Содержание

Кабельные муфты — назначение, технические характеристики, виды и классификация

Во время монтажных работ всегда возникает необходимость соединить кабельную линию. Это связано с тем, что длина трассы может оказаться большей, чем длина кабеля или необходимо сделать ответвление. Также во время работы или при эксплуатации линии могут иметь место порывы линии. Для качественного изолирования места соединения линии существует специальное устройство – кабельная муфта. В этой статье предлагается рассмотреть разновидности муфт, их классификацию и назначение.

Блок: 1/4 | Кол-во символов: 484
Источник: https://samelectrik.ru/kakie-byvayut-kabelnye-mufty.html

Вступление

Соединение и подсоединение кабелей одно из слабых мест электропроводки. Некачественный, слабый контакт в месте соединения приводит не только к нарушению соединения, но и авариям вплоть до пожара.

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 205
Источник: https://ehto.ru/material-ehlektrika/kabelnye-mufty-opisanie-naznachenie-klassifikatsiya

Классификация муфт

Муфты бывают самого разного типа. Область применения этих приспособлений настолько широка, что не позволяет их однозначно типизировать. Однако есть несколько критериев, по которым можно это сделать.

По назначению можно выделить следующие типы муфт:

  1. Соединительные.
  2. Ответвительные. Используются при необходимости сделать ответвление при монтаже кабельных линий.
  3. Переходные.
  4. Стопорные. Применяются в электросетях высокого напряжения (110 кВ).
  5. Концевые.

По исполнению бывают:

  1. Однофазные.
  2. Трехфазные. Предназначены для использования при работе с многожильными кабелями.

По материалу изготовления существуют такие виды муфт, как:

  1. Чугунные.
  2. Свинцовые. Свинцовые муфты соединяют металлические жилы кабелей, у которых оболочка выполнена из алюминия или свинца, напряжением 6-10 кВ. Имеют достаточно тяжелый вес.
  3. Латунные.
  4. Эпоксидные. Изготавливаются из эпоксидной смолы. Чаще всего для их защиты используют асбестовый или металлический кожух. Применяют для соединения проводников кабеля, прокладываемого в тоннелях, траншеях или шахтах. Используют, как и свинцовые, при напряжении 6-10 кВ.
  5. Термоусадочные. Применяется термоусадочная муфта как самый распространенный способ изолировать место соединения. Монтаж на основе термоусаживаемых материалов существенно облегчает технологию соединения кабелей и экономит время на выполнение этой работы.

По виду изоляции кабеля бывают:

  1. Пропитанные.
  2. Бумажные.
  3. Пластмассовые.
  4. Резиновые.

Соединительные муфты

Кабельная сеть может тянуться на различные расстояния, но при этом должна быть обеспечена целостность системы. Соединительные элементы включаются последовательно и объединяют отдельные части кабельной линии воедино. Это заставляет муфты передавать электроэнергию, как и силовой кабель, с минимальными потерями напряжения и с сохранением всех электрических характеристик.

Соединительные муфты выбираются в зависимости от технических параметров кабеля. Чтобы правильно подобрать соединитель, нужно учитывать:

  • количество проводов в кабеле;
  • материал, из которого изготовлены жилы кабеля, а также их диаметр;
  • изоляцию кабеля;
  • максимальное напряжение в сети;
  • способ защиты от внешних воздействий.

Чтобы правильно установить соединительный элемент на кабель, нужно разделать концы, снять всю изоляцию кабеля, затем последовательно подготовить каждый отдельный слой для монтажа. С каждой стороны необходимо полностью снять изоляцию на половину длины соединителя, в который потом и вводятся оба конца провода. Как только вы ввели все жилы с двух сторон, муфту необходимо крепко зажать крепежными деталями.

Все кабели имеют свое обозначение. Из-за широкого выбора кабелей существуют и разновидности соединительных элементов. Какую муфту использовать, из чего она состоит, ее технические параметры – все это можно узнать из маркировки кабельных муфт.

Например, есть кабельная муфта марки 1СТп-3×150-240С. В этом случае маркировка расшифровывается так:

  1. 1 – используется в электросетях напряжением до 1000 В.
  2. С – соединительная.
  3. Тп – имеет термопластичный изоляционный слой.
  4. 3 – количество проводов.
  5. 150-240 – минимальная и максимальная площадь сечения.
  6. С – показывает наличие дополнительных крепежных элементов.

Иногда в маркировке может указываться особенность изделия:

  • Р – ремонтная;
  • О – кабель с одной жилой;
  • Б – бронированная.

Буква, указывающая на особенность, проставляется после указания «Тп».

Переходные муфты

Переходная муфта позволяет соединить кабели различных типов или кабели с разным диаметром проводников. Конструкция одного из таких соединителей при объединении трехжильного кабеля с тремя одножильными кабелями равномерно распределяет напряженность в области среза.

На внутреннюю поверхность защитного кожуха наносится термоплавкий клей. Это обеспечивает герметичность соединения. Жилы соединяются болтовым методом, или используются гильзы под опрессовку.

Изделия такого типа имеют свою маркировку. Она достаточна проста. Название 3 СПТп-10 (70-120) М можно расшифровать следующим образом:

  • 3 – количество проводов;
  • С – соединительная;
  • П – переходная;
  • Т – термоусаживаемая;
  • п – с перчаткой;
  • 10 – максимальное напряжение сети, кВ;
  • 70-120 – минимальное и максимальное сечение;
  • М – в комплекте есть соединитель.

Монтируют изделия этого типа в такой последовательности:

  1. Подготовка и разделка кабеля. Производится обрезка проводников, поочередное удаление изоляционных слоев.
  2. Установка изолирующих трубок. Трубки надеваются на жилы и располагаются на месте разделки кабеля.
  3. Монтаж перчаток. Жилы кабеля сближаются как можно более плотно.
  4. Устанавливаются гильзы и манжеты. Жилы изгибаются до совпадения по горизонтали друг с другом. Надеваются манжеты, которые располагаются посередине места стыковки.
  5. Герметизация межфазной полости. Пространство внутри заполняется наполнителем.
  6. По центру конструкции располагается кожух.
  7. На кожух наматывается алюминиевая лента.
  8. Заземление. Оба конца гибкого медного провода – на бронированной алюминиевой лентой поверхности.
  9. На середину муфты надевается защитный наружный кожух.

Концевые муфты

Концевые муфты замыкают электрическую кабельную цепь. Особенность: наличие в конструкции компаунда. Это термоактивная, термопластическая полимерная смола. Такая муфта напоминает колпачок и является простой заглушкой.

Кроме компаунда, такой вид соединителя имеет в конструкции:

  • изоляторы для термоусадки;
  • герметик в виде ленты;
  • наконечник со срывающимися болтами либо предназначенный для опрессовки;
  • заземляющий провод;
  • пластину, выравнивающую электрическое поле;
  • термоусаживаемую трубку, обеспечивающую изоляцию;
  • термоусаживаемую манжету для выполнения экранирующей функции.

Назначение такого устройства – в разделении и присоединении металлических жил кабеля к устройствам типа трансформатора или электродвигателя. Они соединяют силовой кабель и распределительное оборудование.

Соединители такого типа широко представлены на рынке. В связи с этим следует тщательно подбирать модель такого рода устройства. При этом необходимо руководствоваться несколькими критериями:

  • количеством жил в проводнике;
  • наибольшим напряжением в сети;
  • сечением проводников;
  • типом изоляции кабеля;
  • условиями эксплуатации.

Обозначение концевых муфт схоже с маркировкой соединительных. Отличие заключается лишь в добавлении нескольких букв. 1 КВ(Н)тп-3×150-240 Н. Здесь добавочные буквы К, В(Н) в начале и Н в конце обозначают следующее:

  • К – концевая;
  • В(Н) – внутренней (наружной) установки;
  • Н – имеет комплект механического болтового наконечника.

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 6414
Источник: https://odinelectric.ru/wiring/wires/vidy-soedinitelnyh-muft-dlya-kabelej

Конструктивные особенности разных типов муфт

Прокладывание силовых электрических трасс может сопровождаться: стыковкой отрезков кабелей разной длины; разветвлением трассы на две или более линий; оконцеванием с подключением оборудования или переключением на воздушную ЛЭП; переходом от одого типа кабельно-проводниковой продукции к другому.

Подобные участки требуют надежной защиты мест соединений, поэтому на таких узлах устанавливаются разные типы муфт, указанные в таблице. Их конструкции заметно отличаются, но назначение у всех одно – обеспечить безопасную передачу электроэнергии. Некоторые из них нужно рассмотреть более подробно.

Ответвительные устройства для подключения

Они применяются:

  • при необходимости подключения к силовой трассе распределительного проводника,
  • для подключения отдельно стоящего оборудования
  • создания отдельной линии электропередач.

Примеры металлических ответвительных муфт на один, два, три кабельных отвода

Кроме показанных на фото вариантов, различают Т-образные (под углом 90°), У-образные (с ответвлением 30°) и крестообразные муфты. Принцип их установки ничем не отличается от перечисленных выше.

Концевые мачтовые устройства

Концевая муфта КМСт для перехода от трехжильного кабеля к воздушной ЛЭП

Применяются при переходе от изолированного кабеля к воздушным линиям электропередач на опорах вне зданий или помещений. Данные приспособления рассчитаны на эксплуатацию при нижних значениях температур от -40°С, что позволяет их использование в большинстве регионов страны.

На рисунке изображена муфта для трехжильного кабеля, состоящая из:

  • верхней крышки – 1;
  • изоляторов – 2;
  • шпильки-стержня – 3;
  • заземляющего проводника – 4;
  • горловины – 5;
  • основного корпуса – 6.

Такие модели применяют для кабелей с бумажной изоляцией с напряжением не более 1 кВ, а для их аналогов с пластмассовой изоляцией используют чугунные изделия ПКМЧ.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 1859
Источник: http://electric-tolk.ru/vidy-kabelnyx-muft/

Кабельные муфты это

Для качественного и надежного соединения, подсоединения, ответвления проводов и жил кабельной продукции предназначены специальные электротехнические устройства, называемые кабельные муфты. Покупать муфты нужно только у официальных представителей производителей на их сайте, например тут http://thermolink.ru/products/cable-kits_kvt/.

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 352
Источник: https://ehto.ru/material-ehlektrika/kabelnye-mufty-opisanie-naznachenie-klassifikatsiya

Назначение

Итак, рассмотрим, на какие виды и типы подразделяются кабельные муфты и сразу же расскажем об области применения каждой разновидности.

Соединительные. Пожалуй, это один из самых востребованных соединительных элементов. Выполнять соединение кабеля электрических линий приходится чаще, чем другие виды монтажа. Обязательное требование к таким элементам соединения – это надежная герметичность. В зависимости от требований, они могут быть разборными и не разборными. Для их изготовления выбирается материал, устойчивый к разрушениям от внешней среды.

Свинцовые муфты применяются для соединений проводников, у которых оболочка изготовлена из свинца или алюминия. Изготавливают их из труб, что видно на фото ниже. Свинцовые кабельные муфты достаточно тяжелые.

Эпоксидные. Применяются для соединения кабеля, прокладываемого в траншеях, тоннелях, шахтах. Изготавливаются данные изделия из эпоксидной смолы. Как правило, их защищают асбестовым или металлическим кожухом. После установки полость заполняется эпоксидной смолой.

Еще один вид — термоусаживаемая муфта. Это наиболее распространённый способ изолирования соединений ввиду простой технологии. Они легко устанавливаются на место соединения. Затем, воздействуя на них горячим воздухом, например от газовой горелки или электрического фена, обсаживают до образования герметичного покрытия. Применение их в соединениях позволяет повысить прочность изделия и увеличить длительность эксплуатации. Термоусадка снижает риск пробоя в силу высоких диалектических характеристик. Гибкость материала заметно облегчает удобство монтажа. Диапазон усадки позволяет использовать данные изделия при стыке кабельных линий различных диаметров.

Также используют переходные муфты, назначение которых обеспечить герметизацию разных кабелей. Стоит заметить, если различны только диаметры перехода, то целесообразнее использовать термоусадочные типы соединителей.

Возникает часто необходимость разделки и ответвления кабельных линий. В таком случае используются ответвительные соединители. Для их изготовления используются различные виды материалов. Например, полиэтиленовые, предназначенные для линий связи. Разновидности этих изделий, позволяют удовлетворить широкий спектр разветвлений используемых в линиях связи.

Стопорные. Этот вид соединителей применяется в электросетях высокого напряжения около 110 кВ. Они имеют достаточно сложное устройство. Рассмотрим это на примере муфты для кабеля с масляным наполнителем – МСТМ-110 (для увеличения нужно нажать на картинку).

Где:

  • 1 – корпус;
  • 2 – изолятор;
  • 3 – изоляция края;
  • 4 – изоляция самого кабеля;
  • 5 – изолирование центральной части;
  • 6 – наконечник;
  • 7 – контактное гнездо;
  • 8 – защитный экран;
  • 9 – раструб;
  • 10 – оболочка.

Применяются они в случаях возникновения гидростатического давления превышающего норму. Такое происходит, когда имеется большая разница уровней при большой длине трассы. Можно сказать, что такое соединение включает в себя разновидности концевых и муфтовых типов. МСТМ представляет собой соединение двух концевых муфт. Два изолятора из фарфора и корпус из немагнитного материала цилиндрической формы создают 3 камеры. Медная пружина соединяет колпаки изоляторов. Сверху они закрыты экраном цилиндрической формы. Экран для изоляции покрывается пропитанной бумагой. Камеры перед наполнением масла вакуумируются и затем заполняются.

Концевые муфты используют соответственно для оконцевания кабеля. По сути своей это обычная заглушка в виде колпачка. Как пример такого изолятора можно рассмотреть строительный изолятор СИП. Подобно изоляции скрутки проводов квартирной проводки их применяют для линий связи и электросетей. Или их еще используют при разделки многожильных кабелей. Как например на этом рисунке:

Это наиболее частый способ изолирования трехжильного проводника с помощью концевой кабельной муфты. По конструктивному исполнению разделяются на однофазные и трехфазные соединители. Например, однофазная КНО-20, применяется для изолирования конца кабеля напряжением 20-25 кВ, имеющего бумажную изоляцию с металлической оболочкой для каждой жилы.

Многофазные изолированные соединители применяются для многожильного кабеля.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 4148
Источник: https://samelectrik.ru/kakie-byvayut-kabelnye-mufty.html

Выбор кабельных муфт для практического использования

Выбор электротехнической арматуры при прокладывании линий электропередач должен основываться на реальных условиях их эксплуатации.  статью: → «Обслуживание и ремонт воздушных линий электропередачи».

Основные вопросы, которые будут ставиться перед устройствами:

  • какое напряжение будет проходить по кабелю?
  • какую изоляцию имеют кабельные жилы?
  • сколько жил и каково их сечение?
  • имеется ли броня?

При выборе концевых муфт следует уточнить местонахождение будущего соединения – внутри помещения или снаружи.

Варианты выбора термоусаживаемых муфт для кабелей с изоляцией из пропитанной бумаги:

Напряжение, кВВнутренняя концеваяНаружная концеваяСоединительная многожильнаяПри наличии брони
0,4 – 1,0КВтп-4х50-1КНтп-4х50-1Стп-4х50-1Стп(б)-4х50-1
6КВтп-3-120-6КНтп-3х120-6Стп-3х120-6Стп(б)-3х120-6
10КВтп-3х240-10КНтп-3х240-10Стп-3х240-10Стп(б)-3х240-10

Для кабелей с пластмассовой изоляцией жил:

Напряж., кВ

Внутренняя концеваяНаружная концеваяСоединительная многожильнаяСоединительная одножильная
0,4 – 1,0ПКВтп-4х50-1ПКНтп-4х50-1ПСтп-5х50-1
6ПКВтп-3-120-6ПКНтп-3х120-6ПСтп-3х120-6ПСтО-1х120-6
10ПКВтп-3х240-10ПКНтп-3х240-10ПСтп-3х240-10ПСтО-1х240-10

В заключении нужно отметить, что при выборе любого электротехнического устройства следует убедиться в наличии на него сертификата соответствия, а также проконсультироваться о данном виде изделия у грамотного специалиста.   К работе с электрическими сетями должны допускаться только лица, имеющие специальное образование и достаточный опыт работы.

Оцените качество статьи. Нам важно ваше мнение:

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 1692
Источник: http://electric-tolk.ru/vidy-kabelnyx-muft/

Рекомендации по выбору

Во время монтажных или ремонтных работ, соединение или оконцевание кабеля должно сохранять его механические и технические характеристики. Важно помнить о соблюдении правил пожарной безопасности и технадзора. Для соединения необходимо выбирать изделия соответствующего сечения. Материал, из которого они изготовлены, должен соответствовать требованиям, заложенным в проект или иную руководящую документацию.

В данной статье рассмотрели, какие бывают типы и виды кабельных муфт. Изучив разновидность и назначение этих изделий, вы можете сделать правильный выбор способа соединения во время проведения монтажных работ и в других случаях, какие бывают при эксплуатации линий связи и электросетей.

Полезное по теме:

Нравится()Не нравится()

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 783
Источник: https://samelectrik.ru/kakie-byvayut-kabelnye-mufty.html

Пример кабельной муфты

Например, муфта 1ПКТ-1 нг-LS (фото). Это муфта предназначена для удобного и надежного подсоединения жилы кабеля к электротехническому оборудованию. По типу эта муфта, концевая. По типу соединения через болт. С её помощью можно оконцевать провода и кабели электрических сетях до 1кВ.

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 304
Источник: https://ehto.ru/material-ehlektrika/kabelnye-mufty-opisanie-naznachenie-klassifikatsiya

Удобство термоусадочных муфт

Отдельно хотелось сказать о термоусадочных муфтах. Данный тип муфт, позволяет не только надежно соединить жилы кабелей, но и восстановить изоляцию кабелей (проводов) термоусадочными кожухами (трубками).

©Ehto.ru

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 241
Источник: https://ehto.ru/material-ehlektrika/kabelnye-mufty-opisanie-naznachenie-klassifikatsiya

Кол-во блоков: 11 | Общее кол-во символов: 17895
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:
  1. https://odinelectric.ru/wiring/wires/vidy-soedinitelnyh-muft-dlya-kabelej: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 7827 (44%)
  2. http://electric-tolk.ru/vidy-kabelnyx-muft/: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 3551 (20%)
  3. https://samelectrik.ru/kakie-byvayut-kabelnye-mufty.html: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 5415 (30%)
  4. https://ehto.ru/material-ehlektrika/kabelnye-mufty-opisanie-naznachenie-klassifikatsiya: использовано 4 блоков из 7, кол-во символов 1102 (6%)

lightika.com

Предохранительные муфты: типы и особенности

Динамические машины часто испытывают кратковременные, превышающие пиковые значения нагрузки. В большинстве случаев их вызывают сбои в работе определенных систем оборудования. Изменение конструкции машины – дорогостоящая задача. Эта процедура приведет к увеличению габаритов устройства и усложнению его обслуживания. С экономической точки зрения выгоднее создать силовую схему на основании номинальных нагрузок и подключить к оборудованию защитное устройство. Предохранительная муфта с проскальзыванием – один из таких вариантов.

Особенности и применение предохранительных муфт

Предохранительные или перегрузочные муфты используют при передаче момента силы, поэтому иногда их называют муфтами предельного момента. Сферы применения защитных устройств:

  • оборудование, техника ударного действия;
  • механизмы, применяемые для работы с разнородной средой;
  • автоматизированное оборудование;
  • кинематические схемы, передающие небольшую часть мощности приводного двигателя.

Предохранительные изделия комбинируют с компенсирующими моделями для работы с несоосными валами.

Типы предохранительных муфт

Устройства подразделяют исходя из их принципа действия. Основных видов изделий 4:

  • фрикционные;
  • с разрушающимся элементом;
  • магнитные;
  • пружинно-колпачковые.

Последний вид устройств может выпускаться с роликами или шариками. Он считается более распространенным вместе с фрикционным.

Фрикционные

Предохранительные муфты редукторов этого типа считаются самыми простыми. Они подходят для работы при коротких перегрузках от ударного воздействия. Их используют в комбинации с фланцами, звездочками, шкивами. При штатном усилии устройство передает нагрузку за счет сжатия фланцев и ступицы. Если же показатели силы превышают допустимые, фланец прокрутится по втулке. Допустимый уровень силового момента зависит от местоположения и количества пружин. Конструкция предохранительных муфт:

  • ступицы;
  • фрикционные накладки;
  • втулки;
  • стопорные винты;
  • подвижный нажимной диск;
  • тарельчатые пружины;
  • датчики вращения (не входят в стандартный комплект поставки).

Вращательный датчик позволяет отрегулировать время проскальзывания соединения. Это сведет к минимуму повреждения. Проскальзывание завершается автоматически, но при этом механизм продолжает работать. Ступицу часто заменяют игольчатым подшипником. Такая модификация необходима, если скорость скольжения и радиальные нагрузки высокие, а требования к местоположению вала и привода очень строгие. Диапазон момента силы современных предохранительных соединительных элементов – от 2 до 50000 Нм, а валовый диаметр – до 200. Скорость проскальзывания падает с увеличением размера защитного устройства.

Пружинно-кулачковые

Предохранительная муфта этого типа отличается высокой точностью срабатывания. Главную роль в повышенной точности отводится упругим свойствам пружины. При достижении пикового момента вращения пружинно-кулачковый механизм сработает с большей вероятностью, чем фрикционный. К плюсам изделия относят высокие показатели жесткости кручения, отсутствие мертвого хода. Это особенно важно при работе следящих приводов. Недостатки у пружинно-кулачковых предохранительных муфт тоже есть. Они сильно ограничены по скоростным характеристикам. При высоких скоростях защитные элементы много раз перегружаются из-за самовключений. Со временем падает показатель крутящегося момента. Пружинно-кулачковые механизмы бывают:

  • кулачковыми;
  • кулачково-роликовыми;
  • шариковыми.

Сложнее всего изготавливать кулачковые муфты, поэтому производители часто используют шариковые изделия. Трение скольжение при такой конструкции заменяется частично трением качением. В кулачково-роликовых моделях установлены радиально расположенные ролики. Во время работы шарики прижимаются к гнездам за счет передачи усилия от пластин. Если нагрузка выше номинальной, шарик вылетает из гнезда, а сила передается.

Особенности эксплуатации пружинно-кулачкового устройства

Защитный элемент обеспечивает следующие способы восстановления валов:

  • Автоматическое при прекращении перегрузок. Вращение продолжается.
  • Вручную или специальным механизмом. Такой метод применяется, если дополнительно был установлен запорный механизм. Его монтируют между подвижным диском и пружинным блоком.
  • Непрерывная передача вращения. Задействуется, когда остановить работу механизма нельзя. В оборудование дополнительно устанавливают ограничитель хода диска и сигнализацию. При критической ситуации диск перемещается до упора, активирует сигнализацию.

Использование пружинно-кулачковых муфт способствует снижению стоимости и уменьшению размеров машин. Расходы на эксплуатацию тоже снижаются, т.к. растет надежность оборудования.

fif-group.ru

Разновидности муфт

К простейшим из глухих муфт относятся втулочные гильзовые муфты. (Они представляют собой полый чугунный цилиндр с канавками для шпонок, муфта надевается на концы соединяемых валов. Валы крепятся к муфте клиновыми шпонками с головками. Другое исполнение втулочной муфты используется для соединения горизонтального вала механизма передвижения башенного крана СБК-1. В этой муфте один вал закрепляется во втулке сваркой с торца, а второй крепится к ней шпонкой.

Муфты с упругими кольцами допускают небольшое отклонение оси одного вала от оси другого, смягчают удары и толчки, возникающие во время передачи вращения от двигателя к редуктору. Механизмы кранов оборудованы электродвигателем и редуктором. Для соединения вала двигателя с валом редуктора часто применяют эластичные муфты, состоящие из двух полумуфт, которые закрепляют на валах шпонками. На одной из полумуфт по окружности закрепляют гайками пальцы, которые входят в отверстия на полумуфте. Отверстия в муфте делают значительно больших размеров, чем пальцы, что позволяет надевать на пальцы резиновые или кожаные кольца. Эти кольца й смягчают удары при пуске и остановке электродвигателя. Большое нарушение соосности валов ведет к разрушению амортизирующих колец, поэтому чем точнее совпадают оси валов, тем больше срок службы.

Необходимо систематически осматривать пальцы муфты, так как из-за неточности монтажа эластичные кольца могут очень быстро износиться, пальцы будут бить по отверстиям, разрабатывать их, выскакивать, изгибаться.

Полумуфта, надеваемая на вал редуктора, служит одновременно шкивом для тормоза. Выбор именно этой полумуфты для тормоза не является случайным, а подсказывается условиями безопасности. Если, например, у муфты механизма подъема груза будут срезаны пальцы, то груз под действием своего веса не упадет, а будет остановлен.

Хотите купить квартиру в новостройке? Тогда вам следует заглянуть на сайт vlg.moscowmax.ru, где вы найдете подробную информацию о данном вопросе.

Нет похожих записей

jmsi.ru

Тема 12.1. Муфты

В результате изучения студент должен знать:

– классификацию и назначение муфт;

– основы расчета муфт.

Содержание лекции

Общие сведения

Классификация муфт

Глухие муфты

Жесткие компенсирующие муфты

Упругие муфты

Сцепные муфты

Самоуправляемые муфты

Подбор и расчет муфт

Общие сведения

В современном машиностроении большинство машин состоит из сборочных единиц (узлов) и механизмов. Для обеспечения кинематической и силовой связи валы узлов соединяют муфтами.

Муфтой – называется устройство для соединения концов валов или для соединения валов со свободно сидящими на них деталями (зубчатые колеса, звездочки и т. д.).

Назначение муфт — передача вращающего момента без изменения его значения и направления. В ряде случаев муфты дополнительно поглощают вибрации и толчки, предохраняют машину от аварий при перегрузках, а также используются для включения и выключения рабочего механизма машины без останова двигателя.

Классификация муфт

Многообразие требований, предъявляемых к муфтам, и различные условия их работы обусловили создание большого количества конструкций муфт, которые классифицируют по различным признакам на группы.

По принципу действия:

1) постоянные муфты, осуществляющие постоянное соединение валов между собой;

2) сцепные муфты, допускающие во время работы сцепление и расцепление валов с помощью системы управления;

3) самоуправляемые муфты, автоматически разъединяющие валы при изменении заданного режима работы машины.

По характеру работы:

1) жесткие муфты, передающие вместе с вращающим моментом вибрации, толчки и удары;

2) упругие муфты, амортизирующие вибрации, толчки и удары при передаче вращающего момента благодаря наличию упругих элементов — различных пружин, резиновых втулок и др.

Группы (механические, гидродинамические, электромагнитные). Рассматриваются только механические муфты. Электромагнитные и гидравлические муфты изучают в специальных курсах.

Подгруппы:
1) жёсткие,
2) компенсирующие,
3) упругие,
4) предохранительные,
5) обгонные.
Виды:
1) фрикционные, 2) с разрушаемым элементом.
Конструктивные исполнения:
1) кулачковые,
2) шариковые,
3) зубчатые,
4) фланцевые,
5) втулочно-пальцевые,
6)втулочные.

Глухие муфты
Глухие муфты соединяют соосные валы в одну жесткую линию. Относятся к постоянным муфтам. Применяются в тихоходных приводах. Из различных видов глухих муфт наибольшее распространение получили втулочные и фланцевые муфты.

Втулочная муфта собой втулку, насаживаемую на концы валов рис. 3.3.1. Применяется для передачи небольших вращающих моментов. Имеет простую конструкцию, малые габариты и низкую стоимость. Недостатком муфты является неудобный монтаж и демонтаж, связанные с осевым смещением валов или муфты вдоль вала. Материал втулки — сталь 45. Втулочную муфту выбирают по стандарту. Шпоночное соединение проверяют на прочность.


Рисунок 3.3.1 Втулочная муфта

Фланцевая муфта состоит из двух полумуфт с фланцами, стянутыми болтами рис. 3.3.2, причем половина болтов установлена с зазором, а другая — без зазора. Фланцевые муфты соединяют отдельные части валопровода в один вал, работающий как целый. Для того, чтобы этот составной вал оставался прямолинейным, необходима строгая соосность его частей и пригонка полумуфт, в противном случае неизбежны изгиб вала, его биение и появление дополнительных нагрузок на опоры. Фланцевые муфты просты по конструкции, надежны в работе, могут передавать большие моменты. Они широко распространены в машиностроении. Материал полумуфт — сталь 40 или сталь 35Л, допускается также чугун СЧ20. Эти муфты выбирают по стандарту и проводят проверочный расчет болтов на прочность.


Рисунок 3.3.2 Фланцевая муфтаЖесткие компенсирующие муфты

Жесткие компенсирующие муфты относятся к постоянным муфтам и предназначены для соединения валов с компенсацией радиальных рис. 3.3.3.а, осевых рис. 3.3.3.6 и угловых рис. 3.3.3.в смещений вследствие неточности изготовления и монтажа.

Компенсация отклонений от соосности валов достигается за счет подвижности жестких деталей муфты. Эти муфты уменьшают дополнительные нагрузки на валы и подшипники, вызываемые отклонениями от соосности валов. Наибольшее распространение из группы компенсирующих муфт получили зубчатые и цепные.


Рисунок 3.3.3 Виды смещений валов

Зубчатая муфта рис. 3.3.4 состоит из двух обойм 1 с внутренними зубьями эвольвентного профиля, которые зацепляются с зубьями втулок 2, насаживаемых на концы валов. Обоймы соединены между собой болтами, поставленными в отверстия без зазора. Втулки и обоймы изготовляют из стали 40 или стали 45Л.


Рисунок 3.3.4 Зубчатая муфта

Зубчатые муфты компенсируют радиальные, осевые и угловые смещения валов за счет боковых зазоров в зацеплении и обточки зубьев втулок по сфере. Зубчатые муфты широко применяются для соединения горизонтальных тяжело нагруженных валов диаметром d=40…560 мм при окружных скоростях до 25 м/с. Эти муфты надежны в работе, имеют малые габариты. Зубчатые муфты подбирают по наибольшему диаметру концов соединяемых валов и проверяют по формуле:


где Тгост — максимальный вращающий момент муфты по ГОСТ; Т — вращающий момент, передаваемый муфтой; К1 =1,1…1,8 – коэффициент безопасности;

К2 =1…1,5- коэффициент условий работы машины.

Цепная муфта состоит из двух полумуфт-звездочек, имеющих одинаковые числа зубьев рис. 3.3.5, охватывающей их общей цепи и защитного кожуха, заполненного пластичным смазочным материалом. Применяются цепи роликовые однорядные и двухрядные, а также зубчатые. Достоинства цепных муфт — простота конструкции и обслуживания, относительно небольшие габариты. При монтаже и демонтаже не требуется осевого смещения узлов.

Цепные муфты имеют значительные люфты. Поэтому их не применяют в реверсивных приводах (реверс будет сопровождаться ударами). Цепные муфты допускают угловое смещение валов.


Рисунок 3.3.5 Цепная муфтаУпругие муфты

Упругие муфты относятся к постоянным муфтам. Основная часть этих муфт — упругий элемент, который передает вращающий момент от одной полумуфты к другой.

Упругие муфты смягчают толчки и удары; служат средством защиты от резонансных крутильных колебаний, возникающих вследствие неравномерного вращения; допускают сравнительно большие смещения осей соединяемых валов.

Основные характеристики упругих муфт — жесткость или(обратная ей величина) податливости и демпфирующая способность, т. е. способность превращать в теплоту энергию при деформации упругих элементов муфты.

По конструкции упругие муфты разнообразны. По материалу упругих элементов они делятся на две группы: муфты с неметаллическими упругими элементами (обычно резиновыми) рис.3.3.6.а — г и муфты с металлическими упругими элементами рис. 3.3.7.а — г: а—цилиндрические пружины; б— змеевидные пластинчатые пружины; в — стержни, пластины и пакеты пластин, расположенные по образующей и по радиусу; г — пакеты разрезных гильзовых пружин.


Рисунок 3.3.6 Основные типы резиновых упругих элементов муфт
Рисунок 3.3.7 Основные типы металлических стальных упругих элементов муфт
Муфта упругая втулочно-пальцева состоит из двух дисковых полумуфт рис. 3.3.8, в одной из которых в конических отверстиях закреплены соединительные пальцы с надетыми гофрированными резиновыми втулками. Материал полумуфт — чугун СЧ20, сталь 35 или 35Л. Материал пальцев — сталь 45.

Вследствие небольшой толщины резиновых втулок муфта обладает малой податливостью, компенсируя незначительные смещения валов. Радиальное и угловое смещения валов снижают долговечность резиновых втулок, нагружая валы дополнительной радиальной изгибающей силой. Муфта широко применяется для соединения машин с электродвигателями при передаче малых и средних вращающих моментов. Она проста в изготовлении. Наружная поверхность полумуфт может использоваться в качестве тормозного барабана. Муфту подбирают по стандарту в диапазоне диаметров валов d=16…150 мм.


Рисунок 3.3.8 Муфта упругая втулочно-пальцевая

Муфта упругая со звездочкой состоит рис.3.3.9 из двух полумуфт 1с торцовыми кулачками и резиновой звездочки 2, зубья которой расположены между кулачками. При передаче момента в каждую сторону работает половина зубьев.

Муфта компактна и надежна. Применяется для соединения быстроходных валов.


Рисунок 3.3.9 Муфта упругая со звездочкой

Муфта упругая с торообразной оболочкой состоит из двух полумуфт рис. 3.3.10, упругой оболочки, по форме напоминающей автомобильную шину, и двух колец, зажимающих с помощью винтов оболочку. Эта муфта обладает высокими упругими и демпфирующими свойствами. Обеспечивает шумо- и электроизоляцию узлов привода, удобна и надежна в эксплуатации. Применяется в конструкциях, где трудно обеспечить соосность валов, при переменных и ударных нагрузках.


Рисунок 3.3.10 Муфта упругая с торообразной оболочкой

Муфта с цилиндрическими пружинами сжатия. Одна из конструкций таких муфт показана на рис.3.3.11. Пружины 4 установлены па стержни сегментов 5 предварительно сжатыми, чтобы одним концом они опирались на сегменты, принадлежащие полумуфте 3, а другим — на сегменты полумуфты. При передаче вращающего момента осадка половины от общего числа пружин увеличивается, остальных — уменьшается. Сегменты имеют возможность качательного движения на пальцах 2 и изготовляются из износостойких пластмасс или чугуна. Путем подбора пружин жесткость муфты изменяется в весьма широких пределах. Расчет пружин ведут методами сопротивления материалов.


Рисунок 3.3.11. Муфта с цилиндрическими пружинами

Муфта со змеевидной пружиной. состоит из двух полумуфт с зубьями специального очертания, между которыми свободно заложены секции ленточной змеевидной пружины 3 прямоугольного сечения рис.3.3.12. Кожух 2, состоящий из двух половин, удерживает пружину от выскакивания под действием центробежной силы и служит резервуаром для пластичного смазочного материала, который меняют через каждые четыре месяца. Материал полумуфт —сталь 40 или 45Л, материал пружин — сталь 65Г. Кожух отливают из чугуна СЧ15. Муфта со змеевидной пружиной достаточно податлива. Муфта надежна в работе и долговечна. Применяется при передаче больших вращающих моментов.


Рисунок 3.3.12 Муфта со змеевидной пружиной
Сцепные муфты

Сцепные (управляемые) муфты служат для быстрого соединения и разъединения валов при работающем двигателе. Применяются при строгой соосности валов. По принципу работы делятся на кулачковые и фрикционные. Все сцепные муфты должны легко и быстро включаться при незначительной силе, а также иметь малый нагрев и небольшую изнашиваемость при частых переключениях.

Кулачковые муфты состоят из двух полумуфт с кулачками на торцовых поверхностях рис. 3.3.13. При включении кулачки одной полумуфты входят во впадины другой, создавая жесткое сцепление. Для переключения муфты одна полумуфта передвигается вдоль вала по направляющей шпонке или шлицам с помощью механизма управления муфтой. Кулачковые муфты просты в изготовлении и малогабаритны. Применяются в механизмах, где должно быть обеспечено постоянное передаточное число (металлорежущие станки), а также при передаче больших вращающих моментов, когда переключения производят редко. Недостаток кулачковых муфт — невозможность включения на быстром ходу. Во избежание ударов и повреждения кулачков включение муфты производят без нагрузки. Основные элементы муфт — кулачки различных профилей рис. 3.3.14: прямоугольного (а), трапецеидального (б), треугольного (а) соответственно для больших, средних и малых нагрузок.


Рисунок 3.3.13 Кулачковая муфта

Рисунок 3.3.14 Профили кулачков муфт сцепления
Фрикционные муфты служат для плавного сцепления валов под нагрузкой на ходу при любых скоростях. Передача вращающего момента осуществляется силами трения между трущимися поверхностями деталей муфты рис. 3.3.15.а—в. В начале включения за счет проскальзывания рабочих поверхностей муфты разгон ведомого вала происходит плавно, без удара, с постепенным нарастанием передаваемого вращающего момента по мере увеличения нажимной силы Р. При установившемся движении проскальзывание отсутствует, муфта замыкается, и оба вала вращаются с одной и той же угловой скоростью. В момент перегрузок фрикционные муфты пробуксовывают, предохраняя машину от поломок.
Рисунок 3.3.15 Фрикционные муфты
По форме поверхности трения фрикционные муфты рис.3.3.15 делятся на дисковые (а), конусные (б) и цилиндрические (в).

По условиям смазывания муфты бывают масляные и сухие. Масло служит для уменьшения износа, улучшения расцепления рабочих поверхностей и отвода теплоты. В муфтах, работающих в масле, трущиеся детали изготовляют из закаленной стали. В сухих муфтах применяют пары трения — сталь или чугун по фрикционному материалу (накладки из асбестопроволочной прессованной ткани — ферродо, фрикционные пластмассы, металлокерамическое покрытие и др.).

В современном машиностроении применяются различные конструкции фрикционных муфт, среди которых наибольшее распространение получила многодисковая муфта.

Многодисковая фрикционная муфта состоит из двух полумуфт в виде корпуса / и втулки 3, дисков 4 и 5 и нажимного механизма 2 рис. 3.3.16. В продольные пазы внутренней поверхности корпуса свободно входят зубья ведущих дисков 4, а в пазы на наружной поверхности втулки — зубья ведомых дисков 5, между которыми возникают силы трения, что обусловливает передачу вращающего момента. Толщину стальных дисков принимают 1,5…2,5 мм для масляных и 2,5…5 мм для сухих муфт. Зазор между дисками выключенной муфты 0,2…1,5 мм в зависимости от материала поверхностей трения. Число ведущих дисков выбирают не более 11, так как нажимная сила Р на последние диски постепенно уменьшается вследствие трения зубьев дисков в пазах полумуфт. Все диски в муфте должны быть параллельными и соосными во избежание их местного повышенного износа и нагрева. По этой причине ведущие и ведомые диски устанавливают на одной полумуфте, расположенной на ведомом валу, при этом число пар трущихся поверхностей четное, а число всех дисков — нечетное. Многодисковые муфты имеют малые габариты, что важно для быстроходных механизмов. Эти муфты с механическим управлением применяют для передачи малых и средних вращающих моментов. При передаче больших моментов многодисковые фрикционные муфты снабжают пневматическим, гидравлическим или электромагнитным дистанционным управлением, широко применяемым в современном станкостроении.


Рисунок 3.3.16 Многодисковая фрикционная муфта

Основным критерием работоспособности фрикционных муфт является износостойкость трущихся поверхностей. Поверхности трения дисков проверяют на износостойкость по значению давления.

Самоуправляемые муфты

Самоуправляемые муфты предназначены для автоматического сцепления и расцепления валов при изменении заданного режима работы, машины. Самоуправляемые муфты бывают: по направлению вращения — обгонные, по угловой скорости — центробежные, по моменту—предохранительные.

Обгонные муфты или муфты свободного хода, служат для передачи вращающего момента в одном направлении. Наибольшее распространение получила роликовая муфта рис.3.3.17 с диапазоном диаметров валов d==10…90 мм и числом роликов z=3…5. Эта муфта состоит из двух полумуфт, одна из которых имеет форму кольца, а вторая — форму звездочки с вырезами для роликов. Для быстрого включения муфты ролики отжимаются пружинами. При передаче вращающего момента ролики заклиниваются между полумуфтами в суживающейся части выреза, образуя жесткое сцепление. Если по какой-либо причине угловая скорость ведомого вала превысит угловую скорость ведущего, то вследствие обгона ролики расклинятся, выкатятся в расширенную часть выреза и муфта автоматически выключится. При останове ведущего вала ведомый вал продолжает вращаться. Обгонные роликовые муфты работают бесшумно, допуская большую частоту включений. Применяются в станках, автомобилях и т. д. Критерием работоспособности роликовых муфт является контактная прочность рабочих поверхностей роликов и полумуфт.


Рисунок 3.3.17 Обгонная роликовая муфта Центробежные муфты предназначены для автоматического включения или выключения ведомого вала при достижении ведущим валом заданной угловой скорости. По устройству центробежные муфты представляют собой фрикционные муфты, у которых механизмом управления служат грузы-колодки рис. 3.3.18, находящиеся под действием центробежных сил. При достижении ведущим валом заданной угловой скорости центробежные силы, действуя на грузы, производят включение муфты. Передача вращающего момента осуществляется силой трения, пропорциональной квадрату угловой скорости.

В современном машиностроении применяются конструкции центробежных муфт, которые служат для разгона механизмов с большими маховыми массами при двигателе с малым пусковым моментом, для повышения плавности пуска, для предотвращения разноса машины и т. п. Размеры муфт принимают конструктивно. Рабочие поверхности трения грузов проверяют на износостойкость аналогично фрикционным муфтам.


Рисунок 3.3.18 Центробежная колодочная муфта
Предохранительные муфты. предназначены для предохранения машин от перегрузок. Муфты ставят как можно ближе к месту возникновения перегрузки; они могут работать только при строгой соосности валов.

По принципу работы предохранительные муфты делятся на пружинно-кулачковые, фрикционные и с разрушающимся элементом.

Пружинно-кулачковая предохранительная муфта по конструкции аналогична сцепной кулачковой, только подвижная в осевом направлении полумуфта прижимается к неподвижной не механизмом управления, а постоянно действующей пружиной с регулируемой силой. Кулачки выполняют трапецеидального профиля небольшой высоты с углом наклона рабочих граней 45…60° рис. 3.3.19. При перегрузке сумма осевых составляющих сил Ра на гранях кулачков становится больше .прижимной силы пружины и муфта многократно прощелкивает кулачками, подавая звуковой сигнал о перегрузке. Повторные мгновенно-ударные включения кулачков при перегрузке отрицательно влияют на сопротивление усталости деталей механизма, вследствие чего эти муфты применяют для передачи небольших моментов при малых угловых скоростях. Кулачковые предохранительные муфты надежны в работе, но имеют повышенный износ кулачков. Размеры муфт подбирают по стандарту или принимают конструктивно. Кулачки проверяют на износостойкость аналогично сцепным кулачковым муфтам, пружины рассчитывают методами сопротивления материалов.


Рисунок 3.3.19 Пружинно-кулачковая предохранительная муфта

Фрикционные предохранительные муфты отличаются большим разнообразием. Применяются при частых кратковременных перегрузках. Конструкция этих муфт рис.3.3.20 аналогична конструкции сцепных фрикционных муфт. Сила нажатия в них создается пружинами, отрегулированными на передачу предельного вращающего момента Тпред. Пружины периодически регулируют, так как по мере износа поверхностей трения диски сближаются, уменьшая силу сжатия пружин. Чаще других используются сухие многодисковые муфты, размеры которых подбирают по стандарту или принимают конструктивно, а затем проверяют расчетом аналогично сцепным фрикционным муфтам.


Рисунок 3.3.20. Многодисковая фрикционная предохранительная муфта

Комбинированные муфты представляют сочетание различных муфт в одной конструкции. Применяются, когда ни одна отдельно взятая муфта не может обеспечить требуемого характера соединения валов. Число возможных комбинаций муфт велико. В машиностроении часто встречается комбинация компенсирующих упругих муфт с предохранительными рис. 3.3.21.


Рисунок 3.3.21 Комбинированная упруго-предохранительная фрикционная муфта Подбор и расчет муфт

Основной характеристикой муфт является передаваемый вращающий момент Т. Муфты подбирают по ГОСТу или ведомственным нормалям по большему диаметру концов соединяемых валов и, расчетному моменту

Tрасч=KT

где К — коэффициент режима работы муфты.

Для приводов от электродвигателя принимают:

при спокойной нагрузке К== 1,15. ..1,4,

при переменной нагрузке К ==1,5.. .2,

при ударной нагрузке К=2,5…3.

Муфты каждого размера выполняют для некоторого диапазона диаметров валов, которые могут быть различными при одном и том же вращающем моменте вследствие разных материалов и различных изгибающих моментов. Наиболее слабые звенья выбранной муфты проверяют расчетом на прочность по расчетному моменту Трасч.


Ответьте на контрольные вопросы

vtk34.narod.ru

Основные виды кабельной муфты

Современные коммуникации играют большую роль в жизни человека, обеспечивая ему комфорт, уют и безопасность. Чтобы соединение кабелей было надёжное и безопасное, используется муфта кабельная. Это специальное устройство, которое предназначено для соединения оптических и электрических кабелей в одну кабельную линию и обеспечения надежной герметизации, дополнительной изоляции стыковочного разъёма.

Безусловно, такими работами занимаются опытные специалисты, имеющие соответствующие знания и опыт, но случаи могут быть разными и возможно когда-то вам придётся самостоятельно сооружать такую систему и поэтому знания о том, какими бывают муфты, будут полезными.

Виды кабельной муфты

Современный электротехнический рынок представляет большой выбор кабельных муфт, которые принято разделять на несколько типов:

1. По типу крепления:

• соединительные: используются во время монтажа кабельных линий. Главное предназначение – это: надёжное соединение, герметизация, защита от разных повреждений на местах стыковки силовых кабелей;
• концевые: осуществляют подвод кабеля к разным электрическим приборам и аппаратам;
• ответвительные: применяются исключительно для подключения ответвительного кабеля к силовой магистральной линии;
• стопорные и стопорно-переходные: объединяют кабеля в одну линию и в тоже время предупреждают стекание кабельной массы на участках.

2. По материалу изготовления:

• свинцовая;
• эпоксидная;
• чугунная;
• термоусаживающая;
• пластмассовая;
• заливная;
• натяжная.

3. По методу монтажа:

• наружные;
• внутренние.

4. По типу изоляционного покрытия:

• муфта с бумажной изоляцией;
• муфта с пластмассовой изоляцией.

Существует ещё и переходная муфта, которая обеспечивает надёжное соединение с разными типами изоляцией: и с бумажной, и с пластмассовой.

Критерии выбора кабельной муфты

Как видим, классификация кабельных муфт запутана и может показаться сложной. Поэтому, чтобы выбор муфты был не таким тяжёлым, следует ориентироваться на такие параметры:

• конструкция: материал изготовления и конструктивные характеристики;
• назначение;
• условия использования: муфта для внутреннего или внешнего прокладывания;
• значение минимального напряжения;
• габариты: нормальная и малогабаритная;
• диаметр сечения и количество жил;
• форма: Х-, Т-, V – образная.

Наибольшей популярностью пользуется термоусаживаемая кабельная муфта из высококачественного полимера, которая обеспечивает надёжный, простой монтаж. К тому же, такая муфта благодаря способности усаживания во время нагревания может применяться для нескольких токопроводящих жил, которые одинаковы между собой по диаметру сечения.


По материалам http://elav.kh.ua/mufta.

decorinfo.org

виды, устройство и принцип работы :: SYL.ru

Устройство механизированной техники предполагает наличие переходных участков, через которые транслируется крутящий момент. В большинстве случаев эту функцию передачи энергии выполняют специальные муфты. Отчасти их можно рассматривать в качестве соединительных элементов, но в перечень задач такой оснастки входит и обеспечение привода. В полной мере эту работу выполняют фрикционные муфты, которые задействуются в транспортной технике, промышленных станках, инженерном оборудовании и так далее.

Общее устройство муфты

Конструкционно муфты различаются и могут иметь особенности устройства в зависимости от типа, но чаще всего в качестве базы для них используют пакет дисковых элементов с фрикционной функцией. Конкретное число дисков будет зависеть от частоты крутящего момента, который должен быть передан от одного вала другому. В традиционной муфте предусматривается два диска. Один из них фрикционный, а другой – стальной. Причем материал изготовления тоже может быть общим. Выраженное отличие имеет фрикционное покрытие. Его задача заключается в обеспечении надежной сцепки, за счет которой будет реализовано движение валов. В целях повышения коэффициента трения фрикционные муфты снабжаются углеродными элементами и высокопрочной керамикой. Существуют и модели без фрикционных покрытий. В таких случаях дисковые стальные компоненты крепятся в барабанной основе, смежной с управляемым валом, которому передается крутящий момент. Конструкция также может дополняться возвратными пружинами и поршнем. Задача поршня заключается как раз в усилении сцепки между фрикционным покрытием и ведомым валом. Что касается пружины, то она возвращает рабочий диск на место.

Принцип работы

Как уже отмечалось, муфты могут иметь разные задачи, но в целом принцип их работы остается одним – осуществление сопряжения и разъединения двух рабочих агрегатов. В процессе подключения к движению фрикционной муфты на управляемом валу постепенно нарастает сила прижатия. То есть фрикционная сторона осуществляет поступательное сцепление с ведомым валом. В этот момент важна не столько сама сцепка, сколько схождение двух сил прижатия на фоне совершаемой работы со стороны основного вала.

Муфта для предохранения рассчитана на функцию безопасного разобщения валов при выходе пиковой величины крутящего момента за рамки стандартных значений. Подключаемый вал в дальнейшем будет продолжать стабильную плавную работу. Впрочем, это определит характер движения механизмов, которые обслуживает фрикционная муфта. Принцип работы дисков при осуществлении прямолинейного движения предполагает, что большое значение в качестве сопряжения будут иметь вспомогательные узлы и агрегаты, через которые также транслируется передача. Например, к таким могут относиться бортовые редукторы, сервомеханизм (при поворотах), а также вилка отключения муфты.

Разновидности муфты

Муфты различаются по конструкционному исполнению, способу оказания прижимного усилия и характеру обеспечения механики трения. Уже говорилось, что в качестве элементов муфты чаще всего выступают диски. Но также могут использоваться конусные, цилиндрические и барабанно-ленточные детали. Такие элементы обычно применяют в конструкциях, где реализуется нестандартная конфигурация прижима, например угловая. Техническим развитием традиционных механизмов стала многодисковая фрикционная муфта, которая выигрывает за счет плавности хода и обеспечения более высокой силы сцепления. Что касается способа оказания прижимного усилия, то оно может обеспечиваться гидравликой или пневматикой. В первом случае рабочей средой будет выступать техническая жидкость, а во втором – сжатый воздух от компрессора. Также современные муфты работают за счет электромагнитных потоков, но из-за высокой стоимости и сложности данное решение менее распространено. Механика трения, в свою очередь, обеспечивается по сухому или мокрому принципу. В первом случае движения выполняются без применения смазки, а во втором – с маслом, которое снижает негативные эффекты трения и отводит тепло.

Муфта сцепления

Данная разновидность муфты отвечает за плавное сцепление ведущего и ведомого валов. Сложность ее задачи обусловливается не столько физической сцепкой, сколько противодействием нагрузкам окружающей среды. Для понимания особенности таких муфт на фоне других деталей, обеспечивающих сцепку, можно сравнить их с аналогами в виде зубчатых и кулачковых компонентов соединительной цепи. В отличие от них, фрикционные муфты сцепления при большой разности в скоростях двух валов не дают сильных ударов и перегрузок. Они скорее затормаживают активность механизма, обеспечивая тем самым возможность соосного сопряжения в наиболее выгодный момент. Иными словами, они подстраиваются под оптимальные условия сопряжения.

Предохранительная муфта

Муфты этого типа служат для безопасного соединения или разъединения валов в том случае, если механизм работает под высокими нагрузками. Такие элементы способны автоматически восстанавливать функциональность агрегата после того, как пиковая перегрузка завершилась. Но важно иметь в виду, что из-за различий в коэффициентах трения дисков тонность работы предохранительной муфты достаточно невелика. Поэтому ее чаще используют при регулярных, но кратковременных перегрузках, когда работа механизма выходит за рамки нормативной частоты крутящего момента. Компенсация поглощаемой энергии обеспечивается пружиной, демпферными элементами устройства или теплоотводящими материалами, из которых может быть выполнена и основа конструкции.

Используемые в конструкции материалы

Традиционные технологии изготовления муфт базируются на использовании стальных сплавов с антикоррозийными покрытиями. В наши дни также развивается сегмент композитных углеродных материалов, кевларовые элементы и так далее. Самые же технически развитые детали изготавливают из специализированных фрикционных материалов. В частности, к таким можно отнести ретинакс, трибонит и пресс-композит. Первый представляет собой сплав барита, асбеста и фенолформальдегидных смол, дополненных стружкой из латуни. В состав трибонита также входят компоненты нефтепродуктов и композиты, благодаря которым диск фрикционной муфты может эксплуатироваться в условиях водной среды. Прессованные композиты отличаются тем, что в составе их структуры предусматриваются высокопрочные волокна, повышающие износостойкость деталей.

Формы выпуска деталей

Дисковые муфты представляют целый класс пластинчатых фрикционных деталей. В эту группу кроме стандартного форм-фактора также входят вкладыши, которые изготавливаются из вышеупомянутого ретинакса и композитных сплавов. Пластинчатая муфта сцепления может иметь и форму сектора. Такие элементы тоже имеют внутренний и внешний диаметры, но в конструкции предусматривается и угловой сектор, позволяющий интегрировать элемент в механизмы с нестандартной сцепкой.

Заключение

Хотя на смену традиционной механике приходят более эргономичные, функциональные и удобные в управлении приводные системы наподобие электромагнитных и пневматических, в некоторых сферах по-прежнему востребованы привычные силовые детали. К таким как раз относятся и фрикционные муфты, благодаря несложной форме которых простые технические устройства служат долго и исправно. Разумеется, есть свои сложности в обслуживании таких компонентов. Они изнашиваются, требуют ремонта и замены. Однако даже внедрение современных электромагнитных аналогов пока не способно в полной мере восполнить функцию стальной муфты с гидравликой. Другое дело, что есть спрос на повышение технико-эксплуатационных качеств за счет новых композитных материалов. Но и они принципиально отличаются лишь физико-химическими свойствами.

www.syl.ru

Кабельные муфты: виды, характеристики

Во время монтажа электропроводки очень часто возникает необходимость присоединить дополнительную кабельную линию. Такая необходимость возникает в том случае, если длина трассы нужна больше, а кабеля не хватает. Для этого используют кабельные муфты, которые позволяют сделать ответвление провода.  Также муфты помогают устранить причины разрыва линии, делая ее более крепкой. Однако крайне важно уметь правильно подобрать кабельные муфты, ведь сейчас существует несколько их разновидностей. В этой статье мы рассмотрим все разновидности муфт, классификацию и поговорим о назначении.

Классификация кабельных муфт

На самом деле классификация муфт совсем несложная. Есть несколько основных видов, они разделяются между собой по способу применения. Для вас мы в интернете нашли вот такую блок-схему, которая позволит без особых усилий подобрать и купить подходящую муфту.

Какие существуют кабельные муфты

Сейчас существует несколько основных кабельных муфт, о самых популярных мы и расскажем вам. Слишком сложные муфты для предприятий мы рассматривать не будем, так как, для домашнего использования они не подходят.

Итак, разновидности кабельных муфт.

Соединительные

Такой тип считается самым востребованным на данный момент. Ведь нужно постоянно выполнять соединение кабелей электрических линий. Обязательное требование к таким устройством – это герметичность. Они могут быть:

  1. Разборные.
  2. Неразборные.

Каждый этот тип подбирается в зависимости от ситуации. Обращайте внимание, что корпус должен быть выполнен из устойчивых материалов, которые не боятся небольших механических повреждений.

Свинцовые муфты

Если нужно соединить провода с алюминиевой или свинцовой оболочкой, тогда используется такой тип. Он имеет простую конструкцию (как показано на фото ниже). Вес муфт внушительный, но по надежности равных сейчас не найти.  

Эпоксидные

Такие муфты применяются для соединения кабеля под землей, в траншеях, тоннелях, шахтах и т.д. Изготавливаются такие изделия из специальной эпоксидной смолы, которая покрывается защитным слоем асбеста или металлическим кожухом. После установки все полость заливается эпоксидной смолой, делая изделие по-настоящему долговечным.

Термоусаживаемая муфта

Такой способ изолирования проводов считается одним из самых простых. Ведь нужно просто соединить провода, а с помощью горячего воздуха добиться герметичного покрытия. Для нагрева можно использовать газовую грелку или обычный вен. Можно выделить несколько преимуществ такой муфты:

  1. Снижается риск пробоя из-за высоких диалектических характеристик.
  2. Материал становится гибким, поэтому его просто устанавливать.
  3. Диапазон усадки огромный. Поэтому можно использовать во время монтажа линий различного диаметра.

Переходные муфты

Их назначение – сделать полную герметизацию кабелей. Обратите внимание, если диаметры переходов разные, такой тип муфт лучше не использовать вовсе.

Ответвительные

Если вам необходимо разделить между собой две линии электропередач, тогда можно использовать ответвительные соединители. С помощью них можно сделать одну целую линию вне зависимости от видов используемых материалов. Сейчас существует широкий спектр разветвлений.

Рекомендации по выбору

Кабельные муфты выбирать правильно крайне важно. Ведь во время соединения должны сохраняться все технические и механические характеристики. Также важно, чтобы они соответствовали всем стандартам и служили долгое время. Поэтому мы рекомендуем посмотреть вот такое видео, где подробно рассказывается о том, как выбрать кабельные муфты. Также рекомендуем почитать о том, как сделать ответвление проводов правильно.

Вот мы и рассмотрели с вами, какие бывают виды и типы кабельных муфт. Эта информация позволит вам сделать правильный выбор и провести качественные монтажные работы.

Полезная статья по теме: как соединить провода.

dekormyhome.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.