Содержание

технические характеристики, правила установки и преимущества

Содержание статьи:

Шина нулевая – контактная колодка, предназначенная для электрического и механического подсоединения нулевых защитных «РЕ», рабочих «N» и фазных элементов сети. Используется для правильной организации проводки в распределительных щитах или распаячных коробках. Монтаж защитной системы проводится на DIN-рейке, электрическом щитке, угловых изоляторах.

Почему применяются разные системы заземления

Защитное заземление внешних металлических частей электротехнических приборов снижает риск поражения людей электрическим током при повреждении изолятора или прикосновении к оборванным проводам. Защитные функции заземления построены на двух принципах: снижение разницы потенциалов между заземляемыми и соседними проводниками, а также отвод тока утечки при взаимодействии фазного с заземляемым проводом. Нештатная ситуация сопровождается немедленным срабатыванием устройства защитного отключения — УЗО.

Для чего нужна нулевая шина

Нулевая шина в корпусе

Контактная колодка решает ряд задач:

  • Быстрое и надежное подключение одножильных, многожильных кабелей, питающих нагрузки. Шина допускает подключение максимум 40 линий сечением 3 мм.
  • Формирование неразрывной электрической цепи на отрезке «заземление – нагрузка».
  • Разделение проводов на защитное и рабочее заземление.
  • Улучшение эффективности распределительных щитов.

Отдельного внимания заслуживает возможность организации видимой клеммы при установке прибора с прозрачной крышкой, позволяющего заземлять и нейтрализовать проводники на соответствующих шинах.

Какими бывают нулевые шины

Нулевые шины для крепления на металлическую Дин-рейку, G-рейку или панель щита бывают изолированными и без дополнительной защиты. Изоляцией для клеммы служит плоская ПВХ основа или планка, оснащенная двумя полимерными «ножками» (например, ШНИ-6х9-6-У2-Ж от IEK). К изолятору брусок крепят по центру или по краям.

Нулевая шина без дополнительной защиты
Изолированная нулевая шина

На участках, требующих дополнительной защиты или подключения нескольких проводников: N «ноль», PE «земля», PEN «земля-ноль» применим полимерный корпус, предложенный различными цветовыми решениями: голубым для нейтрали, желтым или зеленым для заземления.

Конструктивные особенности

Конструкция нулевой шины представлена металлическим бруском с отверстиями и зажимными контактами (болтами), повышающими безопасность разводки проводов. Функции проводников выполняют медные, бронзовые, латунные элементы, изолятором служит полиамид, не поддерживающий горение. Монолитное исполнение изделия упрощает обслуживание, повышает надежность фиксации.

Характеристики нулевых шин

Пример использования кросс-модуля

Неизолированная шина нулевая со сторонами 6*9мм и 8*12мм, длиной 0,5 и 1 м отличаются двумя способами подсоединения проводников: по центру или краям изделия.

Шина нулевая изолированная с двумя полимерными «лапками» для крепления к щиту, питает провода через верхние, боковые отверстия. Размеры брусков (ширина/высота): 6*9 и 8*12 мм.

Шина нулевая HCD имеет универсальные крепления: на Din-рейку и поверхность щитка одновременно. Базовые размеры металлического бруска 6*9 мм и 8*12мм.

Нулевая шина с изолятором CD крепится на Din-рейку по центру изделия. Размеры клеммы 6*9мм, 1 м.

Кросс-модуль представлен нулевой рейкой в корпусе для монтажа в щиток или 2-4 проводниками в полимерной коробке, фиксируемой на DIN-рейке или плоской поверхности через отверстия на задней панели. Устройство содержит отверстия различных диаметров, позволяя подключать провода соответствующих сечений.

Допустимый ток для использования кросс-модуля в электросети 100-125 А, номинальное напряжение 500В.

Правила установки

Монтаж простейшей клеммы к щитку выполняют закрытым и открытым способом. Первый вариант предупреждает злонамеренную порчу шины мощных или важных устройств, второй метод применим при отсутствии риска повреждения аппарата. Нулевые колодки с винтовыми соединениями фиксируют к распределительному щитку на DIN рейке, дополнительной изоляции для заземления не предусмотрено.

Сечение нулевых и фазных проводников является одинаковым. Аналогичное требование предъявляется к параметрам шины: действительным сечением считается размер наиболее тонких участков. При объединении группы проводников земли и нуля конечные потребители после разделения ввода «PEN» подключают к разным шинам: PE и N.

Допустимый диапазон внешней температуры для монтажа проводников -40…+50°С, относительная влажность – 90 %. Номинальное напряжение на линии – более 400В.

Как быть, если нет нужных нулевых шин в наличии

Часто распределительные шкафы импортного производства (ABB Mistral) комплектуются одной шиной «N» и «P», а если электрик планирует заземлять три УЗО, ему потребуется 3 маленькие колодки вместо одной большой. Поскольку размеры фирменных щитков, изолированных коробок исключают размещение обычных шин, монтажникам приходится распиливать существующую планку или покупать по индивидуальному заказу. Погрузив полученные изделия в пластиковый корпус, остается проверить устойчивость крепления латунных отрезков.

Шаг 1
Шаг 2
Шаг 3
Шаг 4

Шина заземления на Дин-рейку крепится отдельно от нулевой колодки, использование общей клеммы запрещено.

Как подключить несколько автоматов

Выбор схемы определяется особенностям конкретной электрической сети. Наиболее простой способ – установить одно УЗО сразу после счетчика. Более безопасный вариант – подключить защитные аппараты на индивидуальных линиях. При сбое одного устройства остальные останутся в рабочем состоянии. Реализация второй схемы требует использования габаритного щитка.

Простая схема

Схема подключения УЗО в однофазной сети с заземлением

На примере удобно рассмотреть однофазную схему, применяемую для большинства квартир многоэтажных домов. На входе установлен двухполюсный автомат включения, подсоединяющий УЗО. Шина «0» в электрощите обозначена маркировкой «N». Двухполюсное устройство защитного отключения подключено к двум однополюсным автоматам. Выход отдельных автоматов позволяет параллельно подвести нагрузки.

Фаза, подключенная к автомату включения, заходит на вход УЗО с выводом на рубильники. Нулевой выход с автомата направляется к соответствующей шине, затем на вход подключенного аппарата. Нулевой провод, выходящий из оборудования потребителя, направляется ко второй нулевой клемме. Наличие дополнительной шины «0» позволяет УЗО контролировать входящее и выходящее напряжение.

Если подключено два УЗО, латунных колодок потребуется три: основная шина нулевая с маркировкой N1 и бруски N2, N3 для устройств защитного отключения. Заземляют УЗО к дополнительному элементу электрощита – шине «P».

Трехфазная сеть

Трехфазная схема распределительного щита

Специальные сети включают трехфазное УЗО на 8 контактов или три однофазных. Принцип подключения аналогичен, но фазы А, В и С питают нагрузки под напряжением 380 В.

На отходящих ветках подключены однофазные УЗО с двумя полюсами. Для прикрытия тока утечки в диапазоне 10-30 мА перед УЗО вставляют отдельные автоматы. Однако в схеме после УЗО не допускается соединение рабочего нуля и заземления.

Какого производителя выбрать

Если УЗО, проводка, выключатели произведены компанией IEK, ABB, Legrand или Schneider Elerctric — есть смысл нулевые и заземляющие рейки купить аналогичной марки. Экстремально дешевые шины «N» (ноль) повышают вероятность поломок, сопровождающихся проблемами для дорогостоящих электроприборов.

Шина «0» и заземление присутствует в новых домах, подключенных к трехфазной сети. Здания старой постройки располагают фазой и нулем, заземляют нагрузку третьим проводником на розетки, а затем на потолок к месту подключения люстры. Включателям «землю» не подают.

Монтаж систем защиты однофазной и трехфазной сети требует учета множества параметров, правильным решением будет поручить расчет и установку шин нуля, заземления квалифицированным специалистам.

strojdvor.ru

Шины нулевые — Электротехническая продукция

Назначение

Шины нулевые неизолированные применяются в щитовом оборудовании для подсоединения нулевых рабочих (N) и нулевых защитных проводов (РЕ).

Применение

  • В шкафах, щитах, сборках.
  • В технологическом оборудовании в качестве комплектующих.

Материалы

  • Контактная группа шин изготовлена из латуни с содержанием меди не менее 57%.
  • Прижимные винты изготовлены из оцинкованной стали.

Конструкция

Тип 1Тип 2
  • Шины крепятся через отверстие по центру (тип 1) или по краям (тип 2).
  • Крепление шин на поверхность осуществляется через изоляторы нулевой шины, а также (в случае использования шины в качестве заземляющего элемента) непосредственно на панель щита.
  • При подключении к шине медных многожильных проводов необходимо оконцевать их наконечниками-гильзами

ТЕХ. ХАРАКТЕРИСТИКИ

Наименование параметраЗначение
Номинальный ток In, АДля шин сечением 6х9 мм – 100 А
Для шин сечением 8х12 мм – 125 А
Степень защитыIP00
Рабочая температура окружающей среды, °Сот –40 до +50 °С
Среднее значение относительной влажности, не более90%

УПАКОВКА

ОписаниеАртикулГрупповая упаковкаТранспортная упаковка
Количество, шт.Вес, кгКоличество, шт.Вес, кгГабаритные размеры, мм
ДлинаШиринаВысота
Шина «N» нулевая 6х9мм 4/1 (4 группы/крепеж по центру) TDMSQ0801-0036100,1596014,525017090
Шина «N» нулевая 6х9мм 4/2 (4 группы/крепеж по краям) TDMSQ0801-0057100,168001325017090
Шина «N» нулевая 6х9мм 6/1 (6 групп/крепеж по центру) TDMSQ0801-0037100,217201525017090
Шина «N» нулевая 6х9мм 6/2 (6 групп/крепеж по краям) TDMSQ0801-0058100,2360013,525017090
Шина «N» нулевая 6х9мм 8/1 (8групп/крепеж по центру) TDMSQ0801-0002100,2740010,626015080
Шина «N» нулевая 6х9мм 8/2 (8групп/крепеж по краям) TDMSQ0801-0001100,2740010,726014080
Шина «N» нулевая 6х9мм 10/1 (10 групп/крепеж по центру) TDMSQ0801-0038100,334501525017090
Шина «N» нулевая 6х9мм 10/2 (10 групп/крепеж по краям) TDMSQ0801-0059100,334501525017090
Шина «N» нулевая 6х9мм 12/1 (12 групп/крепеж по центру) TDMSQ0801-0040100,3836013,525017090
Шина «N» нулевая 6х9мм 12/2 (12 групп/крепеж по краям) TDMSQ0801-0060100,393601425017090
Шина «N» нулевая 6х9мм 14/1 (14групп/крепеж по центру) TDMSQ0801-0004100,472009,326014080
Шина «N» нулевая 6х9мм 14/2 (14групп/крепеж по краям) TDMSQ0801-0003100,5120010,225014080
Шина «N» нулевая 6х9мм 16/1 (12 групп/крепеж по центру) TDMSQ0801-0042100,503001525017090
Шина «N» нулевая 6х9мм 16/2 (16 групп/крепеж по краям) TDMSQ0801-0061100,473001425017090
Шина «N» нулевая 6х9мм 18/1 (18 групп/крепеж по центру) TDMSQ0801-0043100,602501525017090
Шина «N» нулевая 6х9мм 18/2 (18 групп/крепеж по краям) TDMSQ0801-0062100,562501425017090
Шина «N» нулевая 6х9мм 20/1 (20 групп/крепеж по центру) TDMSQ0801-0044100,632401525017090
Шина «N» нулевая 6х9мм 20/2 (20 групп/крепеж по краям) TDMSQ0801-0063100,6024014,525017090
Шина «N» нулевая 6х9мм 22/1 (22 группы/крепеж по центру) TDMSQ0801-0045100,682201525017090
Шина «N» нулевая 6х9мм 22/2 (22 группы/крепеж по краям) TDMSQ0801-0064100,6622014,525017090
Шина «N» нулевая 6х9мм 24/1 (24 группы/крепеж по центру) TDMSQ0801-0046100,752001525017090
Шина «N» нулевая 6х9мм 24/2 (24 группы/крепеж по краям) TDMSQ0801-0065100,7320014,525017090
Шина «N» нулевая 8х12мм 4/1 (4 группы/крепеж по центру) TDMSQ0801-0047100,334501525017090
Шина «N» нулевая 8*12мм 4/2 (4 группы/крепеж по краям) TDMSQ0801-0066100,3542014,525017090
Шина «N» нулевая 8х12мм 6/1 (6 групп/крепеж по центру) TDMSQ0801-0048100,423601525017090
Шина «N» нулевая 8*12мм 6/2 (6 групп/крепеж по краям) TDMSQ0801-0067100,473001425017090
Шина «N» нулевая 8х12мм 8/1 (8 групп/крепеж по центру) TDMSQ0801-0049100,542801525017090
Шина «N» нулевая 8*12мм 8/2 (8 групп/крепеж по краям) TDMSQ0801-0068100,582601525017090
Шина «N» нулевая 8х12мм 10/1 (10 групп/крепеж по центру) TDMSQ0801-0050100,642201425017090
Шина «N» нулевая 8*12мм 10/2 (10 групп/крепеж по краям) TDMSQ0801-0069100,702001425017090
Шина «N» нулевая 8х12мм 12/1 (12 групп/крепеж по центру) TDMSQ0801-0051100,8118014,525017090
Шина «N» нулевая 8*12мм 12/2 (12 групп/крепеж по краям) TDMSQ0801-0070100,8118014,525017090
Шина «N» нулевая 8х12мм 14/1 (14групп/крепеж по центру) TDMSQ0801-0006100,781007,824010090
Шина «N» нулевая 8х12мм 14/2 (14групп/крепеж по краям) TDMSQ0801-0005100,811008,124010090
Шина «N» нулевая 8х12мм 16/1 (16 групп/крепеж по центру) TDMSQ0801-0052101,0414014,525017090
Шина «N» нулевая 8*12мм 16/2 (16 групп/крепеж по краям) TDMSQ0801-0071101,0414014,525017090
Шина «N» нулевая 8х12мм 18/1 (18 групп/крепеж по центру) TDMSQ0801-0053101,1312013,525017090
Шина «N» нулевая 8*12мм 18/2 (18 групп/крепеж по краям) TDMSQ0801-0072101,1312013,525017090
Шина «N» нулевая 8х12мм 20/1 (20 групп/крепеж по центру) TDMSQ0801-0054101,271101425017090
Шина «N» нулевая 8*12мм 20/2 (20 групп/крепеж по краям) TDMSQ0801-0073101,271101425017090
Шина «N» нулевая 8х12мм 22/1 (22 группы/крепеж по центру) TDMSQ0801-0055101,401001425017090
Шина «N» нулевая 8*12мм 22/2 (22 группы/крепеж по краям) TDMSQ0801-0074101,401001425017090
Шина «N» нулевая 8х12мм 24/1 (24 группы/крепеж по центру) TDMSQ0801-0056101,501001525017090
Шина «N» нулевая 8*12мм 24/2 (24 группы/крепеж по краям) TDMSQ0801-0075101,501001522019090

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ

НаименованиеАртикулСечениеТип установки (Тип 1 — по центру, Тип 2 — по краям)РазмерВинты
Групп (отверстий)LBHD1D2
Шина «N» нулевая 6х9мм 4/2 (4 группы/крепеж по краям) TDMSQ0801-00576×9Тип 24426964М4
Шина «N» нулевая 6х9мм 6/2 (6 групп/крепеж по краям) TDMSQ0801-00586×9Тип 26546964М4
Шина «N» нулевая 6х9мм 8/2 (8групп/крепеж по краям) TDMSQ0801-00016×9Тип 28666964М4
Шина «N» нулевая 6х9мм 10/2 (10 групп/крепеж по краям) TDMSQ0801-00596×9Тип 210786964М4
Шина «N» нулевая 6х9мм 12/2 (12 групп/крепеж по краям) TDMSQ0801-00606×9Тип 212906964М4
Шина «N» нулевая 6х9мм 14/2 (14групп/крепеж по краям) TDMSQ0801-00036×9Тип 2141026964М4
Шина «N» нулевая 6х9мм 16/2 (16 групп/крепеж по краям) TDMSQ0801-00616×9Тип 2161146964М4
Шина «N» нулевая 6х9мм 18/2 (18 групп/крепеж по краям) TDMSQ0801-00626×9Тип 2181266964М4
Шина «N» нулевая 6х9мм 20/2 (20 групп/крепеж по краям) TDMSQ0801-00636×9Тип 2201386964М4
Шина «N» нулевая 6х9мм 22/2 (22 группы/крепеж по краям) TDMSQ0801-00646×9Тип 2221506964М4
Шина «N» нулевая 6х9мм 24/2 (24 группы/крепеж по краям) TDMSQ0801-00656×9Тип 2241626964М4
Шина «N» нулевая 8*12мм 4/2 (4 группы/крепеж по краям) TDMSQ0801-00668×12Тип 24498127,55М5
Шина «N» нулевая 8*12мм 6/2 (6 групп/крепеж по краям) TDMSQ0801-00678×12Тип 26638127,55М5
Шина «N» нулевая 8*12мм 8/2 (8 групп/крепеж по краям) TDMSQ0801-00688×12Тип 28778127,55М5
Шина «N» нулевая 8*12мм 10/2 (10 групп/крепеж по краям) TDMSQ0801-00698×12Тип 210918127,55М5
Шина «N» нулевая 8*12мм 12/2 (12 групп/крепеж по краям) TDMSQ0801-00708×12Тип 2121058127,55М5
Шина «N» нулевая 8х12мм 14/2 (14групп/крепеж по краям) TDMSQ0801-00058×12Тип 2141198127,55М5
Шина «N» нулевая 8*12мм 16/2 (16 групп/крепеж по краям) TDMSQ0801-00718×12Тип 2161338127,55М5
Шина «N» нулевая 8*12мм 18/2 (18 групп/крепеж по краям) TDMSQ0801-00728×12Тип 2181478127,55М5
Шина «N» нулевая 8*12мм 20/2 (20 групп/крепеж по краям) TDMSQ0801-00738×12Тип 2201618127,55М5
Шина «N» нулевая 8*12мм 22/2 (22 группы/крепеж по краям) TDMSQ0801-00748×12Тип 2221758127,55М5
Шина «N» нулевая 8*12мм 24/2 (24 группы/крепеж по краям) TDMSQ0801-00758×12Тип 2241898127,55М5
Шина «N» нулевая 6х9мм 4/1 (4 группы/крепеж по центру) TDMSQ0801-00366×9Тип 14386964М4
Шина «N» нулевая 6х9мм 6/1 (6 групп/крепеж по центру) TDMSQ0801-00376×9Тип 16516964М4
Шина «N» нулевая 6х9мм 8/1 (8групп/крепеж по центру) TDMSQ0801-00026×9Тип 18646964М4
Шина «N» нулевая 6х9мм 10/1 (10 групп/крепеж по центру) TDMSQ0801-00386×9Тип 110776964М4
Шина «N» нулевая 6х9мм 12/1 (12 групп/крепеж по центру) TDMSQ0801-00406×9Тип 112906964М4
Шина «N» нулевая 6х9мм 14/1 (14групп/крепеж по центру) TDMSQ0801-00046×9Тип 1141036964М4
Шина «N» нулевая 6х9мм 16/1 (12 групп/крепеж по центру) TDMSQ0801-00426×9Тип 1161166964М4
Шина «N» нулевая 6х9мм 18/1 (18 групп/крепеж по центру) TDMSQ0801-00436×9Тип 1181296964М4
Шина «N» нулевая 6х9мм 20/1 (20 групп/крепеж по центру) TDMSQ0801-00446×9Тип 1201426964М4
Шина «N» нулевая 6х9мм 22/1 (22 группы/крепеж по центру) TDMSQ0801-00456×9Тип 1221556964М4
Шина «N» нулевая 6х9мм 24/1 (24 группы/крепеж по центру) TDMSQ0801-00466×9Тип 1241686964М4
Шина «N» нулевая 8х12мм 4/1 (4 группы/крепеж по центру) TDMSQ0801-00478×12Тип 14428127,55М5
Шина «N» нулевая 8х12мм 6/1 (6 групп/крепеж по центру) TDMSQ0801-00488×12Тип 16578127,55М5
Шина «N» нулевая 8х12мм 8/1 (8 групп/крепеж по центру) TDMSQ0801-00498×12Тип 18728127,55М5
Шина «N» нулевая 8х12мм 10/1 (10 групп/крепеж по центру) TDMSQ0801-00508×12Тип 110878127,55М5
Шина «N» нулевая 8х12мм 12/1 (12 групп/крепеж по центру) TDMSQ0801-00518×12Тип 1121028127,55М5
Шина «N» нулевая 8х12мм 14/1 (14групп/крепеж по центру) TDMSQ0801-00068×12Тип 1141178127,55М5
Шина «N» нулевая 8х12мм 16/1 (16 групп/крепеж по центру) TDMSQ0801-00528×12Тип 1161328127,55М5
Шина «N» нулевая 8х12мм 18/1 (18 групп/крепеж по центру) TDMSQ0801-00538×12Тип 1181478127,55М5
Шина «N» нулевая 8х12мм 20/1 (20 групп/крепеж по центру) TDMSQ0801-00548×12Тип 1201628127,55М5
Шина «N» нулевая 8х12мм 22/1 (22 группы/крепеж по центру) TDMSQ0801-00558×12Тип 1221778127,55М5
Шина «N» нулевая 8х12мм 24/1 (24 группы/крепеж по центру) TDMSQ0801-00568×12Тип 1241928127,55М5

 

 

 

kvt.by

Особенности применения нулевых шин – Stroim24.info

Как известно, система электропитания конечного потребителя строится по схемам, рекомендованным Правилами устройства электроустановок (ПУЭ). На объект подводится силовой кабель, дальнейшая разводка происходит в распределительном щитке. Для удобства монтажа и упорядочения линий электропитания, вводы с разными значениями объединяются в контактные группы. Шина с фазой, нулевая шина — это контактная колодка, в которой присутствует возможность надежного подключения нескольких проводников для питания электроустановок.

Требования, предъявляемые к нулевой шине

  • Для групповой сети, шина должна быть единым проводником, без возможности коммутации между ее частями.
  • Сопротивление должно быть одинаковым по всей длине.
  • В пределах одной групповой линии, допускается объединение проводников PE (защитное заземление) и N (рабочий нуль).

    При этом после разделения ввода PEN на шины PE и N, конечные потребители подключаются на разные шины.

    Важно! Использование одной шины для подключения рабочего нуля и заземления, запрещено! Это принципиальный вопрос, необходимо понимать разницу между разделением и объединением PE и N.

    С момента разделения, линии заземления и нуля могут быть проложены в одном силовом кабеле, но проводники должны быть изолированы.

  • Вне зависимости от способа подключения (трехфазное или однофазное), сечение нулевого проводника должно соответствовать сечению любого из фазных проводников. То же требование предъявляется к сечению самой шины.
  • Сечение соединительных проводов от шины до конечной электроустановки, не может быть выше, чем сечение входного силового провода.
  • Если шина представляет собой конструкцию с отверстиями для подключения проводников, действительным сечением считаются геометрические параметры в самой тонкой части.
  • Требований по обязательному изготовлению нулевой рабочей шины из определенного металла не существует. Однако на практике, применяется медь или латунь. При расчете сечения алюминиевых шин, по отношению к медным, применяется коэффициент 1.52.

Для удобства рассмотрим однофазную схему, которая применяется в большинстве квартир многоэтажных домов. Две основные линии: фаза и нуль, присутствуют всегда. Они заводятся в прибор учета (счетчик электроэнергии), а на выходе становятся доступными для дальнейшей разводки. В зависимости от применяемой системы, может быть установлена либо только нулевая шина, либо нулевая и заземляющая.

Почему применяются разные системы заземления

  1. Схема, не противоречащая современным Правилам устройства электроустановок (ПУЭ): TN-S. К вам в распределительный щиток заходят три проводника (напомним, речь идет об однофазной схеме).

    На установке, производящей электроэнергию (в нашем случае — трансформаторная подстанция), шина нулевая с заземлением представляют собой глухо заземленную нейтраль. Соединение с защитной землей происходит лишь в этой точке. Затем по изолированным проводникам, в щиток заводятся две шины. Эта система является самой безопасной с точки зренияНулевая и заземляющая шины разделены на уровне вводного устройства в объект. На уровне конечного распределительного щитка (группы потребителей) шины снова объединять запрещено. В случае повреждении нулевой шины на пути от генерирующего оборудования до потребителя, заземление остается в целости и сохранности.

  2. Устаревшая, но широко применяемая в зданиях старой постройки схема TN-C. Заземление не выведено отдельным проводником, в щитке присутствует лишь нулевая шина.Соединять с нулем проводник заземления, запрещено Правилами устройства электроустановок. Поэтому в данной схеме подключения «земли» в привычном понимании просто нет.

Для чего нужна нулевая шина

Силовой и нулевой провода, необходимо распределить от щитка до каждого индивидуального потребителя (или группы потребителей). Типовая схема квартирного щитка выглядит так:

Все силовые провода коммутируются защитными автоматами. А рабочий нуль соединяется с каждым потребителем напрямую. Для того чтобы выполнить групповое соединение без проблем на единственном контакте, разработана нулевая шина.

  • Обеспечивается оперативное подключение нескольких равнозначных линий.
  • Все контакты находятся под визуальным контролем.
  • Появляется возможность эффективного использования автоматов: нулевой проводник размыкать автоматом не обязательно. Значит, коммутационное оборудование может состоять из одной линии.
  • Гарантируется неразрывная цепь нуля от силового кабеля на входе, до каждой электроустановки.
  • Грамотное разделение электропроводки в рамках одной системы.
  • Технически правильное подключение устройств защитного отключения (УЗО), возможно лишь в случае организации нулевой шины в соответствии с ПУЭ.

Какими бывают нулевые шины

По сути, это усиленный проводник открытого типа (в контактной зоне), на который можно с помощью винтовых или иных соединителей завести нулевые проводники. Типичная конструкция — прямоугольный брусок из прочного металла с хорошей проводимостью: чаще всего латунь, или иные сплавы на основе меди.

Размещается эта контактная колодка внутри распределительных устройств. Вне зависимости от конструкции, после монтажа не должно быть доступа к токоведущим частям. В генерирующей установке, нуль является глухо заземленным. А в точке подключения, любое прикосновение к открытым проводникам может быть опасным. Поэтому в щитках, где после открытия крышки открывается доступ ко всем элементам, применяются относительно защищенные конструкции.

Если щиток после монтажа всегда закрыт для доступа, за исключением выключателей защитных автоматов, можно использовать полностью открытые нулевые рейки.

Такие колодки непосредственно монтируются на корпус (внутри) щитка из пластмассы, или через диэлектрические проставки, на металлическую коробку.

Поскольку большинство распределительных щитов выполнены с применением DIN реек, разумно устанавливать любое клеммное оборудования подобной конструкции.

Установив такую рейку в одном ряду с дифференциальными автоматами, несложно аккуратно подключить каждый абонентский кабель внутри щитка.

Существуют клеммы быстрого монтажа: по типу WAGO. Есть соблазн не «мудрить» с винтовыми зажимами, а выполнить соединение «по-быстрому».

Но такие зажимы не являются на 100% надежными. К тому же, качество контактов невозможно проверить визуально. Еще одна проблема — в разъемах WAGO нет возможности извлечь один проводник, не разрушив всю линейку.

Какого производителя выбрать

На самом деле, предпочтения тому или иному логотипу не связаны с качеством. Фурнитуру для монтажа электропроводки выпускают все известные электротехнические предприятия. И если у вас вся розеточная сеть, защитные автоматы и проводка, произведены фирмой IEK, ABB, Legrand или Schneider Elerctric — есть смысл нулевые рейки и шины защитной земли покупать с таким же логотипом.

Экстремально дешевые изделия «noname», могут просто треснуть при эксплуатации, обеспечив гарантированные проблемы для дорогостоящего электрооборудования.

Видео по теме

Поделитесь с друзьями в соц.сетях

Facebook

Twitter

Google+

Telegram

Vkontakte

stroim24.info

Что делать если в шине N+PE распределительного шкафа не хватает отверстий?

Во время сборки щита мы никак не можем обойтись без общих шин N и PE. Не будем же здесь делать скрутки. Все заземляющие проводники должны быть подключены к одной общей шине PE и все нулевые проводники должны быть подключены к одной общей шине N. Такие шины монтируются внутри распределительного щита и имеют ограниченное количество отверстий, в которые заводятся провода.

В данной статье хочу рассказать про клеммники ABB (шина N+PE), которые монтируются в пластиковые шкафы. Иногда бывает, что отходящих линий очень много и тут возникает вопрос: Что делать если в шине N+PE распределительного шкафа не хватает отверстий для подключения всех нулевых и заземляющих проводников?

Вот один из примеров применения таких шин N+PE. Конечно качество монтажа данного распределительного щита оставляет желать лучшего, но увы другой фотки в своем архиве не нашел.

Самый простой выход из этой ситуации - это завести в отверстие два провода. На самом деле лучше так не стоит делать, так как может быть плохой контакт у одного из проводов если они разного сечения и в будущем при отключении одного проводника будет пропадать питание у нагрузки подключенной вторым. Также в отверстия могут не поместиться два толстых провода. Что тогда делать?

Что делать если в шине N+PE распределительного шкафа не хватает отверстий?

Тут все просто. Нужно в магазине купить отдельную шину на большее количество отверстий и если нужно с большим диаметром. Старая шина демонтируется из планки и ставится новая. Ниже на фото я подробно показал как это делается.

Вот сам клеммник ABB (шина N+PE) в сборе от обычного распределительного щита. Здесь стоят две шины N и PE по 5 отверстий, что маловато для среднего щитка. Нам нужно убрать эти шины и поставить новые с большим количеством отверстий.

Для того чтобы демонтировать одну из шин нужно убрать пластиковые защелки. это очень легко делается. Смотрите фото ниже и вы все поймете...

После удаления защелок шина сама выпадает из корпуса...

Такие шины могут быть с разным количеством отверстий разного диаметра. Поэтому определитесь сколько у вас будет отходящих линий и берите шину, в которой количество отверстий немного превосходит ваши расчеты (свободные отверстия нужны на всякий случай для резерва). Ниже представлена шина с большим количеством отверстий...

Ставим ее в корпус и крепим с помощью тех же защелок. С другой стороны поступаем аналогичным способом.

Вот и решили проблему с нехваткой отверстий для нулевых и заземляющих проводников.

Не забываем улыбаться:

Читая объявления о вакансии электрика, невольно задаёшься вопросом:
- А что же случилось с предыдущим?

sam-sebe-electric.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *