Содержание

Электричество и магнетизм

Пусть контур с током помещен в магнитное поле, причем он может вращаться вокруг вертикальной оси OO’ (рис. 5.30-1). Силы Ампера, действующие на стороны контура длиной l, перпендикулярны к ним и к магнитному полю и поэтому направлены вертикально: они лишь деформируют контур, стремясь растянуть его. Стороны, имеющие длину a, перпендикулярны B, так что на каждую из них действует сила F = BIa. Эти силы стремятся повернуть контур таким образом, чтобы его плоскость стала ортогональной B.

Рис. 5.30. Силы, действующие на контур с током в магнитном поле:
1 —  вид сбоку; 2 —  вид сверху (масштаб увеличен) 

Видео 5.7. Контур с током в однородном магнитном поле.

Видео 5.8. Контур с током в неоднородном магнитном поле.

Момент пары сил (рис.

5.30-2) равен

(5.34)

 

где  — плечо пары сил, а  — угол между вектором B  и стороной l.

 Величина, численно равная произведению силы тока I, протекающего в контуре, на площадь контура S = al называется магнитным моментом Pm плоского контура стоком

 

(5.35)

Таким образом, мы можем записать момент пары сил в виде

(5. 36)

Магнитный момент контура с током — векторная величина. Направление Рm  совпадает с положительным направлением нормали к плоскости контура, которое определяется правилом винта: если рукоятка вращается по направлению тока в контуре, то поступательное движение винта показывает направление вектора Pm . Введем в формулу (15.36) угол a между векторами Pm и B. Справедливо соотношение

 

Следовательно,

                             

(5.37)

то есть момент сил , действующий на виток с током в однородном магнитном поле, равен векторному произведению магнитного момента  витка на вектор индукции магнитного поля (рис.  5.31). При  величина момента сил максимальна

Рис. 5.31. Силы, действующие на прямоугольный контур с током в магнитном поле.
Магнитное поле вертикально, а магнитный момент перпендикулярен плоскости контура
 

Видео 5.9. Контур с током в магнитном поле: модель электродвигателя.

Опять-таки прозрачна аналогия с электростатикой: говоря об электрическом диполе, мы получили выражение для момента сил, действующих на него со стороны электрического поля в виде

где  — электрический дипольный момент.

 В системе СИ единицей измерения магнитного момента контура является ампер на квадратный метр (А · м2)

 

Пример. По тонкому проводу в виде кольца радиусом 30 см течет ток 100 A. Перпендикулярно плоскости кольца возбуждено однородное магнитное поле с магнитной индукцией 20 мТл (рис. 5.32). Найти силу, растягивающую кольцо.

 

Рис. 5.32. Силы, растягивающие кольцо с током в магнитном поле 

Решение.

Пусть магнитное поле направлено от нас за плоскость рис. 5.32 (показано крестиками), а ток идет по часовой стрелке. Выделим элемент длины dl, видный из центра под углом  На этот элемент действует сила Ампера  направленная по радиусу кольца. Кроме того, из-за растяжения кольца на концы элемента действуют силы натяжения F, которые и требуется найти в задаче. Проекция этих сила на радиальное направление равна

Приравнивая эту проекцию силе Ампера, находим

александр леготкин                                                                                                  -магнитное поле-

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: лекция с элементами эвристической беседы и демонстрационным экспериментом

.

Цели: 

• ввести  понятие силы Ампера, выявить, от каких факторов зависит величина силы Ампера;

• научить учащихся определять направление действия силы Ампера с помощью мнемонического правила «левой руки» ;

• определить физический смысл модуля вектора магнитной индукции.

 


Ответьте на вопросы:

  1. Что понимают под магнитным полем?
  2. Как направлены линии магнитной индукции?
  3. Как, зная направление линий магнитной индукции, определить направление вектора индукции в данной точке поля?
  4. Дайте определение понятия линий магнитной индукции.
  5. Чем, согласно гипотезе Ампера вызван земной магнетизм?

Сила Ампера .

Магнитное поле действует не только на движущиеся заряженные частицы, но и на токи.

В наиболее простом случае прямолинейного тока I сила, действующая со стороны однородного магнитного поля с индукцией В, направленного так, что линии индукции составляют угол a с направлением тока, равна FA = IBlsin a,   где l – длина участка проводника с током. Эту силу называют силой Ампера.

Опыт показывает, что сила Ампера перпендикулярна плоскости, в кокоторой лежит проводник и вектор В. Направление силы Ампера можно

определить по правилу левой руки.

 

 

 

Правило левой руки: если левую руку расположить так, что четыре вытянутых пальца указывают на направление тока в проводнике, а вектор магнитной индукции входит в ладонь, то отогнутый на 90 градусов большой палец покажет направление силы, действующей на отрезок проводника.

FAmax = IBl – максимальная сила, действующая на отрезок проводника, расположенный перпендикулярно вектору магнитной индукции.

Модуль вектора магнитной индукции численно равен максимальной силе, действующей на отрезок проводника длиной 1 метр при силе тока в нем 1 Ампер.

Единица магнитной индукции – тесла (1 Тл): 1 Тл = 1 Н / (А*м)

 

 

 

 

 

 

 

 

Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
физика
9 класс
Тема урока: Действие магнитного поля на проводник с
током. Сила Ампера.
Учитель: Скворцова Людмила Светозаровна ГБОУ СОШ №521 с
углубленным изучением математики и информатики.
2021
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Вы уже познакомились с устройствами этих приборов.
Все они работают благодаря электромагнитам.
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Опыты Эрстеда. Характеристика магнитного поля – вектор магнитной индукции В.
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
• Из опыта Эрстеда следует:
Ток
создает
Магнитное
поле
Действует на
Магнитную
стрелку
• Ампера заинтересовал вопрос о действии магнитного поля на
электрический ток.
?
Движущийся заряд
(ток)
Создает
Действует ли на
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Историческая справка
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
• Действует ли магнитное поле на проводник
с током?
• Как бы вы ответили на этот вопрос?
• Проведем мысленные опыты.
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Опыты Ампера
Магнитное поле создается
электрическим током
• Магнитное поле действует на
другой электрический ток
Силовой характеристикой
магнитного поля является вектор
магнитной индукции В, он
показывает какая сила действует со
стороны магнитного поля на
проводник длиной 1м в котором
течет ток силой 1А.
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Опыт Ампера
Алюминиевый стержень
Аккумулятор
Ключ
Реостат
Штатив
Подводящие провода
• Дугообразный магнит
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Что произойдет с проводником, если по тему пропустить
ток?
• Как определить в каком
направлении будет
двигаться проводник?
• От чего будет зависеть сила,
действующая на проводник?
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Сила Ампера
В результате опыта установили:
F – сила Ампера
F~I1;
F~l;
F~B
I – сила тока
l –длина проводника
B – вектор магнитной индукции
при α=90°
F= B∙I∙l
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Правило левой руки
Если левую руку расположить так, чтобы
линии магнитного поля входили в ладонь
перпендикулярно к ней, а четыре пальца
были направлены по току, то отставленный
на 90° большой палец покажет направление
действующей на проводник силы
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Правило левой руки
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Выполните следующие упражнения: Зарисуйте эти рисунки в
свои тетради и укажите направление силы Ампера.
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Проверь себя
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Спасибо за внимание!

Сила ампера, сила лоренца.

Прямолинейный проводник длиной 0,2 м находится в однородном магнитном поле с индукцией 4 Тл и расположен под углом к вектору индукции. Чему равен модуль силы, действующей на проводник со стороны магнитного поля при силе тока в нем 2 А? (Ответ дать в ньютонах.)

2. Прямолинейный проводник длиной 0,5 м, по которому течет ток 6 А, находится в однородном магнитном поле. Модуль вектора магнитной индукции 0,2 Тл, проводник расположен под углом к вектору В . Какова сила, действующая на проводник со стороны магнитного поля? (Ответ дать в ньютонах.)

3. При силе тока в проводнике 20 А на участок прямого проводника длиной 50 см в однородном магнитном поле действует сила Ампера 12 Н. Вектор индукции магнитного поля направлен под углом 37° к проводнику Определите модуль индукции магнитного поля. Ответ выразите в теслах и округлите до целого числа.

4. Дан участок прямого проводника длиной 50 см в однородном магнитном поле с индукцией 2 Тл при силе тока в проводнике 20 А и направлении вектора индукции магнитного поля под углом к проводнику. Какова сила Ампера, действующая на этот участок? (Ответ дать в ньютонах.)

5. Проводник с током длиной 2 м находится в однородном магнитном поле с индукцией Причем направление магнитного поля составляет 30° с направлением тока. Чему равна сила со стороны магнитного поля, действующая на проводник? (Ответ дать в ньютонах.)

6. Два длинных прямых провода, по которым протекают постоянные электрические токи, расположены параллельно друг другу. В таблице приведена зависимость модуля силы F магнитного взаимодействия этих проводов от расстояния r между ними.

Чему будет равен модуль силы магнитного взаимодействия между этими проводами, если расстояние между ними сделать равным 6 м, не меняя силы текущих в проводах токов? (Ответ дать в мкН. )

8. Прямой проводник длиной 50 см равномерно поступательно движется в однородном постоянном магнитном поле, направление которого совпадает с направлением вертикальной оси Y (на рисунке эта ось направлена «на нас»). Скорость проводника направлена перпендикулярно ему, и составляет угол 30° с горизонтальной осью X , как показано на рисунке. Разность потенциалов между концами проводника равна 25 мВ, модуль индукции магнитного поля 0,1 Тл. Определите модуль скорости движения этого проводника. (Ответ дать в метрах в секунду.)

Примечание

9. Прямой проводник длиной 25 см равномерно поступательно движется в однородном постоянном магнитном поле, направление которого совпадает с направлением вертикальной оси Y (на рисунке эта ось направлена «на нас»). Скорость проводника равна 1 м/с, направлена перпендикулярно проводнику, и составляет угол 60° с горизонтальной осью X , как показано на рисунке. Разность потенциалов между концами проводника равна 75 мВ. Определите модуль индукции магнитного поля. (Ответ дать в теслах.)

Примечание : вектор скорости лежит в плоскости рисунка.

10.

Как направлена относительно рисунка (вправо, влево, вверх, вниз, к наблюдателю, от наблюдателя) сила Ампера, действующая на проводник 1 со стороны проводника 2 (см. рисунок), если проводники тонкие, длинные, прямые, параллельны друг другу? (I – сила тока.) Ответ запишите словом (словами).

Электрическая цепь, состоящая из четырех прямолинейных горизонтальных проводников (1-2, 2-3, 3-4, 4-1) и источника постоянного тока, находится в однородном магнитном поле, вектор магнитной индукции которого В направлен вертикально вниз (см. рисунок, вид сверху). Куда направлена сила Ампера, действующая на проводник 1-2?

лектрическая цепь, состоящая из четырёх прямолинейных горизонтальных проводников (1-2, 2-3, 3-4, 4-1) и источника постоянного тока, находится в однородном магнитном поле, направленном вертикально вниз (см. рисунок, вид сверху). Как направлена относительно рисунка (вправо, влево, вверх, вниз, к наблюдателю, от наблюдателя) вызванная этим полем сила Ампера, действующая на проводник 2-3? Ответ запишите словом (словами).

Прямолинейный проводник длиной l = 0,1 м, по которому течёт ток I = 2 А, расположен в однородном магнитном поле под углом 90° к вектору B. Каков модуль индукции магнитного поля В, если сила, действующая на проводник со стороны магнитного поля, равна 0,2 Н?

4. В однородном магнитном поле по вертикальным направляющим без трения скользит прямой горизонтальный проводник массой 0,2 кг, по которому течёт ток 2 А. Вектор магнитной индукции направлен горизонтально перпендикулярно проводнику (см. рисунок), В = 2 Тл. Чему равна длина проводника, если известно, что ускорение проводника направлено вниз и равно 2 м/с2?

Прямолинейный проводник, по которому течёт ток, равный 3 А, расположен в однородном магнитном поле с индукцией В = 0,4 Тл под углом 30° к вектору В. Модуль силы, действующей на проводник со стороны магнитного поля, равен 0,3 Н. Какова длина проводника?

В однородное магнитное поле с индукцией 0,085 Тл влетает электрон со скоростью 4,6·10 7 м/с, направленной перпендикулярно линиям индукции поля. Определите радиус окружности, по которой движется электрон.

Электрон движется в однородном магнитном поле в вакууме перпендикулярно линиям индукции по окружности радиусом 1 см. Определите скорость движения электрона, если магнитная индукция поля 0,2 Тл.

В заштрихованной области на рисунке действует однородное магнитное поле, направленное перпендикулярно плоскости рисунка, В = 0,1 Тл. Проволочную квадратную рамку сопротивлением R = 10 Ом и стороной l = 10 см перемещают в плоскости рисунка поступательно со скоростью v = 1 м/с. Чему равен индукционный ток в рамке в состоянии 1?

За это задание вы можете получить 1 балл на ЕГЭ в 2020 году

Задание 13 ЕГЭ по физике посвящено всем процессам, в которых участвует электрическое и магнитное поле. Это один из самых обширных вопросов по количеству охватываемых учебных тем. Так, учащемуся может попасться тема «Закон Кулона, напряженность и потенциал электрического поля», и он будет находить разность потенциалов между точками поля, силу взаимодействия между телами или напряжение, приложенное к концам проводника.

Тема задания 13 ЕГЭ по физике может касаться также магнитного потока и подразумевать вычисление модуля вектора индукции магнитного поля или его направление. Часть вопросов посвящена вычислению силы Ампера и силы Лоренца.

Задание № 13 ЕГЭ по физике подразумевает краткий ответ на свой вопрос. При этом часть вариантов требует записи числового значения величины (с округлением до нужных долей, если ответом является десятичная дробь), а в части ученику придется выбирать из четырех предложенных ответов один, который он считает правильным. Так как время прохождения всего испытания ограничено определенным числом минут, то и на тринадцатом вопросе надолго останавливаться не стоит. Если он вызывает сложности, лучше оставить его на самый конец экзаменационного времени.

Задание №13 ЕГЭ по физике проверяет знание по теме «Электромагнетизм». В задачах данного типа необходимо решить задачи, связанные с электрическим или магнитным полем.

Теория к заданию №13 ЕГЭ по физике

Электрический заряд

Величина, которая определяет силу электромагнитного действия и связывает силу его с расстоянием между действующими друг на друга телами, называется электростатическим зарядом, который характеризует способность тела – носителя заряда — создавать электромагнитное поле около себя, а также испытывать на себе воздействие внешних полей.

Заряды бывают разных знаков. Международной системой принято считать заряд электрона отрицательным, а притягивающий этот заряд – положительным.

Напряженность электростатического поля является векторной величиной, направленной от положительного заряда к отрицательному. Это силовая характеристика электрического поля.

Закон Ампера

Закон Ампера гласит о взаимодействии токов: в параллельно расположенных проводниках токи, текущие в разных направлениях, отталкиваются один другого. Если же токи направлены в одну сторону, проводники притягиваются.

Разбор типовых вариантов заданий №13 ЕГЭ по физике

Демонстрационный вариант 2018

Отрицательный заряд -q находится в поле двух неподвижных зарядов: положительного +Q и отрицательного -Q (смотри рисунок). Куда направлено относительно рисунка (вправо, влево, вверх, вниз, к наблюдателю, от наблюдателя) ускорение заряда -q в этот момент времени, если на него действуют только заряды +Q и -Q ? Ответ запишите словом (словами).

Алгоритм решения:
  1. Проводим анализ рисунка, приложенного к задаче.
  2. Делаем вывод о направлении взаимодействия зарядов.
  3. Определяем направление ускорения.
  4. Записываем ответ.
Решение:

1. Из 2-го з-на Ньютона следует, что направление ускорения физ.тела в любом случае совпадает с направлением вектора равнодействующей силы. Поэтому, узнав направление равнодействующей силы, получим ответ на вопрос задачи.

На рисунке изображены три заряда, причем вверху (1) и внизу (2) расположены заряды разных знаков, а слева – заряд, одноименный с верхним:

2. Равнодействующая сил будет равной: 𝐹⃗=𝐹⃗ 1 +𝐹⃗ 2 , где векторы F 1 и F 2 – силы, действующие на заряд q со стороны зарядов 1 и 2 соответственно.

Известно, что заряды, имеющие одинаковые знаки, отталкиваются, а заряды противоположных знаков притягиваются. Изображаем силы взаимодействия между зарядами:

3. Векторная сумма сил F1 F2 находится по правилу параллелограмма. При этом следует иметь в виду, что величины сил (длины векторов) будут одинаковыми, поскольку заряды –Q и +Q равны по модулю. Это означает, что векторы направлены симметрично относительно вертикальной оси, как бы зеркально отражаясь. А их результирующая, следовательно, направлена вертикально вниз, т.е. вдоль оси симметрии.

Ответ: вниз

Первый вариант задания (Демидова, №1)

В трёх вершинах ромба расположены точечные заряды +q, -2q и +q (q > 0). Куда направлена относительно рисунка (вверх, вниз, влево, вправо, от наблюдателя, к наблюдателю) кулоновская сила F, действующая на отрицательный точечный заряд -Q, помещённый в центр этого ромба (см. рисунок)? Ответ запишите словом (словами).

Алгоритм решения:
  1. Анализируем приложенный к задаче рисунок. Определяем силы, которые действуют на заряд –Q .
  2. Изображаем силы и находим равнодействующую.
  3. Записываем ответ.
Решение:

1. На рисунке показано, какие заряды имеют одинаковые знаки, а какие разные. Слева и справа от заряда –Q расположены заряды положительного знака (+q) , которые притягивают заряд –Q, причем с одинаковой силой. А вверху располагается заряд, одноименный с помещенным в центр ромба. Этот заряд отталкивает –Q .

2. Изобразим все силы, которые действуют на заряд:

Поскольку модули зарядов +q одинаковы, силы двух зарядов, расположенных на горизонтальной прямой (взаимодействие –Q с +q), равны между собой, но противоположны по направлению. Это означает, что результирующая этих двух сил равна 0. Отсюда следует, что равнодействующая всех сил совпадает с направлением третьей силы – силы взаимодействия –Q и –2q. Это направление – вертикально вниз, т.е. вдоль вертикали меньшей диагонали ромба.

Ответ: вниз

Второй вариант задания (Демидова, №7)

В вершинах равнобедренного треугольника расположены точечные заряды -2q, +q > 0 и -2q (см. рисунок). Куда направлен относительно рисунка (вверх, вниз, влево, вправо, от наблюдателя, к наблюдателю) вектор напряженности результирующего электростатического поля в точке О пересечения медиан треугольника?

Алгоритм решения:
  1. Рассматриваем приложенный к задаче рисунок,
  2. Делаем вывод относительно направления векторов напряженности, создаваемой каждым зарядом в точке О.
  3. Определяем, куда направлена суперпозиция напряженностей.
  4. Записываем ответ.
Решение:

1. Изображенный на рисунке треугольник равнобедренный. O – точка, одинаково удаленная от вершин основания, поскольку это точка пересечения медиан. В вершинах основания помещены одинаковые заряды -2q.

2. Вектор напряженности имеет начало у положительного заряда и направлен к отрицательным (красные стрелки):

Поскольку заряды –2q одинаковы по модулю, то величина векторов Е одинакова. Это означает, что их результирующая (синяя стрелка) равноудалена от каждого из них, т.е. будет иметь направление в правую сторону по линии медианы, проведенной к основанию, а это – направление вправо по горизонтали.

Ответ: вправо

Третий вариант задания (Демидова, №25)

Как направлена (вверх, вниз, влево, вправо, от наблюдателя, к наблюдателю) сила Ампера, действующая на проводник № 3 со стороны двух других (см. рисунок)? Все проводники прямые, тонкие, длинные, лежат в одной плоскости и параллельны друг другу. Сила тока I во всех проводниках одинакова. Ответ запишите словом (словами).Третий вариант задания (Демидова, №25)

Алгоритм решения:
  1. Анализируем схему направления токов в проводниках.
  2. Ищем направление силы Ампера, действующих на проводник №3.
  3. Аналогично ищем направление силы со стороны 1-го проводника.
  4. Определяем результирующее направление.
  5. Записываем ответ.
Решение:

1. Из з-на Ампера следует, что тонкие параллельные проводники с постоянным током, движущимся в одном направлении, притягиваются, а с токами, движущимися в противоположном направлении, отталкиваются. Это означает, что проводники №2 и №3 притягиваются, а проводники №1 и №3 отталкиваются.

2. Поскольку проводники параллельны между собой и расположены по горизонтали, то силы притяжения проводников направлены по вертикали (т.е. перпендикулярно). При этом сила притяжения проводника №3 к проводнику №2 направлена вертикально вверх (красная стрелка), а сила отталкивания проводника №3 от проводника №1 – вертикально вниз (синяя стрелка).

3. Но поскольку проводник №2 ближе к 3-му, чем №1, то при одинаковых силах токов воздействие со стороны 2-го проводника окажется более сильным, т.е. сила притяжения будет большей, чем сила отталкивания. Следовательно, результирующая направлена вертикально вверх.

При создании картины с учётом творческого замысла и сюжета композиции художник выбирает или задаёт высоту точки зрения, а на её основе определяет положение линии горизонта.

При изучении перспективы очень часто линию горизонта считают дугообразной, учитывая сферическую форму Земли. Однако, сравнивая размеры Земного шара с ничтожно малым участком его контура, охватываемого полем зрения человека, край поверхности моря(или Земли) воспринимается горизонтальной воображаемой линией.

В этом легко можно убедиться, если встать на открытой равнинной местности или на берегу моря и на уровне глаз горизонтально расположить линейку или карандаш. Тогда в пределах поля зрения край линейки совпадает с краем моря или равнинной местности, т. е. с воображаемой линией горизонта. Следовательно, при небольшом участке видения пространства эта округлость Земли не ощутима для нашего зрения, поэтому горизонт воспринимается горизонтальной линией. Вместе с тем, если поворачивать глаза в обе стороны, не двигая головой, то при большом охвате открытого пространства зрением человека эта незначительная округлость земной поверхности слегка ощущается.

Сферичность Земли особенно проявляется при глубинном охвате пространства морских далей. Мысленно представим, что мы стоим на берегу моря и смотрим вслед уплывающему пароходу, фиксируя при удалении его видимость.

На схеме отметим первоначальное положение парохода при небольшом удалении и с незначительным уменьшением его величины (I). С приближением к горизонту пароход с берега будет виден ещё полностью, но по размерам очень небольшим (II). Затем будет видна его верхняя палубная часть с дымящейся трубой (III), и, наконец, можно заметить только шлейф дыма (IV).

Таким образом, схематичный рисунок, сделанный на основе наблюдений, наглядно показывает на существующую в действительности сферическую форму поверхности Земли.

На основе этого примера зафиксируем наблюдения зрителя, стоящего на берегу моря, за движением вереницы парусников, уплывающих в направлении к горизонту.

Заметим, что в действительности траектория их движения зрительно воспринимается по кривой с учётом сферичности Земли. Вместе с тем изображение вереницы парусников на картине, выполненное по строгим законам перспективы, будет другим. Направление пути, движущихся к горизонту один за другим парусников, теоретически представляет собой прямую линию с предельной точкой на горизонте, а при их построении — две параллельные прямые с точкой схода.

Таким образом, при глубинном охвате зрением человека открытого пространства (морских далей) с движущимися объектами округлость Земли слегка ощущается. Рассматривая удалённое пространство у горизонта, дугообразность контура земного шара также чуть заметна. Однако при охвате полем зрения небольшого участка края земли горизонт воспринимается горизонтальным. Зафиксируем эти примеры в памяти и будем учитывать их при рисовании с натуры и создании композиций, связанных с подобным сюжетом.

С учётом положения на картине линия горизонта может быть высокой, средней и низкой. Если она находится на одинаковом расстоянии от верхнего и нижнего рая картины, то это средний горизонт.

Принято считать линию горизонта высокой при расположении её выше середины картины и низкой, если она ниже середины. При этом не имеет значения, в каком месте верхней и нижней половины картины находится высокий и низкий горизонт. Заметим, что в данных примерах разное положение линии горизонта на картине связано с изменением высоты точки зрения (то есть рисующего) относительно предметной плоскости. Расстояние, определяемое положением точки зрения до картины, в этом случае не менялось. Поэтому в каждой из картин условно заданная величина ширины шоссейной дороги, у которой стоит зритель, одинаковая.

С изменением высоты положения зрителя и линии горизонта, соответственно меняется и композиция картины. Каждый раз, для более удачного размещения изображения на листе, стоит задуматься, какое положение линии горизонта будет в данном случае наиболее удачным.

Итак, расстояние от основания картины до линии горизонта определяет высоту точки зрения, т. е. положение зрителя относительно предметной плоскости. Однако в некоторых случаях при изображении одного и того же сюжета (пейзажа, натюрморта, жанровой композиции) на картине можно задать разное положение линии горизонта, сохранив неизменной высоту точки зрения. В этом случае изменяется расстояние от зрителя до картины. Рассмотрим пример.

На картине изображена окраина города, которая ограничена тремя рамками одинакового размера. В связи с удалением картины меняется расстояние от неё до зрителя и положение на ней линии горизонта — высокая, средняя, низкая.
Вместе с тем высота точки зрения оставалась неизменной, так как зритель находился на одном и том же месте.

Рассмотрим другой пример. На двух картинах изображён один и тот же натюрморт, который ограничен рамкой одинакового размера, но с различным её положением.

На горизонтальной картине — высокий горизонт, поскольку он расположен ближе к верхнему краю рамки, а на вертикальной — средний. Вместе с тем, высота точки зрения не менялась, а следовательно, и положение линии горизонта на картине относительно предметов натюрморта, т. к. рисующий находился на одном и том же месте и сохранилось неизменным дистанционное расстояние.

Положение горизонта на картине и высота зрителя относительно изображённых предметов иногда могут не совпадать. В рассмотренных выше примерах определение высоты горизонта дано с учётом её положения на картине. На практике при рисовании с натуры высоту линии горизонта иногда определяют иначе — на основе положения зрителя относительно изображаемых предметов. Так, например пейзаж (см. илл.28) обозревается с высокого места расположения зрителя. Однако, выбирая с учётом композиции положение картины, линия горизонта на ней может быть средней и низкой. В этом случае и происходит «несовпадение! Высокой точки зрения с положением горизонта на картине.

Полезно знать, как осуществляется поиск удачного размещения объекта на листе. При рисовании с натуры известен практический приём использования видоискателя для определения положения листа бумаги с расположением на нём изображаемых объектов, дистанционного расстояния и высоты линии горизонта. Для этого на бумаге вырезают прямоугольник, стороны которого пропорциональны листу, выбранному для рисования. Держа в руках видоискатель и направляя его на изображаемый объект, рисующий фиксирует через прямоугольное отверстие наиболее удачное композиционное размещение предметов при горизонтальном или вертикальном положении листа с учётом высоты линии горизонта.

При рисовании с натуры нужно уметь правильно определять линию горизонта, относительно изображаемых предметов и задавать её положение на картине. На равнинной местности при рисовании пейзажа линия горизонта чётка видна, как граница между небом и видимой частью земли. Если она закрыта какими-либо объектами, тогда её находят с помощью стакана с водой, поднятого на такую высоту, чтобы уровень воды был виден как прямая линия, которая зрительно и определяет положение горизонта. Этот же приём используют в помещении при рисовании с натуры.

Итак, как же правильно задать на картине линию горизонта и отчего это зависит? Высоту линии горизонта рисующий выбирает с учётом задач, которые перед ним поставлены. В зависимости от того, рисует ли он с натуры или по памяти, работает ли над созданием творческой композиции или выполняет перспективное изображение по чертежу объекта (плану и фасаду здания, например) — на основе этого и определяется высота точки зрения и положение линии горизонта на картине.

Высокий горизонт, как правило, выбирают в пейзаже с изображением просторов бескрайних степей и полей, лесных массивов и речных далей для выявления большей глубины пространства. Его используют при изображении панорамы города с высоты «птичьего полёта» или улицы при обозрении её с высокого места положения зрителя.
Низкий горизонт используют в пейзаже для показа большого пространства неба с грозовыми тучами или с освещёнными солнцем облаками.

В сочетании с удлинённостью картины низкий горизонт создаёт впечатление её панорамности, охвата большого пространства и непрерывности движения объектов при изображении какого-либо характерного сюжета (скачки, авторалли, бегущие лыжники и пр.)

Низкий горизонт художники используют при вертикальном расположении картины для придания монументальности высоким объектам или для передачи величия персонажа.

ампер — Викисловарь

Английский

Альтернативные формы[править]

Этимология

Назван в честь французского физика Андре-Мари Ампера.

Произношение[править]

  • (США) IPA (ключ) : /ˈæmˌpɪər/, /ˌæmˈpɪər/
  • (Великобритания) IPA (ключ) : /ˈæmˌpɛər/
  • Дефис: am‧pere

Существительное[править]

ампер ( множественное число ампер )

  1. Единица электрического тока, стандартная базовая единица Международной системы единиц; в просторечии усилитель.Аббревиатура: amp, Символ: A
    Определение: Ампер, символ А, является единицей измерения электрического тока в системе СИ. Он определяется путем принятия фиксированного числового значения элементарного заряда e равным 1,602 176 634 x 10 −19 при выражении в единицах C, что равно A s, где секунда определяется через Δν Cs. . (Международное бюро мер и весов)
Производные термины[править]
Переводы[править]

единица электрического тока


Каталонский[править]

Произношение[править]

Существительное[править]

ампер   м ( во множественном числе ампер )

  1. ампер

Восточный Арренте[править]

Существительное[править]

ампер

  1. (анатомия) колено

Ссылки[править]


Галисийский[править]

Существительное[править]

ампер   м ( во множественном числе ампер )

  1. ампер
    Синоним: amperio

Индонезийский[править]

Этимология

От голландского ампер , от французского ампер , назван в честь Андре-Мари Ампера.

Произношение[править]

  • IPA (ключ) : [amˈpɛrə]
  • Дефис: am‧pè‧rê

Существительное[править]

ампер ( первое лицо притяжательное ампереку , второе лицо притяжательное амперму , третье лицо притяжательное амперэнья )

  1. ампер

Дальнейшее чтение[править]


итальянский[править]

Существительное[править]

ампер   м ( неизменно )

  1. ампер
Связанные термины[править]

Анаграммы


Норвежский нюнорск[править]

Этимология

Назван в честь французского физика Андре-Мари Ампера.

Существительное[править]

ампер   м ( определенное единственное число ампер , неопределенное множественное число ампер , определенное множественное число 3 3


)

  1. ампер

Ссылки[править]


Португальский[править]

Альтернативные формы[править]

Существительное[править]

ампер м ( во множественном числе ампер )

  1. ампер (единица электрического тока)

Испанский[править]

Произношение[править]

  • МФА (ключ) : /amˈpeɾe/, [ãmˈpe. ɾe]

Существительное[править]

ампер   м ( во множественном числе ампер )

  1. Альтернативная форма амперион

Дополнительная литература[править]


Шведский[править]

Произношение[править]

Существительное[править]

ампер   c

  1. ампер
Склонение[править]
Связанные термины[править]

Ссылки[править]

Что означает AMP?

AMP

AMPere

Академия и наука » Электроника и многое другое…

AMP

аденозин монофосфат

аденозин и наука »Химия – и многое другое . ..

Оцените это:
AMP

Amiga Music Saveration

сообщество »Новости и СМИ

AETNA

Процесс управления Aetna

Бизнес »Общий бизнес

AMP

Ampule

Medical» Физиология – и многое другое. ..

Apache

Apache, MySQL, и PHP

вычислений »Программное обеспечение

Оценить:
AMP

Азиатский массажный салон

AMP

Audio Player

Вычислительная техника » Общая вычислительная техника — и многое другое. ..

AMP

Американцы для медицинского продвижения

Медицинские »Ветеринария – и многое другое …

Оцените:

Дополнительные СМИ

AMP

Реклама, маркетинг , А продвижение

Бизнес »Маркетинг

AMP

AMP

PRIVALIONG ATOM

Оцените:
AMP 9 0008 Альтернативная музыка Pub

сообщества »Музыка

AMP

Оцените это:

Программа активных измерений

AMP

Aliani Mahasiswa Papua

»Unlassified

AMP

Arment Material Plan

АМП 9 0297

Расширенные мультимедийные продукты

Бизнес » Компании и фирмы — и многое другое. ..

AMP

Правительство »

AMP

Apache Mysql Perl

Разное »классифицировано

Оценить:
AMP

Aero Marine Products

Разное» классифицировано

Оцените:
AMP

Asthma Management

Оценить:
AMP

Все Медиа-пасс

Сообщество » Новости и Media

Asociación de Maestros Paternos

Интернационал »Гватемалан

Оценить:
AMP

Audio Media Productions

Сообщество »Новости и СМИ

Оценить: