохозяйств, чтобы запустить внутренние стратегии устойчивого развития и инвестировать миллиарды долларов в очистку, которая ничего не добавит к их чистой прибыли.

И риски бездействия растут. На этой неделе инвестиционный банк ВТБ Капитал (VTBC) в записке утверждал, что Россия уже миновала «пик добычи нефти» в 2019 году, поскольку опасения по поводу ESG не позволят нарастить добычу до прежних уровней после того, как коронакризис полностью исчезнет. Россия произвела рекордно высокий уровень добычи в 11,4 млн баррелей в сутки в декабре 2018 года, но, поскольку цены на нефть резко упали в 2014 году, она присоединилась к сделке ОПЕК +, чтобы ограничить добычу и удержать цены.Добыча нефти упала до минимума в 9,2 млн баррелей в сутки в июне прошлого года и с тех пор восстановилась до 10,2 млн баррелей в сутки, но некоторые аналитики говорят, что в дальнейшем она не будет расти. Сделка ОПЕК + скоро истечет, как только спрос вернется в посткризисный период, но аналитики VTBC утверждают, что даже когда оковы будут сброшены, добыча в России будет продолжать снижаться, поскольку мир все больше обращается к альтернативным источникам энергии.

Но меч, который может пронзить российский энергетический бизнес, – это новая Зеленая сделка ЕС, которая обещает сделать торговый клуб углеродно-нейтральным к 2050 году. Частью этой программы является введение налога на выбросы углерода для производителей «грязных» товаров – компаний с высокими выбросами CO2 или просто низкими оценками ESG.

Сейчас правительство начинает принимать меры. В прошлом году государство представило национальную стратегию борьбы с выбросами, а в январе этого года заместитель премьер-министра и экс-министр энергетики Александр Новак объявил, что в этом году начнется реализация стратегии по сокращению выбросов парниковых газов.

Перестановки в мини-правительстве в 2020 году и продвижение Новака на пост вице-премьера рассматривались как ответ на «зеленые» вызовы, с которыми энергетический сектор России столкнется на международной арене в отношениях с Европейским союзом и администрацией страны. Президент США Джо Байден. Другой ветеран-реформатор, Анатолий Чубайс, получил роль «климатического царя» и фактически улучшил ситуацию с ESG у себя дома.

Кроме того, в марте Центральный банк России (ЦБ РФ) объявил о своем намерении использовать баллы ESG для расчета нормативов банковских резервов. Национальная система зеленой сертификации также находится в разработке среди многих других инициатив.

Правительство принимает эстафету, но до сих пор движение по внедрению этики ESG возглавлялось ведущими корпорациями России после того, как крупные скандинавские государственные пенсионные фонды начали запрещать инвестирование в свои акции из-за плохих оценок ESG.

Коммунальные услуги на первой линии

Энергетический сектор России особенно уязвим для экологических проблем, и на производство электроэнергии приходится чуть менее половины всех выбросов CO2 в России. Фонари Klieg все больше ориентируются на сектор и приводят его в приемлемую для выбросов форму, прежде чем все эти проблемы станут реальной проблемой.

На данный момент единственная российская энергокомпания, которая решила эту проблему, – это Энел Россия, которая в прошлом году продала свою угольную Рефтинскую, на которую приходилось около трети ее выработки электроэнергии, и начала инвестировать значительные средства в возобновляемые источники энергии. энергия. Большинство других коммунальных предприятий не добились больших успехов в своей деятельности.

И часть предложений, которые предлагаются в настоящее время, вынуждают компании раскрывать долю своих доходов, приходящуюся на угольную генерацию; в настоящее время ни одна из коммунальных компаний не сообщает, сколько они зарабатывают на электроэнергии, вырабатываемой при сжигании угля, за исключением Enel, которая в настоящее время сообщает нулевой уровень.

В Скандинавии инвесторы ввели 5-процентный порог для коммунальных услуг, выше которого им не разрешается инвестировать. По оценкам инвестиционного банка, немногие российские электроэнергетические компании смогут преодолеть это препятствие, а несколько крупных коммунальных компаний, таких как ОГК2, РусГидро и Unipor, получают не менее четверти своей выручки от угольных электростанций. Если бы в России был введен 5-процентный порог, то из этих компаний ушло бы много инвесторов.

«Для российских коммунальных предприятий мы считаем, что в настоящее время опасность оттока денежных средств, связанных с установлением цен на выбросы углерода, неактуальна; однако это вполне может стать предварительным платежом, который должен быть отражен в соответствии с правилами МСФО », – отмечают в недавнем отчете аналитики VTBC Владимир Скляр и Анастасия Тихонова. «За последние 12 месяцев мы стали свидетелями растущего числа призывов к тому, чтобы раскрытие информации, связанной с климатом, стало обязательной частью отчетности и аудита публичных компаний.Поддержка таких потребностей обеспечивается наиболее значительными управляющими активами и ключевыми регулирующими органами ».

Проблема, которую пытаются решить аналитики, заключается в том, какова будет стоимость углерода. Наиболее заметные из предложений, представленных в настоящее время, отражают возможные расходы на закупку углерода, будь то по преобладающей цене на CO2 или расходы, необходимые для достижения целей Парижского соглашения. И неопределенность этих цен велика.

«По нашим оценкам, такие затраты могут устранить 9–100% EBITDA российских электроэнергетических компаний, что приведет к сокращению выплаты дивидендов на 35%, в зависимости от используемого ориентира цены на выбросы CO2», – говорится в сообщении VTBC. «Мы пришли к выводу, что такие внешние затраты необходимо учитывать при принятии инвестиционных решений, учитывая 30-50-летнюю продолжительность капиталоемких проектов в этом секторе. До сих пор мы видели такую ​​заботу со стороны Enel, к которому недавно присоединилась Unipro, обе компании руководствуются зеленой стратегией своих международных контролирующих акционеров.Аффилированные с государством коммунальные предприятия в целом остаются в стороне от рисков, связанных с расходами, связанными с климатом, в будущем », – заявили Скляр и Тихонова.

Россия и Париж

В недавней статье Bloomberg утверждалось, что Россия «отстает в глобальном стремлении к чистой энергии», но страна не так уж плохо справляется с сокращением выбросов, как сообщает агентство bne IntelliNews в статье «Стоимость углерода. .«Москва подписала Парижские договоренности в 2019 году и уверенно движется к достижению поставленных целей по сокращению выбросов.

По общему признанию, он установил себе низкую планку, поскольку предпочел снизить уровень выбросов углерода по сравнению с уровнями советской эпохи 1990 года, а не нормами Парижского соглашения 2005 года.

Снижение на 30% по сравнению с уровнем 1990 года позволит России производить 1 678 млн тонн CO2 в год, что лишь немного меньше, чем 1765 млн тонн CO2 в год, которые производились в 2017 году.Однако, если 2005 год будет установлен в качестве контрольного года, то России придется сократить выбросы CO2 на треть по сравнению с текущим уровнем, или на целые 550 мтCO2 / год.

Тем не менее, он уже добился значительных сокращений, но это произошло не из-за какой-либо экологически чистой политики, а просто потому, что энергетические и строительные компании инвестируют в новое, более эффективное оборудование, которое снижает выбросы в качестве побочного продукта для увеличения прибыли.Например, выбросы углерода в энергетическом секторе упали на 29% в период с 1970 по 2017 год, в то время как выбросы от строительства сейчас на колоссальные 56% меньше за тот же период. В дальнейшем задача будет более серьезной, поскольку в период с 2005 по 2017 год единственным сектором, в котором наблюдалось сокращение выбросов, была электроэнергетика, в то время как во всех других секторах выбросы снова начали расти на 3–21% по мере того, как Russia Inc. начала расти. сильно в годы бума нулевых.

Следующий шаг вверх

Энергетический сектор России только что подошел к концу очередного инвестиционного цикла, и по мере того, как потребности в капиталовложениях снижаются, большинство коммунальных предприятий накопили военные резервы и генерируют много свободных денежных средств.Энергетический сектор хорошо оборудован, чтобы при необходимости внести некоторые большие изменения. Все компании ищут новые пути роста.

«Несмотря на стабильную совокупную доходность 13,3% [свободных денежных средств], электроэнергетические компании остаются экономными плательщиками дивидендов, и мы ожидаем, что они будут иметь комбинированную дивидендную доходность 5,2% в 20-м финансовом году», – говорится в сообщении VTBC. «Каждая компания стремится к росту, а дивиденды второстепенны».

Частично проблема заключается в цене на углерод.Глава МВФ Кристалина Георгиева призвала установить цену на углерод, которая заставит компании выполнять цели Парижского соглашения, что, по словам аналитиков, приводит к стоимости в 75 долларов за тонну. ЕС также уже разработал руководящие принципы раскрытия информации о климате, но они еще не являются обязательными. И предлагаемые цены на углерод сильно различаются.

В Швеции самый высокий показатель – 133 доллара за тонну, в Лихтенштейне и Швейцарии – также более 100 долларов.Финляндия и Норвегия также имеют высокие цены – 72 и 57 долларов соответственно, но почти все остальные в ЕС предложили цены от 30 до 10 долларов, а еще 23 страны оценивают углерод ниже 10 долларов, при этом большинство назначает цену ниже 5 долларов. Из Новой Европы единственные страны, предлагающие цену, – это Словения (20 долларов), Латвия (10 долларов), Эстония (2,3 доллара), Казахстан (1,2 доллара) и Украина (0,4 доллара). Цена на выбросы углерода в мире составляет 11,1 долл. США за тонну.

Один из способов найти приемлемую цену на углерод – разрешить торговлю углеродом, которая позволит компаниям упростить процесс экологизации своего бизнеса.

«Правительство предполагает, что пилотный проект по торговле CO2 будет запущен на Сахалине (Дальний Восток России), чтобы достичь углеродной нейтральности для региона к 2025 году. Проект нацелен на торговлю единиц CO2, начиная с июля 2022 года, с продолжительностью пилотной фазы до 2025. Мы скептически относимся к появлению каких-либо значимых национальных цен на углерод до тех пор », – заявили Скляр и Тихонова.

Россия и другие страны будут вынуждены установить реальную цену на углерод.В настоящее время чуть менее четверти (23%) стран установили цену на выбросы углерода, и в какой-то момент страны, которые не сделали этого, будут рассматриваться как торговцы с использованием несправедливых конкурентных преимуществ и будут наказаны, вынуждая их устанавливать цену на свои выбросы. . Развивающиеся рынки пошли по этому пути уже в 90-х годах, когда США обозначили страны как «страны с нерыночной экономикой», поскольку в их производстве использовалась сильно заниженная или фактически бесплатная энергия благодаря пережиткам системы централизованного планирования и их обязанности защищать собственный рынок.

«Мы считаем, что отсутствие ценообразования на выбросы углерода в среднесрочной перспективе будет считаться неоправданным конкурентным преимуществом, что подтолкнет Россию к более активному рассмотрению вопроса о запуске системы торговли выбросами внутри страны», – говорится в сообщении VTBC.

Неопределенность ценообразования на углерод затрудняет прогнозирование будущих доходов коммунальных предприятий.Банк VTBC рассчитал EBITDA для крупнейших электроэнергетических компаний России по четырем сценариям ценообразования в диапазоне от 75 долл. США за тонну МВФ до 6,3 долл. США за тонну Китая и обнаружил, что в худшем случае расходы на выбросы углерода съедят всю EBITDA российских электроэнергетических компаний, за исключением гидроэнергетической компании. РусГидро, прибыль которого упадет до нуля.

Конечно, если эти затраты будут применены, компании просто перекладывают их на своих клиентов, но в Восточной Европе, где население все еще привыкло к советской традиции, когда государство бесплатно предоставляло электроэнергию и тепло, резкое повышение цен на коммунальные услуги является политически очень деликатная тема, как показал недавний опыт Украины, где правительство недавно «временно» снизило внутренние тарифы на коммунальные услуги, к большому огорчению МВФ. Опять же, разброс возможных повышений цен, основанный на стоимости углерода, очень велик.

«Наши расчеты показывают, что ценообразование на CO2 в России может привести к увеличению цены на электроэнергию для конечных потребителей на 6-70% в зависимости от выбранного уровня ценообразования», – сказали Скляр и Тихонова.

Премиум цены на зеленую энергию

Обратная сторона коммунальных предприятий, которые должны платить налог за выбросы парниковых газов, заключается в том, что коммунальные предприятия могут взимать надбавку за производство зеленой энергии.В настоящее время, в отличие от Украины, которая пережила цунами инвестиций в «зеленую» электроэнергию благодаря чрезвычайно щедрой тарифной политике в отношении «зеленой» энергии, только «Энел Россия» предприняла серьезную попытку инвестировать в возобновляемые источники энергии.

Однако это тоже начинает меняться, и это также обусловлено растущим интересом корпораций к оценкам ESG: с начала 2021 года полдюжины голубых фишек, которые также являются крупными потребителями энергии, активно ищут и переход на зеленые источники энергии. В список вошли производители удобрений «Шекиноазот» и «ФосАгро», нефтехимическая компания «Сибур», золотодобывающая компания «Полюс», крупнейший в России банк Сбербанк, международная компания по производству потребительских товаров Procter & Gamble и производитель алюминия «Русал».

«Хотя точные условия этих контрактов не разглашаются, по нашим оценкам, они заключаются с ценами на мощность по номиналу со среднерыночными и ценами на электроэнергию на сутки вперед плюс 2-5% надбавки к рынку, в зависимости от масштаба, продолжительность и сложность контракта », – говорится в сообщении VTBC.

Но это еще не все. Эти крупные потребители электроэнергии, которые предпочли использовать экологически чистые источники энергии, по-прежнему потребляют только около 87 млн ​​МВтч, или около 8,3% от общей выработки электроэнергии в России, но ожидается, что эта доля будет быстро расти в ближайшие годы.

Путин стремится привлечь иностранные инвестиции особыми льготами для проектов в области чистой энергетики

Особенности

Государственная налоговая программа поддерживает проекты возобновляемой энергетики до 2034 года

Чистая энергия поможет России снизить зависимость от нефти в условиях приближения налогов на границе ЕС

Москва – Россия рассматривает возможность предоставления особых преференций иностранным компаниям, желающим участвовать в совместных проектах по изменению климата и чистым технологиям, заявил 22 апреля президент Владимир Путин.

Не зарегистрированы?

Получайте ежедневные оповещения по электронной почте, заметки для подписчиков и персонализируйте свой опыт.

Зарегистрируйтесь сейчас

Выступая на саммите лидеров США по климату, он подтвердил «искреннюю заинтересованность России в активизации международного сотрудничества» в борьбе с изменением климата и решении других жизненно важных глобальных проблем.

«Россия готова представить ряд совместных проектов и рассмотреть потенциальные выгоды даже для иностранных компаний, которые хотели бы инвестировать в чистые технологии, в том числе в нашей стране», – сказал Путин.

Он не предоставил дополнительных подробностей по обсуждаемым стимулам.

Это добавит к государственной программе по возобновляемым источникам энергии, которая уже поддерживает зеленые проекты в России. Инициатива, которая недавно была продлена до 2034 года, направлена ​​на доведение возобновляемых источников энергии в структуре энергетики России до 4-5% с 2% в настоящее время.

Связанное содержание

США повышают климатические цели; ссылается на международную динамику рынка перед лицом политических разногласий

Китай ограничит рост спроса на уголь в 14-м пятилетнем плане и еще больше снизит в 15-м плане

Новое климатическое обещание Японии увеличить долю возобновляемых источников энергии и ядерной энергии в структуре энергетики до 2030 года

Преимущество улавливания углерода

В своем обращении Путин обратил внимание на преимущество России в улавливании углерода за счет обширных лесов и земель, которые уже привлекли таких компаний, как BP и Shell, к сотрудничеству с Россией над проектами возобновляемых источников энергии и лесонасаждений.

По оценкам правительства, абсорбционная способность страны составляет 2,5 миллиарда тонн эквивалента CO2 в год.

«Без преувеличения, Россия вносит гигантский вклад в поглощение глобальных выбросов, как наших, так и других», – сказал Путин.

Накануне российский лидер приказал создать «жесткую систему» ​​для контроля за сокращением и использованием выбросов углерода, что должно открыть путь для торговли углеродными кредитами.

Россия может принять закон о сокращении выбросов парниковых газов уже этой весной, что будет стимулировать компании вкладывать средства в экологические проекты для достижения целей Парижского климатического соглашения.

Закон поможет сократить выбросы до требуемых 70% с нынешних 50% по сравнению с уровнями 1990 года и создать нормативную базу для торговли углеродом.

Диверсификация энергетики

Замечания Путина прозвучали в то время, когда Россия продолжает диверсифицировать свою экономику и уменьшать зависимость от нефтяных доходов.

Доля России от нефти и газа в доходах госбюджета в первом квартале 2021 года упала до рекордно низкого уровня в 30%, согласно предварительным данным Минфина.

Одной из причин, по которой Россия ускоряет свою экологическую повестку дня, является надвигающийся пограничный налог на выбросы углерода в ЕС, который будет обходиться российским экспортерам в 6 миллиардов евро (7,2 миллиарда долларов) в год.

Присоединяйтесь к нашим опытным редакторам, чтобы узнать все о методологии Platts оценки цен на нефть, СПГ и нефтехимию.

Учить больше

Устойчивое развитие энергетики в повестке дня России

Россия – одна из ведущих стран по производству и потреблению электроэнергии в мире.При этом более половины электроэнергии в стране (около 70%) вырабатывается тепловыми электростанциями. Где обычно используется довольно дешевое органическое топливо, такое как уголь и нефть. Это незаменимые природные ресурсы, более того, сжигание топлива влечет за собой множество последствий, которые неизбежно становятся основными причинами глобального потепления; повышение уровня моря, температурные аномалии, учащение экстремальных погодных условий – все эти последствия начинают происходить сейчас. Чтобы сдержать глобальное потепление, нам необходимо сократить выбросы на 50–60% к 2030 году.

Переход на зеленую энергию может стать логическим решением этой проблемы, особенно с учетом того, что в России есть огромный потенциал для их использования. Например, преобладающий в России континентальный климат привлекает значительную солнечную радиацию, а это означает, что солнечная энергия может стать одной из альтернатив ископаемому топливу. То же можно сказать и о ветроэнергетике – ветровой потенциал в России самый большой в мире.

Вдохновленные инициативой RE100, международные компании начали искать способы использования возобновляемых источников энергии в России.Стоит отметить, что строительство ветропарков в России набирает обороты: первая ветряная электростанция была построена в Ульяновской области в начале этого года. Дальнейшие проекты запланированы в Ростовской области, Республике Калмыкия, Пермском и Ставропольском краях. Но есть еще несколько важных вопросов, на которые нет ответа. Как покупать возобновляемую энергию в национальной сети? А как создать надежную систему слежения?

К счастью, все больше и больше людей начинают работать над этими вопросами и вносят свой вклад в развитие зеленой электроэнергии в России.На недавней конференции «Будущее возобновляемых источников энергии в России» было объявлено о создании новой некоммерческой организации. На данный момент в новую «Ассоциацию развития возобновляемой энергетики» вошли крупнейшие игроки российского рынка электроэнергии, такие как РОСНАНО, Хевел, Солнечные системы и другие.

« Ассоциация создана для содействия привлечению инвестиций в российский сектор ВЭ, а также для продвижения использования возобновляемых источников энергии. Ассоциация призвана стать площадкой для принятия совместных стратегических решений, обсуждения законодательных инициатив и других вопросов, касающихся возобновляемой энергетики », – сообщила Екатерина Гусева, пресс-секретарь ассоциации.

Новая НПО также планирует работать над надежной системой сертификатов, отсутствие которой является большой проблемой для международных организаций, представленных в России.

Система сертификатов возобновляемой энергии в России существует, но она используется для субсидий и по статистическим причинам, она не может быть куплена или продана индивидуальными потребителями. Этот вопрос уже передан на рассмотрение Совета рынка, безусловно, Ассоциация будет активно участвовать в этом процессе ».

GN7 – еще одна ассоциация, продвигающая возобновляемые источники энергии в России. Его название происходит от целей устойчивого развития ЕС, седьмая из которых посвящена развитию доступной и чистой энергии.

« На данный момент планы нашей организации сосредоточены вокруг двух основных направлений деятельности. , – говорит Татьяна Ланшина, генеральный директор GN7, – Первая цель – продвижение возобновляемой энергетики в России. Сейчас многие россияне думают, что ВЭ стоит дорого и ненадежно.Наша цель – развеять эти мифы и сделать RE реальностью. Вторая цель – работать с корпоративным спросом на возобновляемые источники энергии.

Согласно докладу главы новой Ассоциации развития возобновляемой энергетики Анатолия Чубайса, к 2024 году выработка солнечной и ветровой энергии в России достигнет 1%. Это довольно скромная цифра по сравнению с недавними 17% в Великобритании или 25% в Германии.

« Но не стоит отчаиваться », – говорит Татьяна Ланшина, – « Более половины всех инвестиций идет в сектор возобновляемой энергетики, расходы на солнечную и ветровую энергию продолжают снижаться (а во многих странах возобновляемая энергия уже есть. конкурентоспособная по цене), а также учитывая неизбежность роста тарифов на электроэнергию в России и необходимость борьбы с различными видами перекрестного субсидирования, возобновляемая энергетика выглядит весьма привлекательной для российского рынка.В ближайшее время Россия, скорее всего, еще не раз пересмотрит пессимистические официальные ожидания развития ВЭ и будет более оптимистичной ».

Все это дает повод надеяться, что развитие возобновляемой энергетики в России станет трендом. Существенные изменения на российском рынке электроэнергии уже происходят. Очень скоро каждый из нас сможет сделать выбор в пользу покупки возобновляемой энергии и поддержать более зеленое будущее.

Автор Мария Ведякова

Опубликовано 20 февраля 2019

Ветровая и солнечная энергия в России

Увеличение производства энергии с нейтральным выбросом углерода – один из наиболее важных способов борьбы с изменением климата.Благодаря нашему присутствию на рынках ветровой и солнечной энергии в России мы можем способствовать переходу страны к энергосистеме с низким уровнем выбросов и способствовать переходу к более чистому миру.

Энергия ветра

Fortum – активный участник развития возобновляемой энергетики в России, где мы владеем крупнейшим портфелем ВИЭ более 2 ГВт, включая совместные предприятия с РОСНАНО и РФПИ.

Наш ветроэнергетический портфель составляет 50% от общего объема ввода ветровых электростанций в России в рамках действующей программы развития ВИЭ, основанной на механизмах договоров поставки мощности.

Ветровой инвестиционный фонд Фортум-Роснано взял на себя одно из самых амбициозных обязательств в области возобновляемой энергетики в России. По результатам конкурсных отборов инвестиционных проектов ВИЭ в 2017 и 2018 годах Фонд выиграл право на строительство 1823 МВт ветроэнергетических мощностей (это соответствует 55% от общей мощности ветроэнергетики в России к 2024 году). Ожидается, что ветропарки будут введены в эксплуатацию до 2024 года.

В январе 2018 года мы добавили 35 мегаватт (МВт) ветровой энергии на российский рынок электроэнергии, когда наша Ульяновская ветряная электростанция была внесена в реестр мощности.Эта электростанция – первая в России ветроэнергетическая установка на оптовом рынке.

В декабре 2020 года Fortum и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) создали совместное предприятие для инвестиций в сектор возобновляемой энергетики в России и объявляют об инвестициях в приобретение полностью завершенных и введенных в эксплуатацию ветряных электростанций в Ульяновской и Ростовской областях. общей мощностью более 350 МВт.

Сегодня портфель ветряных проектов Fortum и совместного предприятия состоит из 8 ветряных электростанций общей мощностью 635 МВт

В портфеле фонда Фортум-Роснано 731 штука.6 МВт строящихся проектов: 50 МВт в Ростовской области, 340 МВт в Астраханской области, 105 МВт в Волгоградской области и 236,6 МВт в Самарской области. Принимаются инвестиционные решения по возобновляемым мощностям, выигранным ветроэнергетическим инвестиционным фондом Фортум-Роснано. на индивидуальной основе, в пределах максимальных обязательств Fortum в размере 15 млрд рублей для развития возобновляемых источников энергии в России.

Солнечная энергия

В ноябре 2017 года мы подписали соглашение о приобретении трех солнечных электростанций у Группы Хевел, крупнейшей интегрированной компании в области солнечной энергетики в России.Сделка была закрыта в декабре 2017 года. Все три электростанции находятся в эксплуатации, общей мощностью 35 МВт. Станции были введены в эксплуатацию в 2016 и 2017 годах. Группа «Хевел» будет оказывать услуги по эксплуатации и техническому обслуживанию всех трех электростанций.

В феврале 2021 года СП Фортум-РФПИ приняло инвестиционное решение о строительстве в Калмыкии солнечной электростанции мощностью 116 МВт. Первая очередь СЭС мощностью 78 МВт будет введена в эксплуатацию в 4 квартале 2021 года, а остальные 38 МВт – во второй половине 2022 года.После ввода в эксплуатацию она станет крупнейшей солнечной электростанцией в России.

Солнечная электростанция в Калмыкии будет построена в соответствии с результатами аукционов по российскому соглашению о предоставлении мощности (ДПМ), проведенных в 2018 и 2019 годах.

С учетом ранее принятых инвестиционных решений к концу 2021 года Fortum и его совместные предприятия поставят 556 МВт ветровой и солнечной энергии без выбросов CO2 потребителям в России, которые сталкиваются с растущим давлением в плане сокращения выбросов парниковых газов.

Источник питания без CO2

Fortum также является пионером на рынке безуглеродной энергии в России. Соглашения, подписанные Fortum, AB InBev и Unilever в 2018 и 2019 годах, стали первыми практическими шагами по удовлетворению спроса на экологически чистую электроэнергию со стороны производителей и конечных потребителей в России. В соответствии с этими соглашениями Fortum поставляет на производственные предприятия AB InBev и Unilever, расположенные в России, электроэнергию, вырабатываемую своими ветровыми и солнечными фермами. Аналогичные соглашения о поставках зеленой энергии подписаны со Сбербанком, Air Liquide, химической компанией «Щекиноазот», P&G, Leroy Merlin и Мосэнергосбытом.

Меморандумы о взаимопонимании (МоВ) в отношении поставок зеленой энергии подписаны с поставщиком природного газа Новатэк, одним из крупнейших производителей стали в России, Магнитогорским металлургическим комбинатом (ММК), технологической компанией Baker Hughes и глобальной энергетической компанией Shell.

Мы видим, что снижение воздействия на окружающую среду становится частью деловой практики многих крупных компаний в России, и мы рады предложить нашим клиентам инструмент, который позволяет им уменьшить свой углеродный след.

Последствия перехода к глобальной энергетике для России

В энергетическом балансе России в значительной степени преобладают ископаемые виды топлива, при этом на природный газ приходится 52% общего спроса на первичную энергию, на уголь – 18%, а на жидкое топливо на нефтяной основе – еще 18%. Безуглеродные источники энергии в России представлены в основном крупными гидро- и атомными электростанциями (пользующимися сильной государственной поддержкой). Роль солнца, ветра, биомассы и других возобновляемых источников энергии незначительна – менее 1% от общего объема поставок (ИНЭИ РАН и АЦ РФ, 2016).Общая доля ВИЭ (включая гидроэнергетику, солнечную энергию, ветер, биомассу и геотермальную энергию) в общем потреблении первичной энергии в России составляла всего 3,2% в 2015 году. К концу 2015 года общая установленная мощность возобновляемой энергии составляла 53,5 гигаватт (ГВт), что составляет около 20% от общей установленной мощности по выработке электроэнергии в России (253 ГВт), почти всю эту мощность обеспечивает гидроэнергетика (51,5 ГВт), за ней следует биоэнергетика (1,35 ГВт). Установленная мощность солнечной и наземной ветровой энергии к 2015 г. составила 460 МВт и 111 МВт соответственно (IRENA 2017).

Согласно проекту Энергетической стратегии России на период до 2035 года (Минэнерго России, 2017), доля возобновляемых источников энергии в общем потреблении первичной энергии в России должна увеличиться с 3,2 до 4,9% к 2035 году. Утвержденные планы России по увеличению общих солнечных фотоэлектрических, наземных ветровых и геотермальных мощностей до 5,9 ГВт к концу 2024 года. Основой для роста использования ВИЭ в России является Указ 449, принятый в 2013 году, который создал правовую основу для создания система возобновляемых источников энергии в стране.Постановление призвано стимулировать развитие возобновляемых источников энергии в России, уделяя особое внимание ветровой и солнечной фотоэлектрической энергии и, в меньшей степени, малой гидроэнергетике. Согласно новой системе регулирования, энергетические разработчики проектов мощностью не менее 5 МВт могут подавать заявки на контракты на поставку мощности с российским администратором торговой системы посредством ежегодных тендеров. Поставщикам-победителям платят как за мощность, которую они добавляют в энергосистему, так и за поставляемую ими энергию на основе долгосрочных 15-летних контрактов с фиксированными тарифами.Этот регламент устанавливает предсказуемую правовую и нормативную среду, которая позволяет девелоперам коммерциализировать мощность как отдельный товар по отношению к самой власти и обеспечивает экономическую привлекательность этих проектов для инвесторов. В свою очередь, разработчики ВИЭ должны гарантировать, что они могут предоставить обещанную мощность в нужные сроки и с достаточной локализацией оборудования (Power Technology 2018).

С тех пор ежегодный прирост возобновляемых мощностей увеличился с 57 МВт в 2015 году до 376 МВт в 2018 году (320 МВт солнечная энергия, 56 МВт ветровая).Однако более значительным является значительное снижение капитальных затрат на аукционах по возобновляемым источникам энергии, которое имело место в течение последних двух лет: на 35% для ветра и на 31% для солнечной энергии, по данным Министерства энергетики (Министерство энергетики Российской Федерации). Российская Федерация 2019b). Этот процесс не был гладким, поскольку в некоторых раундах аукционов мощности не удавалось привлечь заявки. В период с 2013 по 2016 год на тендерах было присуждено чуть более 2 ГВт возобновляемых мощностей, в то время как на аукционе 2017 года их было всего 2.2 ГВт ветровой, солнечной и малой гидроэнергетики награждаются в одном раунде. В 2018 году 1,08 ГВт мощности было распределено между 39 проектами. Кроме того, в 2017 году в схему рынка мощности было введено пять проектов по переработке энергии из отходов, общей мощностью 335 МВт. Но в 2018 году тендер на поставку мощностей по утилизации отходов не прошел из-за новых жестких требований к участникам конкурса по предоставлению гарантий производительности.

Поскольку технологическая политика является основным двигателем интереса России к возобновляемым источникам энергии, страна сосредоточена на создании собственных мощностей по производству ВИЭ.Россия установила относительно высокий уровень местного содержания, который необходим для получения самых высоких тарифных ставок, что является важным компонентом долгосрочной осуществимости многих российских проектов ВИЭ. Доля оборудования российского производства, необходимого для избежания штрафных санкций, была относительно скромной на начальных этапах аукционной системы, но сейчас она выросла до 65% для ветряных электростанций и малых гидроэлектростанций и до 70% для солнечной энергии до 2020 г., с долгосрочным прогнозом. целевой уровень локализации установлен правительством на уровне 80%. Эти высокие уровни явились причиной провала нескольких тендеров, особенно в отношении строительства ветряных электростанций, для которых практически не было предложено оборудование российского производства.Требования побудили иностранные фирмы сотрудничать с российскими энергетическими компаниями и производителями. Было создано несколько международных совместных предприятий, в том числе Fortum и государственный технологический инвестор Роснано, инвестиционный фонд ветроэнергетики, а также WRS Bashni, партнерство между испанским девелопером Windar Renovables, Роснано и российской сталелитейной компанией Северсталь. Ветровое оборудование было локализовано Vestas Manufacturing Rus в Нижегородской области, а SGRE (Siemens-Gamesa Renewables) и Lagerwey также выходят на российский рынок (Power Technology 2018).

Проблема в том, что текущий механизм поддержки истечет в 2024 году. К этому времени не амбициозные цели России по ВИЭ и амбициозные цели по локализации будут практически выполнены, и приток иностранных разработчиков ВИЭ может прекратиться, если не будут созданы новые стимулы для рынка ВИЭ. . Но для того, чтобы создать эти стимулы, российское правительство должно сначала подтвердить долгосрочную роль возобновляемых источников энергии в своем энергетическом балансе, что довольно сложно обойтись без повестки дня по декарбонизации.

Однако кажется, что как страна с крупнейшими в мире запасами природного газа и вторыми по величине запасами энергетического угля Россия не видит реальной ценности в переходе от ископаемого топлива к источникам энергии с нулевым выбросом углерода. Несмотря на огромный потенциал страны в области ветровых и солнечных ресурсов и практически безграничные земли, доступные для развития, наличие нефти, газа и угля препятствует развитию чистой энергии. Диверсификация этого энергобаланса в сторону безуглеродных источников энергии является сложной задачей: низкие цены на углеводороды, неблагоприятное географическое распределение потенциальных возобновляемых ресурсов от точки их использования (в основном они сосредоточены в ненаселенных районах с большим расстоянием до центры потребления) и их сравнительно высокая стоимость (вызванная в основном обязательными требованиями по локализации, что часто приводит к неконкурентоспособности удельных затрат), препятствуют развитию этих источников энергии в России.

Согласно IRENA (2017), Россия теоретически имеет потенциал увеличить свою долю возобновляемых источников энергии с 4,9 до 11,3% от общего потребления первичной энергии к 2030 году. Однако без переоценки приоритетов своей энергетической стратегии и более широкой трансформации своей энергетики. системы, это не будет достигнуто. В результате кажется, что единственным реальным стимулом для разработки любой формы новой технологии будет экспортный рынок. Если бы Россия могла экспортировать возобновляемую электроэнергию или технологии, этим, возможно, стоило бы заняться, но для внутреннего использования это настоящая проблема, если только она не станет значительно дешевле.Кроме того, для страны в целом реальная экономическая необходимость заключается в поддержании экспортных доходов, что привело к энтузиазму в отношении потенциального экспорта водорода в Европу, поскольку именно в этом заключается реальный стимул.

ОСОБЕННОСТЬ – Дальний Восток России стремится к неожиданной климатической цели: чистый ноль к 2025 году

Ангелина Давыдова, Фонд Thomson Reuters

* Сахалинская область испытает первый в России углеродный рынок

* План по нулевому показателю намного более амбициозен, чем национальные цели

* Возобновляемые источники энергии и более чистый транспортный набор для надувных автомобилей

ST.САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, Россия, 19 февраля (Фонд Thomson Reuters) – Россия, богатая ископаемым топливом, возможно, не известна как лидер в области борьбы с изменением климата, но на удаленном Дальнем Востоке страны власти начали неожиданный эксперимент: попытаться опробовать торговлю выбросами углерода и достичь к 2025 году нулевых выбросов, вызывающих нагрев планеты.

Правительство российского островного региона Сахалин в Тихом океане к северу от Японии планирует налоговые льготы, зарядные станции и специальные парковки для электромобилей, а также запрет на все бензиновые и дизельные автомобили к 2035 году.

Угольные электростанции будут заменены более чистыми газовыми и водородными линиями пассажирских поездов, построенными в регионе размером с Ирландию, заявили представители Сахалина после того, как их дорожная карта по нулевому показателю была одобрена Москвой.

Российское правительство, которое подвергалось критике со стороны зеленых групп и аналитиков за установление амбициозных целей в области борьбы с изменением климата, в январе дало зеленый свет предложению Сахалина о пилотной схеме торговли выбросами углерода, первой для страны.

Экономика Сахалинской области, в которой проживает около полумиллиона человек, в значительной степени основана на добыче ископаемого топлива, включая уголь.

Согласно плану с нулевым показателем нетто, инвентаризация выбросов парниковых газов и потенциала естественного связывания углерода на Сахалине будет проведена к августу, прежде чем будет создана система торговли выбросами, которая начнет действовать в середине 2022 года.

«Этот эксперимент позволит нам опробовать различные меры по регулированию выбросов углерода и оценить их эффективность для последующего увеличения масштабов на национальном уровне», – сказал в официальном заявлении министр экономического развития России Максим Решетников.

«Мы надеемся, что инвесторы, заинтересованные в« зеленых »проектах, и компании, желающие взять на себя более амбициозные климатические цели, будут заинтересованы в участии в эксперименте», – добавил он.

Вице-премьер-министр Сахалина Вячеслав Аленков сообщил Фонду Thomson Reuters, что регион взял на себя инициативу, надеясь повысить свою инвестиционную привлекательность, улучшить качество жизни и помочь решить экологические проблемы.

Помимо торговли выбросами и расширения электрической мобильности, регион также хочет заменить уголь на природный газ с меньшими выбросами, развивать производство голубого и зеленого водорода и способствовать устойчивому управлению своими обширными таежными лесами.

Около 97% всего добываемого угля в настоящее время экспортируется, и уголь мог бы остаться резервным топливом для Сахалина, если бы были внедрены технологии, которые сделают отрасль более чистой, сказал Аленков.

ОСТРОВ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ?

Помимо увеличения газоснабжения транспорта и домов, которым сейчас пользуется около трети жителей, есть планы по развитию возобновляемой энергетики, особенно на Курильских островах, добавил он.

Поскольку горная Сахалинская область состоит из почти 90 островов, она подходит для малых гидроэнергетических, ветровых и солнечных электростанций, а также геотермальной энергии, источников, которые все еще недостаточно развиты, но могут улучшить доступ к энергии, сказал Аленков.

Оценка возможностей возобновляемых источников энергии, включая технологии и необходимое финансирование, должна дать свои первые результаты в этом году, и инвесторы уже заинтересованы, добавил он.

Сахалин также надеется на развитие сотрудничества с другими системами торговли выбросами, в том числе с Китаем, Японией и, возможно, с Европейским союзом, и получить одобрение своих квот на выбросы углерода для схемы компенсации международной авиакомпании CORSIA, сказал Аленков.

Георгий Сафонов, исследователь климатической политики в Высшей школе экономики в Москве, сказал, что Сахалин обладает высоким потенциалом для биоэнергетики и возобновляемых источников энергии, и призвал власти разработать более надежные планы в области чистой энергетики, включая экологически чистый водород, а также расширить использование электрического транспорта и лесного хозяйства. поглотители углерода.

НИЗКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ АМБИЦИИ

Владимир Чупров, руководитель энергетической программы Гринпис России, сказал, что Россия отстает от мировых тенденций в области регулирования выбросов углерода на 10–15 лет.

«Только сейчас мы приближаемся к тому, что уже реализовали многие другие страны», – сказал он Фонду Thomson Reuters.

Но поскольку национальный целевой показатель выбросов в России не требует каких-либо реальных сокращений, будет сложно построить общенациональный углеродный рынок из-за отсутствия спроса на компенсацию, добавил он.

Проект нового закона о регулировании выбросов углерода, который разрабатывался в течение последних четырех лет, не включает налог на выбросы углерода или национальную систему торговли выбросами после активного лоббирования со стороны промышленности, отметил он.

Россия присоединилась к Парижскому соглашению об изменении климата в сентябре 2019 года, но ее текущая климатическая политика и цели совершенно не соответствуют цели пакта по ограничению глобального потепления «значительно ниже» на 2 градуса Цельсия по сравнению с доиндустриальными временами, согласно исследовательской коалиции. Отслеживание климатических действий.

Проект долгосрочной стратегии низкоуглеродного развития России, который должен быть утвержден в этом году, многими экспертами рассматривается как не амбициозный, поскольку он не предусматривает достижения углеродной нейтральности раньше середины столетия.

Первая цель страны по выбросам в соответствии с Парижским соглашением, одобренным президентом Владимиром Путиным в ноябре прошлого года, нацелена на сокращение выбросов парниковых газов к 2030 году как минимум на 30% по сравнению с уровнями 1990 года, включая углерод, накапливаемый и высвобождаемый из лесов и других экосистем.

Но выбросы в России уже примерно на 30% ниже уровней 1990 года, без учета лесов, и чуть более чем на 50% ниже, если их включить.

Министерство экономики также заявило, что в конце 2020 года в центре внимания краткосрочной климатической политики будут меры по повышению энергоэффективности, стимулы и поддержка компаний для инвестирования в проекты по сокращению выбросов, а также обновленная методология измерения углерода в лесах.

Планы, анонсированные в прошлом месяце, устанавливают новую цель по повышению энергоэффективности на 30% по сравнению с уровнями 2019 года к 2030 году, после того как предыдущая цель 2020 года была сильно упущена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *